О факторах, влияющих на отношения между Ираном и Азербайджаном

Тегеран против любых изменений границ в регионе, такие попытки являются красной линией для этой страны. Об этом 20 октября в Ереване на совместной пресс-конференции с главой МИД Армении Араратом Мирзояном заявил министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан.

«Иранская сторона категорически против присутствия иностранных представителей в регионе — на территории Армении и Азербайджана. Для нас очень важна деятельность внутренних представителей, такая как формат «3+3». Должен отметить, что Иран против изменения исторических границ региона, это наша красная линия. Мы предпримем все меры, чтобы противостоять даже такому мышлению», — отметил он.

Как добавил Абдоллахиан, президент Азербайджана Ильхам Алиев заверил руководство Ирана, что Баку не намерен идти на изменения границ в регионе. «Во время встречи с руководством нашей страны президент Азербайджана четко заявил, что они не желают изменений границ в регионе, у них нет таких целей. Мы предупреждали об изменении границы: Иран имеет возможность противостоять любой такой идее», — добавил  иранский министр. При этом в Ереване призвали   не связывать  урегулирование армяно-турецких отношений, с процессом урегулирования между Ереваном и Баку.

«Наши собеседники в Турции должны все меньше и меньше связывать этот процесс (переговоры по нормализации отношений — прим. ТАСС) с происходящим между Арменией и Азербайджаном процессом и, наоборот, должны осознавать, что успех армяно-турецкого диалога может оказать положительное влияние на переговорный процесс между Арменией и Азербайджаном», — заявил  министр иностранных дел Армении А.Мирзоян. Рискнем предположить, что разделить эти два процесса не получится. Как и проигнорировать роль Ирана в этих процессах. Достаточно  вспомнить, что   во время парада в Баку в декабре 2020 года, посвященного победе Азербайджана во Второй Карабахской войне, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (не кто-нибудь, а именно президент Турции -авт.) прочитал азербайджанское стихотворение, которое привлекло повышенное внимание Ирана. Стихотворение под названием «Гюлистан» говорит о печали, вызванной тем фактом, что река Аракс разделяет этнически азербайджанский народ в Азербайджанской Республике и народ в Иране. Особенно раздражала Тегеран строка из стихотворения: «Они разделили реку Аракс и наполнили ее камнями и прутьями. Я не буду разлучен с вами. Они разделили нас насильно». Эта строка наводит некоторых на мысль, что все этнические азербайджанцы когда-нибудь воссоединятся. Хотя стихотворение было написано в 1959 году, оно затрагивает проблему, относящуюся к 1828 году. В то время Туркманчайский договор между Российской Империей  и Персией, который положил конец русско-персидской войне (1826-1828 гг.), установил границу между державами по реке Аракс. Сегодня азербайджанцы считаются второй по численности этнической группой в Иране. Как полагают аналитики из Института Хадсона (США), в последние годы отношения между Азербайджаном и Ираном оставались сердечными на поверхности, но напряженными за кулисами. У них были морские пограничные споры в Каспийском море. Теплые отношения Ирана с давним противником Азербайджана, Арменией, всегда беспокоили Баку. Между тем, Иран с подозрением относится к тесным двусторонним отношениям между Азербайджаном и Израилем. Однако два недавних вопроса еще больше осложнили азербайджано-иранские отношения. На прошлой неделе Иран провел беспрецедентно крупные военные учения вдоль своей северной границы с Азербайджаном. Эти военные маневры отличались от предыдущих учений по нескольким показателям.

Во-первых, они сопровождались хитроумной операцией трансляции внятных  сигналов   из Тегерана. Например, иранское государственное телевидение транслировало музыкальное видео, по-видимому, созданное Корпусом стражей исламской революции (КСИР), которое включало кадры военных учений. Текст песни, которая использовалась в качестве озвучки маневров, предупреждал Израиль «не отклоняться слишком далеко от своего пути, не ройте себе могилу своими руками», а также предупреждал Азербайджан, что «любой, кто смотрит на Иран неправильно, должен быть уничтожен».

Во-вторых, и, возможно, что более важно, основная часть учений включала в себя репетицию военного наступления через реку Аракс.  Хотя по большей части река Аракс служит границей между Азербайджаном и Ираном, есть несколько небольших участков реки, которые полностью находятся на территории Ирана. Именно в одном из таких мест было заснято, как КСИР строит временный понтонный мост и репетирует военную переправу через реку. Любому, кто наблюдал за учениями, было ясно, что они таким образом из Тегерана посылали нужный сигнал  Баку.

Еще один спорный вопрос между Азербайджаном и Ираном касается создания так называемого Зангезурского коридора. В рамках соглашения о прекращении огня от ноября 2020 года, которое положило конец Второй Карабахской войне, Армения обязалась «гарантировать безопасность транспортных сообщений» между собственно Азербайджаном и его автономным регионом Нахичевань, эксклавом, расположенным между Ираном, Арменией и Турцией. Почти два года спустя практическое воплощение этой договоренности по началу работы этого транспортного коридора, соединяющий эти две части Азербайджана через Сюникскую область Армении, не состоялось. Тегерану не нравится идея Зангезурского коридора по двум причинам.

Во-первых, эффект от такого транспортного сообщения будет ощущаться за пределами региона совсем не в интересах Ирана. Этот коридор в конечном итоге соединит Турцию с сердцем евразийского континента в Центральной Азии. Тегеран прекрасно понимает, что этот коридор станет еще одним маршрутом, с которым Ирану придется серьезно конкурировать.

Во-вторых, соединение собственно Азербайджана с его эксклавом Нахичевань через Зангезурский коридор уменьшило бы влияние Ирана в регионе.

В настоящее время Азербайджан во многом полагается на доступ к иранскому воздушному пространству и территории для снабжения Нахичевани. В дополнение к этим транзитным правам Азербайджан также полагается на Иран в поставках природного газа в Нахичевань. С учетом минимизации такой роли Ирана, Азербайджан получает лишние доводы в рамках оспаривания этой роли Тегерана в регионе. Тегерану логично это не нравится. Летом верховный лидер ИРИ  аятолла Али Хаменеи написал в Твиттере о своей обеспокоенности по поводу создания Зангезурского коридора. Как следствие, Иран стал более активным участником событий в регионе. Например, на прошлой неделе Тегеран объявил, что открывает консульство в Капане, небольшом городе в Армении, недалеко от того места, где будет проходить Зангезурский коридор. Визиты правительственных делегаций высокого уровня между Арменией и Ираном стали обычным явлением. Обострение напряженности между Азербайджаном и Ираном приходится на интересное время в региональной геополитике. Гражданские беспорядки сотрясают Иран более 40 дней во время продолжительных протестов против смерти молодой девушки  Махсы Амини в полицейском участке. Между тем, Армения и Азербайджан, вероятно, ближе к прочному мирному соглашению, чем когда-либо за последнее время, что может привести к нормализации отношений между Арменией и Турцией и послужить столь необходимым стимулом для развития экономики региона.

52.27MB | MySQL:103 | 0,458sec