Оценки в Израиле соглашения о демаркации морских границ с Ливаном. Часть 1

Израильское правительство 22 октября с.г. сообщило администрации ДЖ.Байдена, что готово подписать соглашение о демаркации морских границ с Ливаном. Президент Ливана Мишель Аун объявил об одобрении сделки Ливаном. Верховный суд Израиля рассматривал четыре апелляции против соглашения, что потенциально могло задержать его ратификацию, но в итоге их отклонил, открыв путь для одобрения сделки кабинетом министров, заседание которого намечено на четверг[i]. Если кабинет, как ожидается, одобрит соглашение, премьер-министр Яир Лапид его подпишет.

В СМИ сообщается, что Амос Хохштейн, советник Госдепартамента США по энергетике, прибудет в Ливан до церемонии подписания, которая должна состояться в городе Накура, где делегации из Израиля и Ливана, вероятно, подпишут соглашение в разных комнатах, при этом ливанцы поставят подпись только после того, как это сделает представитель Израиля. После этого обе стороны отправят письма в ООН с изложением условий сделки. Президент Ливана все еще решает, кто возглавит ливанскую делегацию в Накуре, где проходили предыдущие раунды переговоров по морской границе. Израиль, скорее всего, будет представлять советник по национальной безопасности Эяль Хулата.

За этим последуют переговоры о демаркации морской границы между Бейрутом и Дамаском, а также об их коррекции с Кипром.

Соглашение предусматривает признание границы Израиля («линии буев»), установленной в 2000 г. на пять километров от побережья города Рош-ха-Никра. Далее израильская граница будет проходить по южному краю спорной территории, известной как «Линия 23». Ливан получит экономические выгоды от района к северу от этой линии, включающего газовое месторождение «Кана», в то время как Израиль приступит к реализации планов по добыче газа на месторождении «Кариш».

Согласно заявлению Я.Лапида, в соответствии с согласованными условиями Израиль «получит примерно 17% доходов от ливанского газового месторождения «Кана-Сидон», если и когда они его откроют». Он также утверждал, что сделка «предотвратит» возможную войну с «Хизбаллой», и опроверг заявления представителей оппозиции о том, что доходы будет получать эта «ливанская террористическая группировка»[ii].

Омер Достри, специалист в области стратегии и национальной безопасности Израиля из Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), отмечает, что спор о морской границе между Израилем и Ливаном касается как разграничения территориальных вод (поскольку речь идет о пограничной береговой линии), так и делимитации исключительной экономической зоны. Открытие запасов природного газа в Восточном Средиземноморье обострило необходимость достижения соглашения между Израилем и Ливаном, поскольку некоторые из них расположены в оспариваемых двумя странами районах.

Первоначальным требованием Израиля о проведении границы с Ливаном было разграничение по линии 1[iii] как продолжение линии обороны (которой придерживается в своих действиях ЦАХАЛ, и по ней проходит граница территориальных вод вблизи израильского побережья у Рош-ха-Никра), а Ливан предлагал перенести границу южнее, на «Линию 23» (к северу от месторождения «Кариш»). И израильская, и ливанская линии проходили по предполагаемому месторождению «Кана» (это не подтвержденное месторождение, а геологическая структура, в которой могут находиться запасы газа, т. к. она схожа со структурами, в которых были найдены месторождения «Афродита», «Тамар» и «Левиафан». Она начинается севернее линии 1, то есть расположена в бесспорных территориальных водах Ливана, и заканчивается южнее «Линии 23» – в бесспорных территориальных водах Израиля)[iv]. В феврале 2022 г. Ливан выдвинул новое условие, внеся предложение провести границу южнее «Линии 23» в сторону Израиля – по «Линии 29» (через «Кариш»). Эксперт считает, что в этом случае Ливан преследовал цель добиться от Израиля компромисса, который заключался бы в согласии израильской стороны с изначальным требованием разграничения по «Линии 23».

О.Достри напоминает, что «переговоры по проведению морской границы между Израилем и Ливаном начались в 2010 г. при посредничестве администрации Б.Обамы. Тогда Соединенные Штаты предложили компромисс, получивший одобрение Израиля, согласно которому Ливан мог получить 55% спорной территории, а Израиль — 45%. Предложение фактически создавало «Линию H», которая проходила между израильской и ливанской линиями. Стороны должны были заключить соглашение на ее основе. Правительство Ливана отказалось пойти на такой компромисс. В интервью израильским СМИ 3 октября 2022 г. Дэвид Шенкер, американский посредник при администрации Д.Трампа, заявил, что «тот факт, что Израиль согласился на 23-ю линию, для меня означает, что удовлетворены 100% требований Ливана». Эксперт заключает, что еще при Трампе компромисс был основан на предложении администрации Обамы. В подтверждении тому приводится высказывание Дэвида Фридмана (посла США в Израиле при Трампе), согласно которому Израиль и Ливан были близки к достижению соглашения в соответствии с планом Обамы от 2010 г.: «Мы почти договорились, когда речь шла о разделении 55-60% Ливану и 40-45% – Израилю. Никто не предполагал, что [сегодня] раздел будет осуществлен на 100% в пользу Ливана и ноль процентов – Израилю».

Условия соглашения О.Достри расценивает так, что «израильское правительство не только отказалось от своего первоначального требования по проведению границы по «Линии 1», не только полностью отказалось от «Линии H» (в соответствии с компромиссом, достигнутым за последнее десятилетие и получившим американскую поддержку), но также согласилось с требованием Ливана о границе по «Линии 23». Израильская сторона также полностью отказалась от неподтвержденного месторождения «Кана» (хотя по «Линии 23» его небольшая часть должна была отойти Израилю). Кроме того, по словам советника по национальной безопасности Эяля Хулаты, «Израиль даже отказался от почти 10 кв. км своих территориальных вод».

Согласно договору, компании, которые будут добывать газ на месторождении «Кана» (французская «Тоталь» и итальянская ENI должны будут выплатить Израилю вознаграждение (роялти), но не в рамках их экономического соглашения с Ливаном. Израиль фактически не будет получать фиксированные гонорары за добычу газа на части месторождения «Кана», а будет «продавать» свои «права» на этот участок. Такое соглашение должно быть подписано почти одновременно с договором, заключенным производителем с Ливаном. Эксперт указывает на то, что таким образом с экономической точки зрения Израиль может потерять деньги, если подпишет договор о продаже по цене, которая окажется незначительной по сравнению с обнаруженными в будущем запасами газа на этом участке месторождения.

По мнению О.Достри, «даже в политической области Израиль не может похвастаться достижениями. Соглашение между Израилем и Ливаном не является двусторонним, в рамках нормализации отношений с другой арабской страной в духе «Авраамовых соглашений», а заключено с США и ООН. Кроме того, статья B-1 соглашения сохраняет статус-кво и не признает морскую границу (по «линии буев») между Израилем и Ливаном в качестве международной границы, т.к. она должна быть проведена странами в рамках соглашения о сухопутной границе».

Отмечается, что «раздел B-1 также имеет значение с точки зрения безопасности, поскольку у «Хизбаллы» появится предлог (в периоды эскалации) для действий против находящихся в этом районе израильских вооруженных сил, включая операции по наблюдению и сбору разведданных, использование дронов, БПЛА и беспилотных судов, и запуск противокорабельных ракет. Кроме того, хотя Ливан не сможет подписать соглашение с газодобывающей компанией, находящейся под санкциями ООН, он сможет это сделать с добывающей компанией, включенной в американский санкционный список. Этот раздел соглашения представляет собой опасную возможность для враждебных элементов обосноваться на расстоянии соприкосновения с израильским побережьем и месторождением «Кариш». Например, Ливан мог бы позволить иранской «газодобывающей компании» (а на самом деле, Корпусу стражей исламской революции и Министерству обороны Ирана) обосноваться там под видом бурения и разведки газа».Таким образом, Израиль не добился ни политического прорыва, ни экономических достижений, ни улучшения своей ситуации с безопасностью (а наоборот).

Эксперт JISS также оценивает соглашение о морской границе в свете задачи сдерживания «Хизбаллы». Он отмечает, что к его подписанию подходят именно в то время, когда эта организация подняла планку своих угроз в адрес Израиля. В прошлом году генеральный секретарь «Хизбаллы» Хасан Насралла попытался создать уравнение, согласно которому добычу Израилем газа на месторождении «Кариш» до достижения договоренности с Ливаном они встретят атакой не только по газовым месторождениям Израиля, но и по другим целям на его территории. Эти угрозы были подкреплены запуском трех беспилотников в сторону израильских экономических вод 2 июля 2022 г. Угрозы и действия «Хизбаллы» также усилили ее влияние внутри Ливана, даже среди тех, кто выступал против нее. После того, как Израиль принял условия соглашения, они стали утверждать, что «сопротивление» обладает весом и влиянием.

По мнению О.Достри, «даже если в Израиле в действительности не были впечатлены угрозами Насраллы, когда израильское руководство поспешило объявить о достигнутом соглашении с Ливаном, была создана видимость его капитуляции и страха перед вызовами со стороны «Хизбаллы»». Эксперт полагает, что «в такой ситуации Израиль поступил бы правильно, если бы отложил подписание соглашения до начала добычи газа на месторождении «Кариш», чтобы показать, что угрозы «Хизбаллы» не имеют к этому никакого отношения».

Эксперт считает, что позиция сторонников соглашения (которые исходят из того, что его подписание предотвратит войну с «Хизбаллой», неизбежную в свете угроз ее лидера) не учитывает другие возможности и сценарии. В качестве примера он приводит более  жесткие и откровенно угрожающие действия ЦАХАЛа в отношении «Хизбаллы» и Ливана, помимо военных приготовлений на границе (что частично было сделано). По мнению эксперта, в этом случае напряженность закончилась бы без начала войны. Так же для него совсем не факт, что согласование геостратегического договора и передача суверенных территорий в любой ситуации (как например в неблагоприятных для Израиля условиях и заключения договора под давлением) обязательно лучше, чем военный раунд или несколько дней боев между Израилем и «Хизбаллой». То есть, он настаивает на том, что Израилю не нужно избегать военной конфронтации с «Хизбаллой» любой ценой.

О.Достри оспаривает еще одно утверждение некоторых сторонников соглашения, которое заключается в том, что после того, как Ливан получит доступ к газовому месторождению, ему, и в частности «Хизбалле», будет что терять в случае конфликта с Израилем. По мнению эксперта, даже без соглашения им есть что терять. «Ливан по-прежнему является страной с жизненно важной национальной инфраструктурой, которую Израиль наверняка атакует в случае войны. Во внутренней политике «Хизбалла» также переживает по поводу ослабления и трудностей в связи с потерей большинства в парламенте шиитским лагерем, поддержанным Ираном на выборах 2022 г.», – пишет эксперт JISS. Он допускает, что в этих условиях Бейрут не спешил бы начинать войну против Израиля, так как это может привести к большим разрушениям в Ливане, и вина будет возложена на шиитскую организацию.

О.Достри делает пессимистический вывод, что Израиль пошел на существенные уступки, которые могут нанести ущерб безопасности государства, а также, в определенной степени энергетической независимости и прибыли израильского энергетического сектора. По его словам, «Израиль отказался от всех своих требований (и даже больше) в важной геостратегической области и передал суверенные территории без политической, экономической компенсации или компенсации в сфере безопасности. Соглашение о морской границе между Израилем и Ливаном не улучшает позиции Израиля на политической и международной арене, поскольку Бейрут не готов признать этот документ двусторонним. Ливан не готов признать израильскую «линию буев» международной границей и косвенно окончанием конфликта по поводу разграничения по морю. Израиль отказался от доходов, которые можно было бы ожидать от месторождения «Кана» и лишился определенной политической мощи страны, обладающей дополнительными запасами газа. Израиль также допускает закрепление враждебных элементов в районе месторождения «Кана», что может нанести ущерб его национальной безопасности. Все это в обмен на якобы предотвращение войны между Израилем и «Хизбаллой», которая не факт, что произошла бы, если бы Израиль не подписал соглашение»[v].

[i] Lebanon, Israel set to sign maritime deal Thursday, US envoy confirms // Times of Israel. 23.10.2022. https://www.timesofisrael.com/lebanon-israel-set-to-sign-maritime-deal-thursday-us-envoy-confirms/

[ii] Israel said to tell US it can ink maritime deal with Lebanon as soon as Wednesday // Times of Israel. 22.10.2022. https://www.timesofisrael.com/israel-said-to-tell-us-it-can-ink-maritime-deal-with-lebanon-as-soon-as-wednesday/

[iii] Существует несколько  версий появления линии 1 — от наложения израильско-кипрского и ливано-кипрского договоров о границах и до французско-британских соглашений 1920-х гг. Эта линия не получила международного признания и израильская сторона рассматривала ее как исходную позицию на переговорах. См.: Сближение с Евросоюзом, граница с Ливаном и инфляция: Израиль в фокусе // Eurasia Daily. 05.10.2022. https://eadaily.com/ru/news/2022/10/05/sblizhenie-s-evrosoyuzom-granica-s-livanom-i-inflyaciya-izrail-v-fokuse

[iv] Сближение с Евросоюзом, граница с Ливаном и инфляция: Израиль в фокусе // Eurasia Daily. 05.10.2022. https://eadaily.com/ru/news/2022/10/05/sblizhenie-s-evrosoyuzom-granica-s-livanom-i-inflyaciya-izrail-v-fokuse).

[v] ישראלית כניעה – ללבנון ישראל בין הימי הגבול הסכם / JISS. 19.10.2022. https://jiss.org.il/he/dostri-the-maritime-border-agreement-between-israel-and-lebanon/

62.88MB | MySQL:102 | 0,546sec