Ирано-афганские отношения на современном этапе

Государственное и военное руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) продолжает рассматривать Афганистан в качестве потенциальной зоны своих национальных интересов и внимательно отслеживает обстановку в Исламской Республике Афганистан (ИРА), пытаясь использовать любые имеющиеся возможности для оказания воздействия на внутриполитические процессы, происходящие в этой стране, с целью закрепления там своих как политических, так экономических позиций.

По мнению руководства ИРИ, политика Тегерана в сегодняшнем Афганистане должна проводиться с учетом ряда объективных и субъективных факторов. Во-первых, с точки зрения обеспечения национальной безопасности, в условиях сохраняющейся угрозы проведения американцами силовой акции, Ирану гораздо предпочтительней иметь если не откровенно дружественного, то, по крайней мере, нейтрального и лояльного соседа, не имеющего политических, экономических или пограничных претензий к ИРИ. Во-вторых, географическое положение Афганистана делает эту страну потенциально выгодным торгово-экономическим партнером Тегерана, а также необходимым посредником в вопросах транспортировки углеводородного сырья (нефть, природный газ и т.д.) и грузов различного назначения по направлениям «Север — Юг», «Запад — Восток». И, наконец, в-третьих — общность исторических корней, близость языка, религии, культуры, обычаев и нравов создает благоприятные условия для продвижения иранских национальных интересов в ИРА.

В настоящее время отличительными чертами внешнеполитической деятельности Тегерана на афганском направлении являются осторожность и последовательность в продвижении своих интересов в данной стране. При этом для достижения избранных целей иранцы стремятся максимально использовать объективно сложившиеся условия, позволяющие довольно свободно действовать в Афганистане, в том числе:

— отсутствие необходимой экономической инфраструктуры, острый дефицит финансовых средств, энергоносителей, промышленной продукции и, как следствие, поиск партнеров, способных хотя бы частично содействовать в решении этих проблем;

— сохраняющаяся внутриполитическая напряженность в Афганистане, активизация деятельности на территории страны антиправительственных и террористических группировок;

— рост антиамериканских и антизападных настроений среди афганского народа, вызываемый присутствием в стране вооруженных сил США, а также подразделений многонациональной вооруженной группировки;

— историческое доминирование Ирана в шиитонаселенных провинциях ИРА.

Ориентируясь на вышеперечисленные условия, Тегеран внимательно следит за динамикой внутриполитических процессов, происходящих в соседнем Афганистане. При этом, не ограничиваясь «сухой» констатацией и анализом фактов, иранцы пытаются использовать весь спектр существующих форм и методов воздействия (политическое, экономическое, социальное, религиозное и культурное) в интересах укрепления и расширения своего влияния в Афганистане.

Данного рода мероприятия проводятся иранцами с использованием как официальных каналов (контакты на уровне руководителей государств и ведомств, дипломатических и иных представительств, а также средств массовой информации), так и неофициальных (посредством деятельности спецслужб, религиозных и религиозно-пропагандистских центров). Для координации действий различных ведомств на афганском направлении в Иране создан Штаб по Афганистану, в состав которого входят представители канцелярии Верховного руководителя страны, министерства информации (разведка и контрразведка), министерства иностранных дел, министерства обороны, министерства внутренних дел, и Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

В настоящее время официальная деятельность Ирана в Афганистане осуществляется по следующим основным направлениям: политическое и торгово-экономическое сотрудничество, а также взаимодействие силовых структур в сфере безопасности и совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Данные направления тегеранской политики в течение 2008-2009 годов находили постоянное подтверждение в ходе обмена визитами уполномоченных представителей стран, а также при обсуждении афганской проблематики на различных международных форумах, в которых Иран старается принимать активное участие.

Декларируемая позиция Тегерана в отношении ИРА достаточно сдержанна. Официально Иран поддерживает политику афганского правительства во главе с Х.Карзаем, выступает за скорейшее разрешение внутриполитических и межэтнических противоречий в ИРА и традиционно настаивает на необходимости скорейшего вывода иностранного военного контингента с территории Афганистана, имея в виду коалиционную группировку ВС США и их союзников по проведению контртеррористической операции. Тегеран подчеркивает недопустимость вмешательства Вашингтона во внутренние дела Афганистана.

В Тегеране хорошо понимают, что нынешняя зависимость кабульской администрации от США накладывает серьезные ограничения на возможности развития ирано-афганского сотрудничества в политической сфере. Исходя из этого, руководство ИРИ делает ставку на укрепление своих позиций в ИРА, стараясь расширять иранское экономическое и культурное присутствие в этой стране.

Касаясь торгово-экономических отношений, следует отметить, что Иран в отличие от ряда других стран, взявших на себя «донорские» обязательства в ходе Боннской, Лондонской и Гаагской конференциях, реально участвует в восстановлении разрушенной войной афганской экономической инфраструктуры. Однако, принимая во внимание существующий жесткий прессинг со стороны других более развитых во всех отношениях стран-доноров, в первую очередь США, а также при отсутствии достаточного количества свободных финансовых средств для восстановления различных инфраструктур афганской экономики, Тегеран никогда не занимал центрального места в международной кампании по оказанию помощи Афганистану. В то же время анализ практического выполнения Ираном взятых на себя обязательств позволяет рассматривать Тегеран как наиболее активного участника восстановительного процесса.

В соответствии с взятыми на себя обязательствами Иран продолжает предоставлять ИРА финансовую помощь и кредиты. При этом особого интереса заслуживает направленность распределения иранской помощи. Так, если остальные страны-доноры ограничиваются в основном участием в проведении гуманитарных операций, то Тегеран направляет средства на реанимацию важнейших для Кабула областей, а именно — сельского хозяйства, транспортной сети и энергетики,

В результате предпринимаемых иранской стороной усилий по развитию торгово-экономических контактов с Афганистаном товарооборот между двумя государствами по итогам 1387 иранского года (21 марта 2008 г. — 20 марта 2009 г.) значительно вырос по сравнению с предыдущим годом и составил около 800 млн долларов США. При этом объем иранского экспорта в ИРА почти в 100 раз превысил объем импорта продукции из Афганистана. В номенклатуре иранского экспорта в Афганистан основное место занимают продовольственные и промышленные товары, бытовая техника, металлопрокат, автотракторная, в том числе дорожно-строительная техника, мотоциклы, готовая одежда, ткани, хлопчатобумажные и полушерстяные нити, моющие средства, медикаменты, топливо и специальные нефтепродукты, в том числе нефтяной битум и строительные материалы, а в номенклатуре импорта из Афганистана — только лишь металлолом, автомобильные запчасти, антибиотики иностранного производства, сырьё для текстильной промышленности и сухофрукты. Вместе с тем, стороны поставили перед собой задачу довести в 2009 году объем торгового оборота между странами до 1 млрд долларов США.

Приоритетными направлениями экономического сотрудничества с ИРА в Тегеране считают транспортные и энергетические проекты. Между Ираном и Афганистаном подписан меморандум о сотрудничестве в области автомобильного и железнодорожного транспорта, в рамках которого уже введено в эксплуатацию шоссе Догарун — Герат. Успешными темпами ведется строительство железнодорожной линии Мешхед — Герат. Иранцы уже ввели в эксплуатацию свой участок данной ветки Торбете-Хейдарие -Роштхар — Хаф. В настоящее время ведутся работы по прокладке железнодорожных путей по маршруту Хаф — Санган. Строительство железной дороги на афганском участке уже началось и ведётся иранской компанией. Стоимость подписанного контракта составляет 20 млн долл. США.

Обращает на себя внимание тот факт, что такое рьяное стремление Тегерана к скорейшему вводу в строй данной железнодорожной ветки обусловлено тем, что на маршруте ее строительства, в районе г. Санган (250 км. юго-восточнее г. Мешхед), находится крупное месторождение железной руды, большая доля которого располагается на территории Афганистана. В настоящее время иранцами ведутся активные переговоры по проекту совместной разработки данного месторождения и строительства на иранской территории (г. Санган) горно-обогатительного комбината.

В целях реализации подписанных Ираном ранее соглашений по предоставлению помощи в восстановлении транспортной инфраструктуры Афганистана, в настоящее время иранскими специалистами заканчивается строительство последнего участка Лутек — Захак (провинция Систан и Белуджистан) транзитной автодороги Чахбахар — Милак — Зарандж. Стоимость данного проекта составляет 25 млн долл. США.

В энергетической сфере Иран активно участвует в воссоздании энергосетей западных провинций ИРА. Министры энергетики Ирана и Афганистана подписали меморандум о сотрудничестве в сфере электроэнергетики и водного хозяйства, определивший направления развития двусторонних контактов в данной области на ближайшую перспективу. В соответствии с ним иранцы уже осуществили работы по установке двух газотурбин мощностью 50 МВт на ТЭЦ в Кабуле. Кроме того, министерство энергетики ИРИ заявило о подключении западных провинций Афганистана к иранской энергетической системе.

Большим прорывом в области водного хозяйства явилось разрешение вопроса о совместном распределении водных ресурсов реки Гильменд. Так после многочисленных переговоров и консультаций между министерствами Ирана и Афганистан афганцами были сняты все ранее действующие в отношении Ирана ограничения на использовании водных ресурсов реки Гильменд. Это событие было отмечено местным иранским населением как

всенародный праздник, так как в условиях девятилетней засухи прибывшая из Афганистана вода является спасением для многих крестьянских хозяйств провинции Систан и Белуджистан.

Взаимодействие между Ираном и Афганистаном в области реализации энергетических и транспортных проектов ведется и в многостороннем формате. Так, Иран, Таджикистан и Афганистан подписали соглашение о сооружении линии электропередачи от строящихся ГЭС на таджикской реке Вахш в Кундуз и далее через Герат в Мешхед (ИРИ). Осуществляется также реализация положений трехстороннего (Иран — Узбекистан — Афганистан) соглашения о создании трансафганского транспортного коридора Термез — Мазари-Шариф — Герат с последующим выходом на иранские порты Бендер-Аббас и Чахбахар.

В целях обеспечения транзитных перевозок между Ираном и Афганистаном в настоящее время завершено строительства и оборудование нового пограничного транспортного терминала в г. Догарун (225 км. юго-восточнее г. Мешхед).

Учитывая низкий уровень подготовки сотрудников афганской таможни и недостаточное оснащение пограничных пунктов на территории Афганистана современными техническими средствами контроля, Иран взял на себя обязательства и практически осуществил ряд мероприятий по оборудованию ряда объектов за свой счет. В частности, иранские специалисты установили и запустили специальную аппаратуру системы «АСИ-КУДА» на таможнях в Кабуле, Джелалабаде, Тархаме (крупнейшая таможня на границе Афганистана и Пакистана), Герате и Исламкале, адаптировали программное обеспечение системы под афганское таможенное законодательство и обучили местных специалистов работе на этой аппаратуре.

В рамках расширения сотрудничества между министерствами связи Ирана и Афганистана было подписано межправительственное соглашение о взаимодействии в коммуникационной сфере. Согласно договору иранские специалисты проложат прямую линию оптико-волоконной связи между Гератом и Мешхедом. Кроме этого, Иран обязуется производить техническое обслуживание данного канала, поддерживающего ЛОВС Герат — Мешхед, и предоставить транзитные услуги для афганских коммуникаций.

Тегеран активно участвует в воссоздании афганской банковской системы. В соответствии с двусторонней договоренностью между финансовыми ведомствами двух стран, в Кабуле открыт и функционирует филиал Центрального банка Ирана, отделения данного банка действуют в ряде городов приграничных с Ираном провинций (Герат, Фарах, Нимруз). Кроме того, в г. Герат действует иранская промышленно-финансовая группа «Ах-даф-е Hyp». Основная цель функционирования вышеперечисленных учреждений — упорядочение финансовых потоков, поступающих из Ирана в Афганистан, их распределение и контроль над целевым расходованием. Помимо этого, данные банковские структуры призваны осуществлять обучение и подготовку афганских специалистов в области экономики и финансов.

Важной составляющей укрепления своих позиций в Афганистане руководство ИРИ считает и наращивание иранского культурного присутствия в этой стране. Так, в рамках двусторонних соглашений о сотрудничестве в сферах науки, культуры и образования иранцы предоставляют значительное число квот для обучения афганских студентов в вузах ИРИ, направляют преподавателей в учебные заведения ИРА, издают для них необходимые учебно-методические материалы. Тегеран выделяет средства на восстановление разрушенных и строительство новых школ, библиотек и типографий в Афганистане. Сооружаются объекты религиозного и культурного назначения. В частности, в соответствии с меморандумом о взаимопонимании и сотрудничества в культурной и образовательной сфере Иран выделил на восстановление системы образования Афганистана 1,2 млн долларов США. Данные средства были использованы министерством образования ИРА для создания центра подготовки учителей и преподавателей, создания и оснащения исследовательского и компьютерного центров. Наряду с этим, в Герате открыт культурно-образовательный центр, деньги на строительство которого (220 тыс. долларов США) были выделены Штабом по восстановлению Афганистана.

Другим направлением деятельности иранского руководства в сфере восстановления Афганистана является оказание помощи в создании силовых структур страны и совместной борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Так, по результатам двух раундов ирано-афганских переговоров руководителей оборонных ведомств стороны подписали меморандум о взаимопонимании, в котором Тегеран и Кабул подтвердили необходимость установления двусторонних отношений по вопросам обеспечения безопасности и обороны, расширения сотрудничества в деле борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.

Вместе с тем, недопущенный американцами напрямую к процессу создания национальной армии ИРА, Тегеран активно участвует в обучении афганских военнослужащих, в частности специалистов пограничной и таможенной служб Афганистана на территории Ирана (в провинции Хорасан — г. Мешхед).

Реальными шагами Ирана по укреплению связей с Афганистаном является активное содействие ИРИ в возвращении на родину афганских граждан, временно проживающих на иранской территории.

На основе двустороннего ирано-афганского соглашения, достигнутого при содействии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в ИРИ разработана специальная «Программа по репатриации граждан Афганистана». Данный документ не имеет «шоковой» направленноста, а включает в себя комплекс тщательно продуманных и спланированных мероприятий, сроки его реализации постоянно уточняются и корректируются иранским руководством.

В частности, на состоявшемся 15 февраля с.г. в Тегеране совместном заседании представителей министерств иностранных и внутренних дел страны был рассмотрен и утвержден новый временной график репатриации вынужденных переселенцев.

Председательствующий на мероприятии генеральный директор Бюро по делам иностранцев и беженцев МВД ИРИ в своем докладе заявил, что окончательным сроком завершения программы репатриации является 20 апреля 2010 года. Согласно новому временному графику все граждане Афганистана, незаконно проживающие на территории Ирана, в указанный срок обязаны решить вопросы, связанные с регистрацией, и покинуть территорию ИРИ.

На совещании также уточнены категории вынужденных переселенцев, имеющие законное право на проживание в Иране свыше определенного планом репатриации срока, к ним относятся:

— граждане Афганистана, работающие в Иране по контракту (в том случае, если договор о найме оформлен до 2002 года). При этом срок проживания в Иране ограничивается действием контракта;

— афганцы, обучающиеся в ВУЗах и средних учебных заведениях Ирана (до окончания учебы);

— дипломированные специалисты дефицитных профессий, работающие или же преподающие в государственных (частных) компаниях и ВУЗах;

— иные граждане, получившие специальное разрешение в соответствующих структурах Ирана (выдается в МВД ИРИ).

Несмотря на официально декларируемую политику невмешательства во внутренние дела Афганистана, иранцы не отказываются и от проведения неофициальных мероприятий по воздействию на некоторые оппозиционные афганскому правительству партии и организации. Деятельность спецслужб ИРИ не ограничивается только лишь сбором и анализом интересующей Тегеран информации. Работа ведется по следующим направлениям:

— взаимодействие и поддержка вооруженных группировок оппозиции в ИРА с целью противодействия США в их стремлении установить контроль над северными, западными и южными районами Афганистана;

— проведение переговоров и консультаций с лидерами афганских исламских партий с целью создания единого многопартийного блока, лояльного Ирану и отвечающего его нынешней конъюнктуре в Афганистане.

Говоря о поддержании контактов с лидерами вооруженной оппозиции, следует отметить, что, несмотря на официальное запрещение Ираном функционирования на своей территории представительств Исламской партии Афганистана (ИЛА, лидер — Г.Хекматьяр), на деле офисы партии продолжают работу в иранской столице и ряде других городов страны (Мешхед, Захедан, Исфахан). Более того, территория Ирана регулярно используется лидером ИПА Г.Хекматьяром в качестве надежного укрытия в период активизации контртеррористической операции в Афганистане. В ходе встреч обсуждаются вопросы оказания помощи группировкам ИПА в их борьбе против американского присутствия в Афганистане.

Говоря о деятельности Ирана на афганском направлении, необходимо отметить, что ее направленность и цели вполне объяснимы и характеризуются исключительно национальными интересами ИРИ в этой стране. Иранское руководство заинтересовано в существовании в соседнем Афганистане если не откровенно дружественного, то, по крайней мере, лояльного Тегерану режима, не имеющего политических, экономических или пограничных претензий к ИРИ и не бросающего идеологического — «исламского» вызова Ирану.

В связи с этим, иранские власти предпринимают активные меры по оказанию влияния на развитие обстановки в ИРА в целях продвижения своих интересов в Афганистане. Для этого Тегеран использует все имеющиеся у него способы и методы воздействия на кабульское руководство, авторитетных лидеров афганских общественно-политических, этнических и религиозных группировок, а также наиболее актуальный сейчас экономический фактор. Такая ситуация сохранится и на ближайшую перспективу.

52.31MB | MySQL:103 | 0,799sec