Подход России к вопросам ближневосточного урегулирования

Главная стратегическая линия России по ближневосточному урегулированию – образование на основе признанной международно-правовой базы независимого палестинского государства, вывод израильских войск с оккупированных 1967 году палестинских территорий, признание палестинцами Государства Израиль, гарантия безопасности обоих государств. В далекой перспективе – вывод израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, решение проблемы Восточного Иерусалима, заключение мирного договора между Израилем и арабскими государствами (на сегодняшний день мирные договоры Израиль имеет лишь с Египтом и Иорданией).

Основополагающие документы, регламентирующие ближневосточное урегулирование: резолюции Совета Безопасности ООН 242 и 338 (освобождение Израилем оккупированных в 1967 году территорий); 1397 (образование двух государств – Палестина и Израиль); 1515 (закрепление статуса соглашений, предусмотренных Мадридским принципом – «земля в обмен на мир»); арабская мирная инициатива саммита ЛАГ в Бейруте в 2002 году (признание арабскими государствами Государства Израиль в обмен на вывод войск с оккупированных территорий).

В качестве основного механизма достижения поставленных целей – активизация работы в «квартете» международных посредников (Россия, США, ЕС и ООН). При этом необходимо учитывать резко изменившуюся позицию США и ЕС по вопросам ближневосточного урегулирования. В настоящее время позиция двух этих ключевых игроков фактически совпадает с российской, что создает впервые за много десятков лет реальную перспективу доведения процесса БВУ до логического конца. Косвенным подтверждением этому явилось положительная реакция участников «квартета» на проведение в Москве в этом году международной конференции по БВУ, судьба которой долго была «под вопросом». Этой трансформации позиции способствовал провал стратегии американцев и европейцев по блокаде контактов с ХАМАС и вытеснение его с международной арены. Последние шаги Вашингтона и Брюсселя свидетельствуют о том, что указанная стратегия пересматривается в пользу международной лигитимизации ХАМАС в случае победы его на выборах в 2010 году. В этой связи Россия, несомненно, ориентируясь на администрацию лидера ПНА М.Аббаса, тем не менее, продолжит свои контакты с ХАМАСом на различных уровнях. В настоящее время – в большей степени в форме неофициального обмена мнениями. В случае победы на выборах – следует ожидать активизации контактов на официальном уровне. В качестве основного условия активизации таких контактов является признятие ХАМАСом основных требований «квартета» — отказ от насилия, признание Израиля и ранее подписанных соглашений между ООП и Израилем. На сегодняшний день выполнено первое условие, фактически выполнено второе, выполнение третьего должно последовать за победой ХАМАС на выборах и вхождения в ООП.

В этой связи Россия будет поддерживать усилия египетских посредников в рамках стимулирования «внутрипалестинского диалога» и достижения консенсуса между двумя сторонами. При этом необходимо рассматривать и вариант доминирования ХАМАС в ПНА после проведения выборов в 2010 году и провал усилий египетских посредников. В этом случае надо быть готовым к уходу М.Аббаса из активной политики и формирования палестинского правительства на базе блокирования ХАМАС с фракцией ФАТХ, которая в настоящее время скрыто или явно оппонирует нынешнему лидеру ПНА.

Такая позиция обусловлена, в том числе, и неудачной операцией Израиля по силовой нейтрализации военной инфраструктуры ХАМАС. По ее итогам стало очевидно, что ни Израиль, ни США и ЕС не готовы морально к такому разрешению противостояния. Это ставит на повестку дня вопрос о «социальной адаптации» ХАМАС. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о проведении консультаций с основным финансовым спонсором ХАМАС – Катаром, который в нынешних условиях начинает играть все более заметную роль в палестинских вопросах. Катар в настоящий момент не в состоянии играть роль основного посредника во «внутрипалестинском диалоге» как по чисто географическому положению, так и по степени влияния на руководителей ФАТХ. Однако в случае «революции в ФАТХе», уступок Израиля в вопросах образования «коридоров» между двумя палестинскими анклавами, и победы ХАМАС на международно-признанных выборах в ПНА, Катар однозначно серьезно потеснит Египет в качестве посредника.

Сейчас приходит осознание того, что «внутрипалестинский диалог» является «краеугольным камнем» БВУ. Невозможно вести диалог с Израилем с двух оппонирующих друг другу палестинских площадок, это не дает гарантии надежности заключенных соглашений. Одновременно эта ситуация стимулирует создание «проблемного» арабского государства, что невыгодно ни Израилю, ни международному сообществу. Единственным критерием «легитимности» в этом случае являются выборы. Их проведение становится решающим фактором и «отправной точкой» для всего БВУ.

Россия намеренно отдает приоритет «убеждения» Израиля США. Это обусловлено, прежде всего, традиционно крепкими стратегическими связями между двумя этими странами. Россия сознательно не пошла на принятие предложений нынешнего министра иностранных дел Израиля А.Либермана об «установлении с Россией двухсторонних отношений стратегического характера». В Москве не верят в искренность предложений израильской стороны и рассматривают его только лишь как попытку расколоть «квартет» в условиях образовавшегося консенсуса. В этой ситуации Москва будет лишь формальным игроком в «выкручивании рук Израилю», что, несомненно, приносит дополнительные дивиденды в глазах «арабского мира» и не сильно навредит репутации России в глазах израильского сообщества.

Россия также будет продолжать гуманитарные поставки в ПНА, но это будет носить скорее символический характер.

Что касается сирийского и ливанского «треков», то необходимо отметить четкую приверженность Москвы на дальнейшие шаги по соблюдению резолюции СБ ООН 1701, которая предусматривает демилитаризацию от неправительственных группировок (в первую очередь «Хизбаллы») территории между рекой Литании и «голубой линией». Россия будет способствовать дальнейшему размещению в этой зоне сил ООН и ливанской армии.

Москва также согласна с требованием Ливана о выводе израильских войск с территории деревни Гаджар, района ферм Шебаа, и прекращению разведывательных полетов ВВС Израиля над ливанской территорией. Позиция Ливана следующая: Ливан не попадает по действие резолюций 242 и 338 СБ ООН, а резолюции 425 и 1701 не являются предметом торга, а должны быть безусловно выполнены. С учетом положительной динамики развития ливано-российских отношений, Москва, скорее всего, будет придерживаться именно такой позиции по этому вопросу.

На сирийском «треке» Россия поддерживает неофициальный диалог между Сирией и Израилем при посредничестве Турции. Прямой диалог между странами возможен лишь в случае принятия Израилем переданного им сирийцами план демаркации сирийско-израильской границы. В этом случае Россия, не проявляя инициативы, будет действовать «по факту», отдав «пальму первенства» США и ЕС.

52.31MB | MySQL:103 | 0,493sec