Ситуация в Турции: июль 2009 г.

Подписание в Анкаре Межправительственного соглашения о реализации проекта НАБУККО стало в июле самым заметным в Турции международным событием. Именно с этой целью 13 июля в новом, открытом накануне в турецкой столице пятизвездочном отеле собрались представители 17 государств, ряда международных организаций, европейских банков и международных организаций, включая председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, спецпредставителя президента США по евразийским энергетическим вопросам Ричарда Моргингстара, комиссара ЕС по энергетическим вопросам Андриса Пиелбалгса.

Турция, Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния и Ирак были представлены на уровне премьер-министров. От Грузии на мероприятии присутствовал президент Михаил Саакашвили. Азербайджан, Сирия и Египет направили на церемонию подписания министров энергетики, природных ресурсов и нефти. Германию представлял заместитель министра экономики и технологий. Благодаря турецким СМИ, без всяких на то реальных оснований, была создана не оправдавшая себя интрига «о прибытии в Анкару и российской делегации на высоком государственном уровне».

В соответствии с предварительной договоренностью, подписи под документом поставили премьер-министры пяти стран /Турции, Австрии, Венгрии, Болгарии, Румынии/, которые уже на нынешнем этапе готовы принять участие в организации финансирования строительства будущего газопровода и «содействовать инвестициям в этот проект». Необходимо отметить, что переговоры о подписании данного документа шли очень трудно. В частности, Турция практически за сутки до мероприятия пыталась отстоять свое право на использование по своему усмотрению 15 % «голубого топлива» от объема газа, который будет прокачиваться через будущий трубопровод. Партнеры Анкары не согласились с таким требованием и турецкая сторона была вынуждена отказаться на нынешнем этапе от этого пункта, который считался одним из основных и привлекательных в позиции Турции.

Министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз, выступая 17 июля в Стамбуле на конференции, посвященной политике страны в области энергетики, назвал подписание учредительных документов по проекту Набукко поворотным моментом не только в стратегии в области энергетики, но и во внешней политике Турции. Отвечая тем, кто «временами чувствует сомнения в возможности осуществления проекта», Танер Йылдыз заявил: «Турция уже не та приниженная и жалкая страна, которой она была 10 или 30 лет назад. Это большая страна, которая старается занять подобающее ей место в мире, ощущающая результаты своих усилий, входящая в число 17 наиболее развитых мировых экономик, способная стать локомотивом многих глобальных проектов, благодаря своей решительности и воле».

Турецкий министр считает, что в области энергетики Турции необходимо сотрудничать с Россией, США, ЕС и всеми соседними странами, и в этой связи не рассматривает проект Набукко в качестве альтернативы Южному потоку. По его словам, Турция отказавшись от первоначального требования предоставления ей 15% объема прокачиваемого по трубопроводу газа в качестве оплаты за транзит топлива по ее территории, выдвинула на переговорах альтернативные, «более выгодные для себя условия». Какие именно, министр не уточнил.

Проект «Набукко» оценивается в 8 миллиардов долларов и предполагает транспортировку природного газа в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Эксперты едины во мнении, что это не окончательная цена проекта и в случае его реализации он подорожает минимум на 2 – 2,5 млрд. долларов. «Набукко» станет продолжением уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум и рассчитан в максимальном режиме использования на ежегодную транспортировку 31 миллиардов кубометров газа.

На начальной стадии по трубопроводу планируется перекачивать от 8 до 15 миллиардов кубометров газа. Основной транзитной страной на маршруте трубопровода протяженностью 3,3 тысячи километров станет Турция (2 тысячи километров). Согласно проекту, 400 километров трубопровода приходятся на территорию Болгарии, 460 километров — Румынии, 390 километров — Венгрии и около 50 километров — Австрии. Простой анализ только протяженности трубопровода по территории каждой из стран-участниц уже позволяет сделать вывод о Турции как ключевом звене этого проекта. Начать строительство газопровода планируется в 2010 году, поставки газа по нему — в 2014-м.

Премьер-министр Р. Эрдоган, выступая на церемонии, назвал подписание Соглашения «историческим моментом», отметив, что этот шаг создаст правовую основу для реализации проекта «Набукко». Он также выразил надежду на присоединение в будущем к проекту России и, «при формировании соответствующих условий», Ирана. Спецпредставитель президента США по евразийским энергетическим вопросам Ричард Моргингстар в свою очередь заметил в Анкаре, что «Соединенные Штаты крайне заинтересованы в реализации проекта «Набукко», поддерживают его, сыграют свою роль в обеспечении безопасности трубопровода и всегда будут рядом со своими партнерами». Он призвал все заинтересованные стороны реально поддержать проект. В противном случае, по его словам, «будет упущен исторический момент». Он указал также на необходимость активизировать организационное оформление Международного координационного центра проекта.

Что касается возможного участия в проекте Ирана, то эксперты обратили внимание на публикацию 29 июля в близкой к правительственным кругам газете «Заман» о поставках иранского газа в Европу территорию Турции. Газета проинформировала своих читателей об учреждении в Стамбуле компании, которая будет обеспечивать поставки иранского газа в Германию по территории Турции. Предусматривается осуществление транзита 35 миллиардов кубометров природного газа в год.

Неназванный источник газеты в министерстве энергетики Турции сообщил о подписании соответствующего рамочного соглашения с Тегераном еще в прошлом году. По сведениям, полученным из этого источника, речь идет о поставках не только иранского, но и туркменского топлива. Газета напоминает о том, что Иран, являющийся вторым производителем природного газа в мире, отказался участвовать в проекте Набукко, хотя и рассматривался участниками проекта в качестве одного из основных поставщиков. Ранее иранское руководство заявляло о проведении работы по созданию транзитной компании с 50-процентным участием Ирана. По всей видимости, необходимо все же учитывать, что было подписано всего лишь рамочное Соглашение /это по сути документ о намерениях/, на основании которого, в соответствии с юридическими нормами, невозможно создавать конкретную структуру.

Косвенно подтверждает такой вывод и оценка подписания Соглашения в интервью «Голосу России» специалистом по энергетическим вопросам, обозревателем иранского информационного агентства ИРНА Садыком Челеби, который уже более 20 лет работает в Турции. «Во-первых, просматривается стремление изолировать Россию и Иран, а также не учитывать их мнение при реализации региональных энергетических проектов. Во-вторых, налицо комичная ситуация: газа нет, а о строительстве для него трубопровода подписывают соглашение. Нет и конкретных договоренностей об источниках финансирования данного проекта». «Кто же будет вкладывать такие огромные инвестиции в проект, экономическая целесообразность которого сомнительна», — задает вопрос иранский эксперт и сам на него отвечает: «Конечно, здесь преобладают политические соображения, и подписание Соглашения больше смахивает на политическое шоу».

Давая оценку подписанию Соглашения в Анкаре, отмечая его важность как первого шага на пути осуществления проекта, следует все же иметь в виду, что, по сути, это также документ о намерениях. Реальные переговоры стран-подписантов с Управляющим комитетом проекта начнутся уже в сентябре с.г.. Вести их в условиях практического отсутствия результативной предварительной проработки вопросов финансового и сырьевого обеспечения будущего трубопровода будет сложно.

Определенные надежды в этом плане в Анкаре возлагают на США, которые не скрывают своей заинтересованности в строительстве газопровода «Набукко». Мотивация более чем прозрачна: США необходимо получить контроль над газовыми месторождениями в Средней Азии и пустить «голубое топливо» в обход России по магистральной трубе «Набукко» через Турцию на юг Европы. У американских энергетических концернов появится реальный шанс хорошо заработать на газовых поставках. Неудивительно, что слияние геополитических и коммерческих интересов США превращает «Набукко» в стратегически значимый проект для Вашингтона. В случае успеха жизненно важное звено в энергобезопасности Европы попадёт в прямую зависимость от США, а России, по их замыслу, придется ослабить своё экономическое влияние в регионе.

Что касается позиции России, то ведущие средства массовой информации Турции процитировали высказывание первого вице-премьера российского правительства Виктора Зубкова, сделанное им 15 июля во время пребывания в Германии. «Мы не считаем, что «Набукко» — какой-то серьезный конкурент для наших проектов Северный поток и Южный поток. Аналогичную позицию по «Набукко» неоднократно высказывали ранее и президент, и председатель правительства России», — сказал В. Зубков на пресс-конференции в рамках форума «Петербургский диалог».

Российская сторона спокойно восприняла подписание Соглашения по «Набукко». На самом высоком уровне отмечалось, что Москва исходит из того, что в основе любых проектов газотранспортных сетей должны лежать не геополитические соображения, а, прежде всего, экономическая целесообразность. Пока о «Набукко» этого сказать нельзя. По прежнему нет ясности в вопросе о гарантированной ресурсной базе проекта. В таких условиях действительно многократно увеличиваются риски инвестиций. Наряду с этим, Москва не разделяет тезис о том, что проект «Набукко» является конкурентом поддерживаемого Россией проекта газопровода «Южный поток». Россия исходит из того, что поставляемые по этим трубопроводным системам объемы газа будут востребованы в Европе.

Примечательно, что такая аргументация российской стороны, прозвучавшая в июле в ходе целого ряда российско-турецких переговоров на высоком уровне, не только цитировалась турецкими СМИ, но и признавалась как убедительная и справедливая.

В связи с этим, необходимо отметить, что события июля вновь продемонстрировали приоритетность российского направления турецкой внешней политики, в дальнейшем интенсивном развитии которого Анкара заинтересована. 1- 2 июля в Москве находились сразу две представительные турецкие делегации. Одну из них возглавлял министр иностранных дел Турции А. Давутоглу, другую – министр энергетики и природных ресурсов страны Т. Йилдыз.

Главы дипломатических ведомств двух стран предметно обсудили весь комплекс российско-турецких отношений, широкий спектр актуальных проблем региона, международной жизни в целом. Была подтверждена обоюдная заинтересованность в дальнейшем наращивании многопланового сотрудничества. Министры дали высокую оценку подписанной в Москве в феврале этого года совместной Политической декларации, которая нацеливает министерства иностранных дел, другие ведомства России и Турции на последовательное наращивание многопланового партнерства и вывод двусторонних отношений на качественно новый уровень.

Министры выразили удовлетворение тем, как быстро и хорошо развиваются торгово-экономические отношения. Несмотря на неизбежные последствия мирового финансового кризиса, они по-прежнему составляют прочную основу двустороннего взаимодействия. Было подтверждено намерение продолжить его углубление в энергетике, инвестиционной сфере и в других областях.

Стороны констатировали, что по международным вопросам подходы Москвы и Анкары в подавляющем большинстве случаев близки или совпадают. Это проявляется, в том числе, в рамках сотрудничества в ООН и в ее Совете Безопасности, где Турция сейчас является непостоянным членом. В русле одобренных мировым сообществом общих подходов Турция и Россия активно и инициативно способствуют скорейшему урегулированию ситуации в Ираке, всеобъемлющему ближневосточному урегулированию, выступают с ответственными конкретными предложениями, содействующими движению в этом направлении. Россия и Турция заинтересованы в исключительно мирном урегулировании вопросов, связанных с иранской ядерной программой. Состоялся также обмен мнениями по ситуации в Закавказье во всех ее аспектах с учетом, в том числе турецкой инициативы о разработке Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе.

Договорились о конкретных путях интенсификации совместной работы по развитию сотрудничества в Причерноморье, в том числе, в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества, «Блэксифор» и инициированной Турцией операции «Черноморская гармония».

Примечательно, что параллельно с переговорами глав дипломатических ведомств России и Турции, в Москве проходили не менее насыщенные контакты между представителями энергетических ведомств двух стран. Российскую делегацию возглавлял вице-премьер Игорь Сечин, который предстал перед турецким министром энергетики в новом статусе сопредседателя российско-турецкой межправительственной комиссии пол торгово-экономическому сотрудничеству. Как известно, с турецкой стороны ее возглавляет министр энергетики и природных ресурсов республики Танер Йылдыз, который привез в Россию чуть ли не всех ключевых чиновников своего министерства.

«У нас очень много тем для обсуждения», — сказал российский вице-премьер. Помимо энергетики, это еще и подготовка визита Владимира Путина в Турцию. Разговор затянулся почти на четыре часа. Обсудили все вопросы: в том числе 15 совместных проектов — в сфере энергетики, производства минеральных удобрений, ядерной энергии, а также возможное участие турецких компаний в строительстве объектов сочинской олимпиады.

Без сомнения, из всех обсуждавшихся вопросов, следует выделить два. Это проект Южный поток и атомный тендер на строительство в Турции первой АЭС, которые являются стержнем предстоящего 6 августа визита в Турцию главы российского правительства. Россия предложила Турции сотрудничество по Южному потоку. «Мы надеемся, что турецкая сторона рассмотрит эти предложения, и будем еще больше работать, чтобы наши предложения были более привлекательны и понятны для наших партнеров», — разъяснил И. Сечин.

Т.Йилдыз, в свою очередь, заверил, что Турция не рассматривает ни один из проектов в качестве конкурирующих. По мнению прагматичного министра, поддержки заслуживает любой из них, представляющий взаимный интерес и выгоду. В любом случае решающее слово — за премьер-министрами двух стран, заключил он.

Что касается атомной энергетики, а именно возможности постройки российскими специалистами четырех блоков АЭС в Турции, то сейчас решается, как можно снизить стоимость проекта. По словам И. Сечина, это очень непростые вопросы, требующие и времени, и очень скоординированной работы. Слова российского вице-премьера были подтверждены реальным развитием событий. 21 июля состоялся его рабочий визит в Турцию.

И. Сечина сопровождала многочисленная и представительная делегация, в составе которой были руководящие сотрудники ряда российских министерств и ведомств, а также крупнейших энергетических компаний России «Газпрома», «Роснефти», «Транснефти», «Интер РАО ЕЭС», «Атомстройэкспорта» и других. Российский вице-премьер встретился и провел переговоры с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, министром иностранных дел Ахметом Давутоглу, министром энергетики и природных ресурсов Танером Йилдызом, ведущими представителями турецких деловых кругов.

Турецкие эксперты обратили особое внимание на тот факт, что это уже вторая в июле встреча российских и турецких министров. По их мнению, это свидетельствует об интенсивности российско-турецких контактов на высоком и высшем уровне. Переговоры с турецким премьером продолжались более двух часов вместо запланированных 30 минут. Обе стороны выразили удовлетворение их итогами.

Глава российской делегации, поблагодарив турецкую сторону за конструктивные переговоры, отметил на пресс-конференции в Анкаре, что «товарооборот между нашими странами достиг внушительного объема и приближается к отметке в 40 млрд. долларов. Турция и Россия важнейшие партнеры. Наши переговоры посвящены подготовке к заседанию Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и визиту премьер-министра России Владимира Путина в Турцию по приглашению главы турецкого правительства Реджепа Эрдогана. Спектр нашего динамичного сотрудничества очень широк, от проектов в энергетике до сельского хозяйства и производства удобрений».

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йилдыз, в свою очередь констатировал, что в ходе переговоров обсуждались различные аспекты двустороннего сотрудничества, а также энергетические проекты «Южный поток» и «Голубой поток-2». «Сотрудничество между Турцией и Россией носит многоплановый и стратегический характер. Обе страны активно взаимодействуют в самых различных областях: от энергетики, транспорта и межрегионального сотрудничества до туризма. Состоявшиеся переговоры с российским вице-премьером создали хорошую основу для предстоящих в ближайшие дни переговоров премьер-министра РФ Владимира Путина с главой правительства Турции Тайипом Эрдоганом», — подчеркнул он.

По сведениям из дипломатических источников, Москва и Анкара готовят к подписанию в рамках визита российского премьер-министра в Турцию целый ряд документов, которые охватывают как сферы двустороннего сотрудничества, прежде всего в сфере энергетики, так и взаимодействия двух стран на региональном и глобальном уровнях. Основные из них будут согласованы в ходе заседания Смешанной российско-турецкой межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которая состоится накануне визита.

Говоря о приоритетности российского направления во внешней политике Турции, следует остановиться еще на одном важном событии. 4-6 июля состоялся трехдневный визит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Турцию. Это был первый зарубежный визит Патриарха Кирилла после его избрания в январе этого года Предстоятелем Русской православной церкви. И то, что этот визит состоялся именно в Турцию расценивается в турецких религиозных, политических и общественных кругах, средствах массовой информации страны как знаковый факт.

Государственные и частные телеканалы, радио и информационные агентства, газеты Турции уделили значительное внимание пребыванию Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Турции, его встречам и переговорам с религиозными и светскими лидерами республики. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Константинопольский Варфоломей совершили Божественную литургию в Георгиевском патриаршем соборе на Фанаре — в историческом центре греческого православия в Стамбуле. Служба была проведена на греческом и русском языках. Патриарх Варфоломей в своем выступлении сказал, что «никакая сила не может порушить наше стремление к единству православной церкви». На территории летней резиденции Генконсульства России в Бююк-Дере, что на берегу Босфора, освящен храм святых Константина и Елены, воссозданный после многолетнего запустения.

«Историческая встреча, которая станет началом обновления братских взаимоотношений между двумя великими патриархами», — так охарактеризовали телеканал CNN Turk и влиятельная турецкая газета «Хюрриет» стамбульскую встречу Предстоятелей первой по диптиху (порядку чести) в православном мире Константинопольской церкви и крупнейшей по числу последователей Русской православной церкви.

В Анкаре Патриарх Кирилл встретился с главой Управления по делам религии при правительстве Турции профессором Али Бардакоглу, премьер-министром страны Реджепом Эрдоганом. Стороны в рамках беседы с удовлетворением отметили поступательное развитие многопланового партнерства между Турецкой Республикой и Российской Федерацией. Турецкий премьер-министр, в частности, рассказал Патриарху Кириллу о своем опыте контактов с российским государственным руководством, о развитии двусторонних взаимоотношений, в том числе в области политики, экономики, торговли и в сфере туризма. Он отметил, что только за прошлый год Турцию посетили три миллиона российских туристов.

Глава турецкого правительства напомнил также о своём визите в мае этого года в Сочи, где состоялась его встреча с премьер-министром России Владимиром Путиным, дал высокую оценку сочинским переговорам, благодаря которым было принято решение о визите российского премьера в Турцию. И такой визит, подчеркнул Реджеп Эрдоган, состоится 6-го августа с.г.. При этом турецкий премьер выразил «уверенность, что предстоящий визит Владимира Путина в Анкару укрепит турецко-российские отношения».

Патриарх Кирилл встретился также и с российскими соотечественниками, работающими и проживающими в Турции. «Визит носил не только церковный характер. Я посетил Анкару, чтобы встретиться с политическим руководством республики. Весь визит прошел в очень добром, хорошем ключе и прекрасной братской атмосфере. Я получил очень важное свидетельство от турецкого правительства о его готовности откликаться на наши просьбы и обеспечивать духовные нужды православных людей, проживающих в Турции», — отметил предстоятель РПЦ. Он также сообщил о подготовке совместно с турецкой стороной плана деятельности, касающегося увеличения количества паломников из России, и, возможно, других стран, в частности Украины, Белоруссии.

Патриарх Кирилл выступил за развитие христианско-мусульманского диалога, сообщил о достигнутой с турецкими властями договоренности о более эффективном сотрудничестве в рамках инициативы «Альянс цивилизаций». «РПЦ активно участвует в этой инициативе ООН, но мы полагаем полезным активизировать наши совместные усилия с мусульманами», — подчеркнул он. Турецкие эксперты обратили особое внимание на высказывание Патриарха Кирилла о том, что «отношения между Россией и Турцией должны иметь религиозную составляющую». По их мнению, визит Патриарха Кирилла в Турцию продемонстрировал тот факт, что связи России и Турции по религиозной линии становятся важным направлением всего комплекса многопланового партнерства двух стран.

Из внешнеполитических событий июля следует также выделить заседание в Анкаре 28 июля «Тройственного механизма», созданного Турцией, США и Ираком «с целью борьбы против боевиков Рабочей партии Курдистана /РПК/». На саммите турецкую делегацию возглавил министр внутренних дел Бешир Аталай, а иракскую делегацию – министр национальной безопасности Ирака Ширван аль-Ваили. От имени США на саммите присутствовали американские военные представители в Ираке.

По окончанию заседания его участники положительно оценили итоги его работы, отметили, что следующий саммит пройдет в октябре с.г. в Багдаде. Достигнута договоренность о том, что в Турции будет осуществляться обучение иракских полицейских, военнослужащих и разведчиков. Турки особо выделяют заявление Ширвана аль-Ваили о том, что «РПК представляет опасность для всего Ирака, а потому сотрудничество в рамках «Тройственного механизма» будет расширяться вплоть до полного пресечения ее деятельности на территории Ирака».

Сообщается также, что на этом совещании Турция выдвинула следующие требования к иракской стороне: более полное предоставление информации о положении дел в лагере беженцев Махмур; пресечение поддержки, оказываемой в лагере членам РПК; ограничение свободы передвижения для лиц, оказывающих такую поддержку; повышение мер безопасности в районах расположения баз РПК; предоставление правительством Ирака информации по вопросам обеспечения безопасности Турции; выдача Турции 150 человек, связанных с бывшим лидером РПК Абдуллахом Оджаланом.

Турецкие СМИ широко освещали состоявшееся 28 июля первое после летних каникул заседание Совета Европы по внешним связям, объединяющего глав МИД 27 стран-членов Евросоюза. При этом указывалось на выступления глав дипломатических ведомств Греции и Республики Кипр, которые сделали ряд критических заявлений в отношении Турции. Они обвинили Анкару в нарушении целого ряда международных соглашений и принципа добрососедских отношений. В частности, критиковали турок за принятое правительством решение о проведении геологоразведочных работ в акватории Средиземного моря и нарушении турецкими военными самолетами воздушного пространства Греции.

В июле продолжилась полемика по вопросу о вступлении Турции в ЕС. Министр по делам Европейского Союза французского правительства Пьер Лелуш не считает возможным вхождение Турции в состав членов Евросоюза и полагает, что переговорный процесс между Анкарой и ЕС должен поменять направление. «В соответствии с новой формулой, которую еще предстоит выработать, Турция должна быть вместе с Европой, но не в Европе», — заявил французский министр. В интервью журналу Л’Экспресс Пьер Лелуш охарактеризовал Турцию как сильную, дружественную Европе страну. Тем не менее, по его признанию, события последних пяти лет заставляют склониться к мысли о том, что Турции не следует интегрироваться в Европу. Эта точка зрения, — подчеркнул министр, — характерна для французского правительства. «В наших политических, экономических и стратегических интересах продолжение переговорного процесса с Турцией и укрепление отношений с ней. С ней следует развивать сотрудничество в таких регионах, например, как Афганистан и Ближний Восток», — заявил Пьер Лелуш.

Своеобразным ответом французскому министру прозвучало заявление государственного министра Турции Э. Багыша, который курирует в правительстве вопросы вступления страны в ЕС. «Чем больше мы проявляем уверенность в себе, тем больше нас замечает Европа. ЕС будет слишком сложно решить свои проблемы без нас», — заявил он. «ЕС пытается самостоятельно решить множество важных проблем, включая такие, как энергетика, экономический кризис, борьба с наркоторговлей, нехватка молодой рабочей силы и другие. Мы являемся шестой по величине экономикой в Европе и семнадцатой – в мире… Рано или поздно интеграция Турции свершится. Это – политический процесс. Если мы выполним условия и повысим стандарты Турции до стандартов ЕС, то я не вижу никакой силы, которая бы смогла это остановить. Турция еще раз продемонстрирует Европе свою значимость», — констатировал государственный министр Турции.

Одним из таких стандартов ЕС для Турции является уменьшение роли армии в турецком обществе. 10 июля, полагают некоторые турецкие эксперты, Турция в этом плане еще на один шаг приблизилась к своему членству в Европейском Союзе. Несмотря на мощное давление со стороны оппозиции, нескольких медиагрупп, а также ведущей турецкой бизнес-ассоциации (TUSIAD), президент Абдуллах Гюль все же одобрил закон, ограничивающий полномочия военных судов.

Новый закон предусматривает судебное преследование военнослужащих гражданскими судами. После вступления закона в силу военные суды не смогут допрашивать военных в мирное время, а также рассматривать дела, обвиняемыми в которых являются гражданские лица. Турецкая оппозиция тем временем не намерена сдаваться. Заместитель генерального председателя основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Онур Оймен, назвав документ антиконституционным, объявил о намерении опротестовать его в Конституционном суде.

Решение турецкого президента многие эксперты увязывают с нашумевшим в Турции так называемым делом «Эргенекона». Такое название получил процесс против высокопоставленных офицеров турецкой армии, профессоров высших учебных заведений, а также некоторых журналистов. Прокуратура страны, находящаяся, по мнению оппозиции, под определенным контролем правящей партии, обвинила их в подготовке ультраправого переворота, направленного против правительства Р. Эрдогана. Турецкая оппозиция считает дело «Эргенекона» сфабрикованным. Теперь, по мнению экспертов, принятый закон может стать для Турции первым своеобразным юридическим «предохранителем» в системе мер, страхующих от военных переворотов, которые ранее имели место в этой стране.

Из вопросов внутренней политики следует обратить внимание на арест 165 членов запрещенной исламистской группировки «Хизб ут-Тахрир» («Партия освобождения»). Такое заявление 27 июля распространила турецкая полиция. Исламисты были задержаны 24 июля в ходе рейдов, одновременно проведенных в 21 из 81 провинции страны. Операция проводилась совместно с Национальной разведывательной организацией (Milli Istihbarat Teskilati — MIT). У исламистов было изъято огнестрельное оружие и агитационные материалы, пропагандирующие создание единого исламского государства.

Организация «Хизб ут-Тахрир» (Партия исламского освобождения), была основана в 1953 году в Иерусалиме как отделение египетского движения «Братьев-мусульман». Организация выступает за создание мирового халифата и действует в основном в арабских государствах и странах Запада, а также в отдельных республиках Центральной Азии. Во многих странах, в том числе в России, организация «Хизб ут-Тахрир» признана террористической, хотя ее лидеры заявляют, что используют исключительно мирные методы.

Обращают на себя внимание некоторые обнародованные в июле данные о состоянии турецкой экономики. Вице-президент Всемирного банка Шиго Кацу призвал правительство Турции принять срочные меры по снижению уровня безработицы и дефицита бюджета. Он отметил, что четверть трудоспособной молодежи в стране в настоящее время не имеет работы, а дефицит бюджета достиг угрожающего уровня. По состоянию на 1 июля текущего года он вырос в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В январе-июне этого года зафиксировано также падение на 34,5% объема турецкого экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение экспорта готовой промышленной продукции составило 37,5%, продукции добывающей промышленности – на 38%, сельскохозяйственной продукции – на 5,2%. Наибольшее снижение (48,9%) отмечено в экспорте автомобилей и запасных частей к ним. Эти данные приведены в отчете Совета турецких экспортеров.

Несмотря на негативные тенденции в экономике, премьер-министр Турции Р. Эрдоган 30 июля в телеобращении к нации призвал граждан мылить позитивно и не предаваться пессимизму. Главное место в выступлении было отведено внешнеполитическим событиям июля. Р. Эрдоган высоко оценил подписание Соглашения по проекту Набукко, благодаря которому Турция «окончательно превратилась для европейских стран в дверь, открывающуюся на Восток», в важный мировой энергетический узел. Премьер, и это показательно, напомнил, что после подписания Соглашения, странам и компаниям, участвующим в нем, предстоит еще большая работа по осуществлению намеченных планов.

Глава кабинета министров подчеркнул также, что его администрация придает большое значение вопросу палестинского урегулирования, дальнейшему улучшению отношений с «дружественной и соседской» Сирией, заверил сограждан в продолжении усилий по этим направлениям. Р. Эрдоган отметил достигнутый, «несмотря на имеющиеся проблемы», прогресс в переговорах о вступлении Турции в Европейский Союз, подчеркнув обоюдную заинтересованность сторон в конечном успехе этого процесса.

Премьер-министр рассказал о начале работ по строительству ряда важных транспортных проектов, в частности – о строительстве туннеля по дну Босфора и скоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет столицу с одним из крупнейших городов страны – Коньей. «Нет никаких причин для того, чтобы не мыслить конструктивно и предаваться пессимизму. Турция продолжает двигаться к намеченным целям… Даже в самых неблагоприятных обстоятельствах нам удается крепко стоять на ногах. Турция станет примером для всего мира», — заявил турецкий премьер.

52.25MB | MySQL:103 | 0,478sec