Пакистан и четырехсторонний саммит в Душанбе

«Новое измерение диалога» — так охарактеризовал президент России Д.Медведев четырехстороннюю встречу президентов Исламской Республики Афганистан, Исламской Республики Пакистан, Республики Таджикистан и Российской Федерации 28-30 июля 2009г. в столице Таджикистана Душанбе.

Вопросы, которые были предложены для обсуждения, выдвинула сложившаяся ситуация в регионе:

— увеличение незаконного оборота наркотиков как одного из основных источников финансирования террористической деятельности;

— укрепление торгово-экономических связей между четырьмя государствами и поддержание деятельности на национальном и международном уровне, направленное на содействие социально-экономическому восстановлению и развитию региона;

— выработка путей и средств содействия региональной торговле, увеличение притока иностранных инвестиций и реализация проектов в сферах гидроэнергетики, прокладки линий электропередач и развития транспортной инфраструктуры, а также важность мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в своих государствах, поощрение прямых контактов между бизнес-сообществами сторон и т.д.

Фактически работа саммита фактически стартовала на церемонии открытия Сангтудинской ГЭС-1, которая входит в состав каскада гидроэлектростанций на реке Вахш. Проектная мощность станции 670 МВт. Это крупнейший проект российско-таджикистанского сотрудничества за последние годы, который иллюстрирует надежность партнерских отношений России и Таджикистана в регионе, остро нуждающемся в электроэнергии.

Президент Пакистана Асиф Али Зардари работал на саммите в трех форматах — четырехстороннем, трехстороннем (Афганистан, Пакистан, Таджикистан) и двустороннем (Пакистан — Россия).

Многие аналитики отмечают наметившуюся регулярность встреч президентов Д.Медведева и Асифа Али Зардари. История отношений двух стран не балует частыми визитами высокопоставленных лиц. Одним из последних был прием в Исламабаде премьер-министра России Фрадкова весной 2007 г.

Прошедшие годы не были отмечены громкими заявлениями той или иной стороны, территориальными или иными спорами, которые могли бы подорвать доверие стран друг к другу — отношения развивались ровно. Но над ними всегда довлели внешние факторы, долгие годы — индийский, затем афганские события и т.д.

Что же произошло в последние годы? Резкое изменение геополитической обстановки в регионе Западной Азии, антитеррористическая кампания в Афганистане, усиление борьбы альянса стран НАТО за влияние на республики Центральной Азии — в непосредственной близости от границ Российской Федерации, да и в целом — растущая экономическая мощь и политический вес стран Востока.

Основными темами переговоров президентов Дмитрия Медведева и Асифа Али Зардари были борьба с терроризмом и инфраструктурные проекты. И, поначалу, непросто выделить их приоритетность — масштабные военные кампании против боевиков, развернутые на севере страны или глубокий энергетический кризис, длящийся уже не один год (См. Наталья Замараева, Обострение энергетического кризиса в Пакистане, www.iimes.ru, 29.05.08).

Военная кампания пакистанской армии против боевиков в долине Сват и соседних территориях Северо-Западной пограничной провинции СЗПП, а также военные действия в агентствах Южный и Северный Вазиристан, другом административном субъекте — Территориях федерального управления племен/FATA/ зоне пуштунских племен, и далее, как заявляет министр внутренних дел Пакистана Р. Малик, следующая военная кампания — в Белуджистане, указывает на «выдавливание» боевиков в западном направлении, т.е. в сторону республик Центральной Азии, что, несомненно, затрагивает стратегические интересы Российской Федерации. К этому следует добавить несомненные реальные «достижения» восьмилетнего пребывания военных контингентов стран НАТО в Афганистане — разрушенное народное хозяйство страны, колоссальный рост товарооборота наркотиков в регионе и т.д.

Ставка на военное решение в борьбе с талибами Международных сил содействия безопасности/МССБ в регионе в целом провалилась. И жизнь жестко показала, что нужны иные подходы. Да и в целом, реализовывать любой мега-проект, будь он военный или инфраструктурный в регионе без косвенного или прямого участия республик Центральной Азии и России — неразумно.

В целом это утверждение было подчеркнуто на саммите президентом Таджикистана Эмомали Рахмонова в совместном заявлении для прессы: «в Аквиле среди других вопросов обсуждалась проблематика Афганистана и Пакистана. И была подчеркнута необходимость подключения соседних стран к общемировым усилиям по поддержке этих стран в решении социально-экономических проблем и вопросах безопасности. Так что наша встреча органически вписывается в русло этих усилий международного сообщества».

Основное внимание было уделено вопросам мирного сотрудничества. В Пакистане катастрофически не хватает электроэнергии, и те финансовые и технические «инъекции», которые впрыскивают в экономическое хозяйство страны пакистанские власти и зарубежные инвесторы — крайне недостаточны. Необходим комплексный региональный подход, мощные финансовые вливания международных банковских структур и добрая воля стран региона.

В рамках переговоров Медведев — Зардари в первую очередь обсуждались вопросы безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом; в области бизнес сотрудничества — энергетические и железнодорожные проекты, вопросы развития региональной торговли, создание благоприятного инвестиционного климата и т.д.

Энергетика и инфраструктурное хозяйство Пакистана, в частности железнодорожный сектор — одни из наиболее отсталых секторов экономики, куда необходимо вкладывать огромные технические, людские, финансовые и т.д. ресурсы (См. Наталья Замараева, Железные дороги Пакистана: история, современное состояние и перспективы развития, www.iimes.ru, 22.012.07).

Пакистанская сторона в прошлые годы предпринимала попытки наладить сотрудничество с компанией Российские железные дороги и отдельными частными бизнес-структурами, но в силу ряда объективных и субъективных причин они не увенчались успехом. Для реализации подобных мега-проектов требуются в первую очередь правительственные гарантии, высококвалифицированная команда технических специалистов, мощные финансы и воля народов. И, как было подчеркнуто на саммите российской стороной — подобные проекты носят как межгосударственный, так и региональный характер.

В целом проекты, обсужденные на саммите президентами Д.Медведевым и А.Зардари — это уже своего рода оперативный ответ на обращение последнего к странам-членам Шанхайской организации сотрудничества/ ШОС с призывом «помочь преодолеть проблемы», высказанный им в Екатеринбурге в июне 2009 г. на саммите ШОС (См. Наталья Замараева, Пакистан и саммит ШОС 2009, www.iimes.ru , 18.06.09). Механизм ШОСа, как подчеркивают многие аналитики, набирает обороты.

Пакистанская пресса приветствовала подобного рода инициативы, подчеркивая как важность усиления борьбы с наркотрафиком, так и крупные промышленные проекты.

Медийные площадки Пакистана, не избалованные сообщениями о пакистано-российских или пакистано-центральноазиатских событиях, печатали подробную информацию о четырехстороннем саммите в Таджикистане, в котором принимал участие президент Асиф Али Зардари. Они приветствовала подобного рода инициативы, подчеркивая как важность усиления борьбы с наркотрафиком, основным источником финансирования терроризма, так и крупные промышленные проекты. Основной упор массмедия Пакистана, во-первых, делала на слова президента Д.Медведева о том, что «у нас общее пространство», и во-вторых, что «энергетические проекты — это то, что реально может помочь правительствам, которым необходимо укреплять экономику. Помощь должна быть не одноразовой, она должна смотреть в будущее».

62.88MB | MySQL:102 | 0,526sec