«Страсти по Судану» на Капитолийском холме

Спецпредставитель США по Судану С.Грейшен, выступая на днях на слушаниях Комитета по международным делам Сената США, наконец-то предельно четко и ясно, без всяких оговорок и дипломатических условностей, обозначил свое видение решения суданской проблемы.

«Санкции, которые мы уже десятилетие соблюдаем в отношении Судана, мешают развитию наших усилий на этом направлении», — заявил С.Грейшен. Он также заметил, что «половина из них является анахронизмом, от которого страдают не только наши (американские-авт.) интересы, но и экономическое развитие самого Судана». А это, в свою очередь, серьезно осложняет процесс внутрисуданского урегулирования в целом.

То же самое касается, по оценке С.Грейшена, и списка Госдепартамента США стран-спонсоров терроризма, в котором Судан занимает «почетное» место. При этом С.Грейшен фактически признал, что, начиная с 2000 года, Судан и США, несмотря на политические разногласия, «поддерживают активные контакты в области борьбы с экстремизмом». Он также заявил, что «Судан принимает действенные меры по пресечению контрабанды оружия через свою территорию из Ирана в Сектор Газа».

В этой связи вспоминается утечка информации в ряде суданских СМИ о том, что между Суданом и США существует секретное соглашение, которое предусматривает активный обмен разведданными в отношении активности «Аль-Каиды» на Ближнем и Среднем Востоке, а также в отношении ХАМАС. Ряд независимых экспертов подтверждают наличие такого соглашения. Суданские власти эту утечку дезавуировали, однако представляется, что это лишь еще одна дипломатическая уловка Хартума.

На слушаниях в комитете С.Грейшену пришлось отстаивать свою позицию. Оппоненты у него очень серьезные. Это и Госдепартамент, и представитель США в ООН С.Райс, и, наконец, помощник президента США по национальной безопасности Д.Джонс. Все они категорически против уступок Хартуму и принятия на себя различного рода обязательств.

Эти слушания в Сенате явились своего рода «водоразделом». С.Грейшен, который ранее старался «не выносить сор из избы», на этот раз был по-солдатски лаконичен и бескомпромиссен. Он сравнил позицию своих оппонентов с «попыткой вести осла с помощью морковки на палочке, что в этой ситуации недопустимо». Он добавил, что не надо бояться обязательств. «Обязательства – это не догма, а лишь орудие для давления и маневра». Это уже открытый вызов Госдепартаменту. Теперь интрига заключается лишь в том, кто кого победит в этой битве титанов, а вернее, кого послушает президент Б.Обама. Здесь не все так однозначно. Вспомним, как новый президент поменял свою позицию в отношении пыток исламистов.

Примечательно, что С.Грейшен «определился с терминами» сразу же после своего очередного вояжа в Судан, где он провел «очень плодотворные консультации» в Хартуме. Смеем предположить, что С.Грейшен получил от суданских властей гарантии того, что все вопросы по ВМС и нормализации ситуации в Дарфуре (включая возвращение международных гуманитарных организаций) будут решены сразу же после снятия экономических санкций. Представляется также, что суданцы в этом случае готовы также взять на себя «повышенные» обязательства по вопросам антитеррористического сотрудничества. У С.Грейшена велик соблазн, вот так «одним ударом» развязать суданский узел. И не просто развязать, а вернуть Судан в ряды американских стратегических партнеров в Африке.

Позицию С.Грейшена не уважают на юге Судана. Притихшая поначалу Джуба теперь оживилась, явно нащупав брешь в рядах американских «друзей». За день до слушаний в Сенате (представляется, что совершенно случайно), представитель Суданского народно-освободительного движения (СНОД) П.Амум заявил, что «США не должны снимать санкции с Хартума, так как это ставит под угрозу выполнение Всеобъемлющего мирного соглашения». По мнению спикера законодательного собрания Южного Судана, «американцы не должны снимать санкции с Судана, а наоборот использовать их как дубину для продвижения вперед этапов ВМС». Очень знакомый мотив. Фактически перепев позиции С.Райс и иже с ней. Опять же чисто по случайности, в тот же день бывший представитель США по Судану Винтер заявляет, что «референдум о независимости Юга должен состояться при любых условиях. Независимо, захочет этого Хартум или нет. У Юга есть полное право на демократическое волеизъявление, и он может провести этот референдум автономно по своей инициативе», — заявил сенатор Винтер.

При этом позиция С.Грейшена по этому вопросу предельно ясна. Он, несомненно, за проведение референдума. И так же, несомненно, он против образования нового «проблемного» государства в Африке. Он в этом мнении не одинок. Эта солидарная позиция всех специальных представителей по Судану, руководства ООН и международных посредников в рамках «катарской инициативы». Ее стараются не озвучивать, видимо из-за соблюдения политкорректности, но общее мнение о способности южносуданских властей управлять государством является негативно солидарным. Эту же позицию подтвердил и Египет, который на этой неделе четко дал понять, что выступает за сохранение единства Судана.

Провоцировать южан в этой ситуации для удовлетворения собственных политических амбиций, по нашей оценке, преступно. Наоборот, Джуба должна четко понимать, что идея независимости не конструктивна. Необходимо убедить Джубу, что сохранение единства страны по различным моделям (федерация, конфедерация) единственно приемлемый вариант.

На Юге, тем не менее, активно готовятся к всеобщим выборам в следующем году. Поняв, и видимо внутренне смирившись, с тем, что «невыгодные» для нее итоги переписи населения все-таки придется признать, Джуба начала разрабатывать новую тактику «покорения» северных провинций Судана. СНОД начал активную работу по объединению потенциальных лояльных выборщиков на Севере под эгидой женской и молодежной партийной организации. Эта идея не так уж абсурдна. По данным СНОД на Севере сейчас живет 450 тыс. уроженцев южных провинций, которые фактически не охвачены партийной заботой. На подходе – образование профессиональных (юристы, врачи и т.п.) «южносуданских» ассоциаций в северных провинциях. Опять же с целью подойти к выборам организованно. Насколько это может реально повлиять на результаты выборов, сказать сложно. Ясно одно, в СНОД поняли со всей однозначностью, что всеобщие выборы «замылить» не удастся.

52.25MB | MySQL:103 | 0,501sec