Иран: церемония утверждения президента на фоне политического кризиса

3 августа в Тегеране была проведена церемония утверждения полномочий президента Махмуда Ахмадинежада, переизбранного на второй срок в результате прошедших в Иране 12 июня выборов. По иранской Конституции, избрание главы исполнительной власти, каковым считается президент, требует утверждения религиозным лидером страны, который является высшим должностным лицом в Исламской Республике Иран. Без этого результаты выборов не обретают законной силы. В указе аятоллы Али Хаменеи, выпущенном в этой связи, Ахмадинежад характеризуется как человек «смелый, энергичный и умный». Хаменеи поздравил его с победой на десятых президентских выборах в ИРИ, ставших «новым этапом на пути развития иранской демократии».

В речи, произнесенной после провозглашения указа, Хаменеи вновь жестко прошелся по адресу тех, кто организовывал и участвовал в многочисленных демонстрациях и акциях протеста, назвав их врагами исламского строя. Не обошел он стороной и реформистов, которыми ныне в Иране принято называть почти всех неудачливых участников последней президентской гонки. В его речи прозвучало и обещание того, что власть жестко накажет всех участников давно длящихся беспорядков. Ахмадинежад, подвергающийся в последние месяцы беспрерывным атакам, выглядел на церемонии менее велеречивым, чем обычно, и был, как заметили журналисты, более смиренным. На церемонии не было заметно уважения, проявляемого религиозным лидером по отношению к народному избраннику на президентский пост. Более того, Хаменеи отстранился и не дал Ахмадинежаду возможности, как принято в таких случаях, поцеловать его руку, что может быть квалифицировано как унижение для президента. В произнесенной вслед за этим речи, назвав себя президентом всего народа, причем, даже тех, кто не отдал ему своих голосов, Ахмадинежад мотивировал это тем, что все граждане равны перед законом, который действует в полном соответствии с иранской демократией. Словно бы не зная о выявленных многочисленных нарушениях и фальсификациях на прошедших выборах, Ахмадинежад охарактеризовал «рекордную поддержку народом президента на выборах» демонстрацией мощи и потенциала исламского строя, вызывающей зависть во всем мире.

На церемонии не присутствовал никто из тех, кто в той или иной мере подверг в последнее время критике прошедшие выборы или выразил хотя бы малейшее несогласие с их результатами. Разумеется, в зале не было двух главных несогласных с результатами выборов, составивших самую мощную конкуренцию Ахмадинежаду – бывшего премьер-министра Мир Хоссейна Мусави и бывшего спикера Собрания исламского Совета (парламента) Мехди Карруби. Власть в лице религиозного лидера и президента назвала их предателями, и по Тегерану вовсю циркулируют слухи, что оба будут строго наказаны. Церемонию бойкотировал и экс-президент Сеййед Мохаммад Хатами, который должен был по устоявшейся традиции огласить текст указа аятоллы Хаменеи. В печати промелькнуло даже сообщение о том, что он намеревается покинуть Иран, опасаясь за свою жизнь. Отсутствие этих людей, впрочем, не было чем-то из ряда вон выходящим. Их оппозиция действующему президенту проявляется достаточно весомо, и присутствие на церемонии могло бы служить показателем поддержки Ахмадинежада или согласия с результатами выборов. Кроме того, никто из них не занимает ныне высокого положения в исламской элите. Однако то, что на церемонию не прибыл Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, экс-президент, сконцентрировавший в своих руках руководство двумя важнейшими исламскими структурами – Советом экспертов и Советом по определению целесообразности принимаемых решений – было для многих наблюдателей достаточно обескураживающим. Еще накануне выборов о нем говорили как о человеке №2 в иранской табели о рангах, реально обладавшим большим политическим весом нежели президент. Однако именно президент характеризует его в последнее время как своего главного врага, которого необходимо удалить из сферы реальной иранской политики.

Положение Хашеми-Рафсанджани особенно осложнилось после его первого после выборов 12 июня появления на публике. Это произошло во время пятничного намаза 17 июля, когда для участия в нем собрались порядка полутора-двух миллионов человек. Все они тогда с большим вниманием внимали выступлению Хашеми-Рафсанджани, желая понять, на чьей стороне это деятель. Экс-президент резко осудил объявленные властями результаты выборов, обвинил их устроителей в многочисленных фальсификациях и прямых подлогах. Тогда Хашеми-Рафсанджани заявил, что в сердцах людей посеяны сомнения в справедливости, и это — самый опасный и страшный результат президентских выборов. Вместе с тем, ветеран иранской политики призвал к национальному примирению, указав на необходимость диверсификации политической жизни:» Мы хотим, чтобы власть не была сосредоточием лишь одного политического спектра, но выражала мнение различных политических групп, отражая тем самым все многобразие иранского общества». По мнению Хашеми-Рафсанджани, будет трагической ошибкой игнорировать мнение значительной части народа, не признавшей результаты прошедших выборов. Это, по словам Хашеми-Рафсанджани, создаст угрозу функционированию режима, а значит крайне опасно для находящегося у власти правительства. Естественно, такая позиция видного деятеля исламского режима может означать его скорый уход из политики. Пока же давлению подвергается его семья, достаточно активная в проходящих сейчас в стране процессах. Против нее уже идут репрессии: в июле, во время демонстраций была арестована его дочь Фаэзэ, известный в стране политик. Через два дня она была освобождена. 3 августа аресту подверглась невестка, жена его сына Мехди Хашеми-Рафсанджани. Сам престарелый 75-летний экс-президент постепенно отстраняется от власти. По сообщениям оппозиционной прессы, всеми делами в Совете экспертов уже заправляет его заместитель аятолла Ахмад Джаннати. Обратим внимание и на то, что накануне информагентство Farsnews передало информацию о том, что Хашеми- Рафсанджани «уехал из Тегерана в неизвестном направлении». Возможно, речь идет о бегстве из страны ее бывшего главы исполнительной власти.

Церемония утверждения президента проходила на фоне раздававшихся все последние дни многочисленных воззваний, призывавших организовать в этот день шествия и манифестации. Так и случилось, но в Тегеране участники манифестации были мгновенно разогнаны мощными соединениями сил охраны правопорядка. При этом демонстранты собрались на всех центральных площадях и магистралях города. Раздавались ставшие привычными в последние недели лозунги «Смерть диктатору!». По традиции сотни людей собирались также на крышах домов и скандировали сверху лозунги «Смерть диктатору!»и «Аллах акбар!». Десятки человек были избиты и отвезены в полицейские участки. Такое отмечалось и других городах страны. Так, кровавый разгром демонстрантов произошел в Керманшахе, где «порядок» наводили отряды Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Как сообщил интернет-сайт IranPressNews, самым популярным лозунгом становится «Уходи, руководитель-скорпион», скандируемый уже несколько дней на демонстрациях и шествиях. Многотысячная демонстрация под лозунгом «Да здравствует свобода!» состоялась в Казвине.

В столице и провинциях продолжались аресты сторонников Мусави и Карруби. Именно в день утверждения Ахмадинежада на президентском посту был задержан и препровожден в полицейский участок ближайший помощник Мусави, бывший исполнительный директор популярного в Иране информационного агентства ИСНА Мир-Хамид Хасан-заде. Последнее время он был советником Мусави, руководил в его штабе вопросами информационной политики и являлся главным редактором интернет-сайта Ghalamnews, на котором как раз и были опубликованы многочисленные материалы расследований по поводу «чистоты» июньских президентских выборов. В стране продолжаются и аресты журналистов. 4 августа к их числу прибавился редактор либеральной газеты «Фархихтеган» Реза Нурбахш. Ранее были арестованы такие известный журналисты, работавшие в этом издании же как Масуд Бастани, Реза Таджик и Мохаммад-Реза Язданпанах. Таким образом, в Иране продолжается политический кризис, меняющий временами свою интенсивность, но продолжающий создавать угрозу самому существованию исламского строя.

52.31MB | MySQL:103 | 0,693sec