Ситуация в Ливии: июль 2009г.

Главным событием месяца в Ливии стал проведенный в период с 1 по 3 июля в Сирте 13-й саммит Африканского Союза /АС/, действующим председателем которого до 1 января 2010 года является лидер ливийской революции Муамар Каддафи. Последний нахватал немало и других сугубо африканских титулов. В частности, он провозгласил себя «королем традиционных королей Африки». Кроме того, находясь уже 40 лет у власти, Каддафи после смерти в июне с.г. президента Габона Омара Бонго стал дуайеном среди глав африканских государств.

Ожидалось, что на саммит АС прибудет премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, приглашенный в качестве действующего председателя группы восьми наиболее развитых стран /G-8/. Не исключалось, что в Сирте могла состояться встреча между Берлускони и президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом. Поскольку иранский лидер был приглашен Муамаром Каддафи в последнюю минуту, тем самым ливиец поставил в достаточно деликатную ситуацию своего итальянского «друга». Однако последний невольно нашел выход из создавшегося положения — незадолго перед началом саммита итальянский премьер позвонил Каддафи и сообщил, что из-за железнодорожной катастрофы в Виареджио он был вынужден отказаться от поездки в Сирт. По имеющимся данным, ливийский руководитель выразил «понимание» ситуации, в которой оказался Берлускони. Уже 1 июля утром стало известно, что Ахмадинеджад без каких-либо объяснений также отказался от поездки в Сирт. До этого дипломаты европейских стран, приглашенные на саммит, готовились с овместно покинуть зал заседания в случае, если бы там появился Ахмадинеджад.

Перед саммитом в лоно АС была возвращена Мавритания, участие которой в Союзе было приостановлено после военного переворота в августе 2008г.

Как и ожидалось, Каддафи использовал трибуну саммита в Сирте для серии громких заявлений. Выступая на церемонии открытия, он предложил странам бассейна Карибского моря присоединиться к АС, поскольку они якобы являются «скорее африканскими странами». Он сообщил, что на саммите в Сирте присутствовали в качестве наблюдателей представители семи стран этого региона, включая Гаити и Ямайку. Аналогичное пожелание Каддафи высказал в адрес французского острова Реюньон, находящегося в Индийском океане.

В ходе саммита Каддафи рассчитывал сделать очередной шаг на пути к замышлявшимся им «Соединенным Штатам Африки» путем учреждения некоей панафриканской исполнительной структуры власти. По понятным причинам подавляющее большинство африканских стран негативно относится к этому прожекту. Только некоторые из них из ближайших соседей Ливии вспоминают о нем, и то только тогда, когда у них появляется необходимость обратиться к Триполи за деньгами. В ходе саммита Каддафи на корню пресек любые попытки дискуссии на эту острую тему, сразу же покинув зал заседания.

Что касается Каддафи, то для проталкивания своей инициативы он предлагал провести всеафриканский референдум. «Это тот выбор, к которому мы можем прибегнуть в случае необходимости», — утверждал он. По итогам саммита было принято половинчатое решение — на смену Комиссии Африканского Союза пришла компромиссная структура под названием «Власти Союза». Предполагается, что «Власти Союза» будут «координировать» политику африканских стран в сферах обороны и международных отношений. Тем не менее у этой структуры не будет расширенных полномочий, которых добивался Каддафи. Ряд стран воспротивился этому, и в первую очередь Нигерия, а также находящиеся далеко от Ливии страны Южной Африки. Теперь, чтобы «Власти Союза» заработали, решение об их создании должны ратифицировать все 53 страны-участницы АС, что вряд ли реально даже в среднесрочной перспективе. «Мы начинаем новый этап. Тот, кто не подчинится воле африканцев, крупно заплатит за это, поскольку у нас не будет жалости по отношен ию к ним», — предупредил Каддафи.

В структуре «Власти Союза» предусмотрены посты президента /понятно, для кого готовится этот пост/, вице-президента, а также секретарей, которые заменят действующих комиссаров АС.

3 июля саммит АС призвал Совет Безопасности ООН ввести санкции против Эритреи, которую уже не раз обвиняли в дестабилизации ситуации в Сомали путем поставок оружия группировкам радикальных исламистов. Саммит АС предложил также Совбезу ООН немедленно установить воздушную и морскую блокаду Сомали с тем, чтобы не допустить проникновения на территорию страны «иностранных элементов». Саммит АС выразил свою «полную поддержку» переходному правительству Сомали, которое в настоящее время противостоит попыткам радикальных исламистов установить свой контроль над всей территорией страны.

3 июля африканские лидеры заявили, что «не будут в дальнейшем сотрудничать с Международным уголовным судом /МУС/» в связи с вынесенным этой инстанцией решением о выдаче ордера на арест президента Судана Омара аль-Башира. В резолюции саммита отмечалось, что его участники «не будут взаимодействовать с МУС в вопросах возможного ареста и выдачи обвиняемого в связи с наличием у него президентского иммунитета». Это решение было принято благодаря очевидному влиянию Муамара Каддафи несмотря на то, что 30 африканских государств ратифицировали Статут МУС. Сам Аль-Башир накоротке появился в Сирте, но покинул его еще до принятия этой резолюции. Ранее он уже посетил несколько африканских стран, однако все они не являются подписантами Статута МУС.

Как заявил в этой связи представитель правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч» Рид Броди, приняв такую резолюцию, «Африканский Союз встал на сторону диктатора, обвиняемого в военных преступлениях, вместо того, чтобы принять сторону его африканских жертв». Он утверждал, что эта резолюция «была навязана саммиту Ливией и Суданом без реального консенсуса». Уже 5 июня Ботсвана объявила, что отвергает резолюцию, принятую в Сирте, и что она будет сотрудничать с МУС.

По итогам встречи африканских лидеров Каддафи сообщил, что Сирт в сентябре с.г. примет чрезвычайный саммит АС, который будет посвящен «конфликтам в Африке». Новая встреча пройдет в рамках 40-летней годовщины прихода к власти лидера ливийской революции, которая будет отмечаться 1 сентября. «Новый саммит не только рассмотрит конфликты и кризисы, но и примет принуждающие решения», — предупредил он.

15 июля исполнился год со дня начала дипломатического скандала между Ливией и Швейцарией, вспыхнувшего в связи с кратким задержанием в Женеве сына лидера ливийской революции Ханнибала Каддафи и его супруги по обвинению в нанесении побоев прислуге отеля. Этот скандал за последнее время приобрел отчетливую тенденцию к обострению. Последний по времени залп словесной брани прозвучал в ходе недавней встречи G-8 в Италии, где Каддафи-старший обвинил Швейцарию в том, что она якобы является «источником финансирования международного терроризма, поскольку все террористы имеют в ней тайные счета». «Швейцария — это всемирная мафия, а не государство», — утверждал Каддафи. Он даже предложил расчленить эту страну, присоединив ее отдельные части по языковому принципу к Франции, Германии и Италии. Ранее Ливия приостановила поставки нефтепродуктов в Швейцарию, вывела из банков этой страны 5 млрд евро, ввела ограничения на деятельность в Джамахирии швейцарских компаний. Кроме того, Триполи требует извинений, а также дисциплинарных санкций против швейцарских полицейских, задерживавших Ханнибала.

19 июля глава МИД Швейцарии Мишлин Кальми-Рей заявила, что ее страна хотела бы организовать встречу между президентом конфедерации Хансом-Рудольфом Мерцем и Муамаром Каддафи. Цель этой встречи — попытаться снять напряженность в отношениях между двумя странами.

26 июля в Триполи состоялась церемония подписания мирного соглашения между властями Чада и Национальным движением /НД/ — коалицией трех чадских повстанческих движений во главе с Ахматом Хассабаллой Субианом. Это событие подтвердил официальный Триполи. Соглашением предусматривается «прекращение враждебной деятельности, возвращение оппозиционеров к легальному положению, интеграция желающих боевиков в ряды вооруженных сил и администрацию, участие НД в политических процессах. Кроме того, стороны должны обменяться пленными. На выполнение соглашения отводится 3 месяца. Контроль за его реализацией будет осуществлять специальный комитет, который возглавил представитель Ливии и в который вошли представители НД и правительства.

НД образовалось в конце июня в результате слияния Союза сил за демократию и развитие — обновление Исы Мусы Тамбулета, Национального движения за восстановление Махамата Ахмата Хамида и Фронта за спасение республики /ФСР/ во главе с бывшим министром и бывшим послом Чада в США Хассабаллой Субианом. Ни одно из этих движений не участвовало в рейде повстанцев на Нджамену в мае с.г. с территории Дарфура.

30 июля Ливия подписала очередное, четвертое по счету за последние два года «атомное» соглашение, на сей раз — с Канадой. Меморандум относительно сотрудничества в области мирного использования атомной энергии предусматривает двустороннее взаимодействие в сферах исследований, извлечения, переработки и транспортировки урана, а также использования атомной энергии для опреснения воды. С июля 2007г. Триполи подписал аналогичные документы с Парижем, Москвой и Киевом.

52.28MB | MySQL:103 | 0,489sec