Проблема строительства и реконструкции коптских культовых сооружений

В Египте строительство коптских культовых сооружений является одной из основных составляющих «коптской проблематики». Действительно, вплоть до 1999 г. строительство и ремонт немусульманских культовых сооружений регламентировались Указом Хамайуни, действовавшим со времен османского законодательства. Согласно этому указу, новая церковь могла быть построена только в случае соблюдения 10 определенных условий, среди которых были отсутствие церквей на близлежащих территориях, согласие местных мусульман, одобрение министерства ирригации и др.(1) Несомненно, соблюдение всех 10 условий в условиях неблагожелательного настроя бюрократии представлялось крайне затруднительным. Эти затруднения были явно отражены в крайне медленном темпе увеличения числа церквей.

В начале 1970-х гг. по просьбе руководства КПЦ, Центральным аппаратом мобилизации и статистики был произведен подсчет числа церквей в Египте – 1442 церкви. Однако по данным МВД Египта, имелось лишь 500 зарегистрированных церквей, из них 286 – коптских. Вопрос о необходимости большего числа церквей был впервые поднят при Г.А. Насере коптским папой Кириллусом VI. Было достигнуто компромиссное соглашение, дававшее коптам официальное разрешение на строительство 25 церквей ежегодно. Однако всего за 1960-е гг. было выдано разрешений на постройку лишь 127 церквей, из них 68 коптских. При A. Садате число ежегодных разрешений было формально увеличено с 25 до 50, однако это постановление не удовлетворило Шинуду III и вызвало возмущение фундаменталистов. Реально же в 1980-е гг. разрешалась постройка в среднем около 5 церквей ежегодно(2).

Более того, даже получение формального разрешения само по себе отнюдь не гарантировало его скорого практического воплощения. Так, в октябре 1986 г. было получено разрешение на постройку церкви в районе 6 октября в Каире, но в феврале 1995 г. министр внутренних дел Египта заявил, что участок земли находится между двумя мечетями и церковь не может быть построена. Почти 20 лет продолжается определение места для строительства церкви в районе Маамура в Александрии, сходная ситуация наблюдается и в Минье(3). Так же сложно дело обстояло с ремонтом уже существующих церквей. Так, в труде Антуни описано 18 примеров за период с 1996 по 2004 гг., когда церкви не могли получить разрешение на элементарно необходимый ремонт (починка упавшего забора и др.)(4).

Сложность получения разрешения на строительство или ремонт церкви в сочетании с увеличением коптского населения за счет естественного прироста привела к тому, что в некоторых регионах отправление религиозного культа для коптов становилось крайне затруднительным. В результате этого, под церкви приспосабливались места, исходно не предназначенные для отправления религиозного культа. Так, например, в деревне мусорщиков на востоке Каира в 1980–90-е гг. стали выкапывать места для поклонения в земле(5). В местечке Табийя в Александрии проживает около 3000 коптов. Здесь также нет ни одной церкви, хотя разрешение на ее строительство местные жители пытаются получить с 1961 г.(6)

В 1998 г. был издан Президентский Указ №13, согласно которому выдача разрешений на ремонт церквей выводилась из-под власти президента под юрисдикцию властей мухафаз(7). В 1999 г. президент Мубарак особым указом перенес ремонт всех культовых сооружений в стране под юрисдикцию гражданского кодекса 1976 г. Практически одновременно было возвращено церковное имущество, включая земельные угодья и собственность, экспроприированное в период президентства Г.А.Насера(8). Значимость указа заключалась также и в том, что мечети и церкви получали равные права на реставрацию. Вступление указа в силу позволило частично снять проблемы с реставрацией церквей, однако отмечались неоднократные жалобы коптов на непомерные бюрократические проволочки в исполнении данного указа. Более того, для постройки новых церквей по-прежнему требовалось разрешение президента(9).

В связи с этим необходимо отметить, что темпы роста числа церквей (в силу длительности бюрократической процедуры получения разрешения на постройку, а также сопутствующих социополитических реалий) на порядки уступают темпу увеличения числа мечетей. Так, за 2001 г. президентом было выдано 38 разрешений, касающихся церквей; из них 3 разрешения на строительство новых церквей, 5 – на снос и реконструкцию, 21 – на легализацию церквей, построенных ранее без соответствующего разрешения, 7 – сооружение дополнительных зданий, 2 – на полное обновление. За 2002 г. президентом было выдано 23 разрешения, из них 2 на строительство новых церквей, 2 – на снос и реконструкцию, 10 – на легализацию церквей, построенных ранее без соответствующего разрешения, 8 –сооружение дополнительных зданий, 1 – на постройку кладбища. В 2003 г. всего было выдано 9 разрешений, касающихся церквей, в 2004 г. – 7 разрешений. Однако, согласно заявлениям представителей администрации, только за период с 01.02.2004 по 15.06.2004 было выдано 254 разрешения, большая часть из них – в виде неформальных устных соглашений(10). Следует упомянуть, что значительная часть выдаваемых разрешений на постройку церквей относится к евангелистам(11).

Таким образом, число существующих церквей явно не могло удовлетворить потребности в отправлении религиозного культа для всех представителей коптской общины. Так, в 2002 г. в приходе Балиана на 250 000 коптов приходилось 26 церквей(12). В районе ат-Тавила (Айн Шамс) на 10 000 коптского населения приходится всего одна церковь(13).

В начале декабря 2005 г. президент Мубарак подписал Указ 291/2005, который передавал власть над выдачей разрешений на расширение и перестройку церквей местным властям мухафаз. Указ также утверждал право церквей проводить капитальный ремонт после простого предоставления письменного уведомления местным властям. Губернаторы обязаны рассматривать все заявления в течение 30 дней со дня подачи, отказ должен быть обоснован. Указ 1999 года был отменен(14). Однако продолжающиеся жалобы представителей коптской общины свидетельствуют о том, что этот указ мало изменил положение вещей. Необходимо отметить и тот факт, что церкви (в отличие от мечетей) строятся не на государственные средства, но исключительно за счет общины(15).

Тем не менее, очевидно, что темпы роста числа церквей в Египте по-прежнему не отвечают потребностям коптской общины в ее современной численности. Сложно судить о точном количестве существующих церквей, равно как и о точной численности коптской общины, однако очевидно, что нехватка культовых сооружений, а также неоднозначное отношение правительства к строительству и ремонту коптских церквей (формальное разрешение без практической реализации) в настоящее время продолжают оставаться одними из наиболее существенных проблем коптской общины.

1 Ibrahim S.E. et al. 1996. The Copts of Egypt. London: Minority Rights Group. P. 11-12.

2 Ansari H. 1984. Sectarian Conflict in Egypt and the Political Expediency of Religion // Middle East Journal, 38 (3): 397–418. P. 398.

3 ал-Антуни А. 2004. Ватаниййа ал-каниса ал-кыбтыййа ва тарихуха ал-му‘асыр. Джуз раби‘. Искандарийя: Ширка ат-тыба‘а ал-мысриййа. C. 457-460.

4 Ibid. C. 539-573.

5 CSW = Christian Solidarity Worldwide. 2003. Egypt: Annual Report 2002. (http: //www.csw.org.uk). P. 19.

6 ал-Антуни А. Op. cit. C. 538.

7 Бабави Н.Л. 2001. Машакил ал-акбат фи мыср ва хулулуха. Б.м. C. 47.

8 Leach S.L. 21.01.1999. Egypt’s Coptic Christians // Christian Science Monitor (http: //www.csmonitor.com/).

9 BDHRL. 26.10.2001. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

10 Ibid.; BDHRL. 07.10.2002. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/); BDHRL. 18.12.2003. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/); BDHRL. 15.09.2004. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

11 EIPR. 2008. = Egyptian Initiative for Personal Rights. Freedom of Religion and Belief in Egypt: Second Quarterly Report. Cairo: EIPR.

2 CSW. Op. cit. P. 19.

3 Shukry N. 30.11.2008. What Citizenship Rights? // United States Coptic Association (http://copts.com).

4 BDHRL. 15.09.2006. = Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. Report on International Religious Freedom. Egypt. (http: //www.state.gov/g/drl/rls/irf/).

5 Guindy A. 2006. The Islamization of Egypt // The Independent Copt 1 (4): 7–11. P. 10.

52.21MB | MySQL:103 | 0,622sec