Некоторые аспекты британской внешней политики на Ближнем Востоке

Британская ближневосточная политика всегда отличалась довольно высокой степенью активности. По аналогии с французской политикой на ближневосточном треке, стремящейся к выработке некой отдельной, отличной от общей концепции поведенческой линии по БВУ, ее характерной особенностью является довольно высокий коэффициент независимости от общеевропейской линии. Во всяком случае, она не повторяет различные повороты в развитии ближневосточной стратегии Евросоюза. Для Лондона всегда было важным сохранить за собой, насколько это возможно, независимую дипломатическую инициативу в одном из самых конфликтогенных районов мира.

Нужно понимать при этом, что, не являясь участником одного из важнейших переговорных механизмов по ближневосточному урегулированию (международный «квартет» посредников, состоящий из России, США, ООН и ЕС), Лондон лишен важного рычага вовлеченности в процесс поиска путей ближневосточного урегулирования. Безусловно, статус постоянного члена Совета Безопасности ООН добавляет Великобритании общеполитического веса и дает возможность влиять на принятие политических решений. При этом, в какой-то степени дистанцируясь от общей линии Евросоюза по БВУ и демонстрируя некоторую степень самостоятельности в видении модальностей ближневосточного урегулирования, но не имея возможности выступать в качестве одного из ведущих игроков на этой арене, Лондон в любом случае вынужден ориентироваться на одну из влиятельных сил, задающих «тон» развитию процесса ближневосточного урегулирования.

Очевидно, что своеобразным фарватером для выработки и модификации британской концепции БВУ являются США. С большой долей уверенности можно говорить о существовании более-менее обособленной англосаксонской системы взглядов на БВУ, в которой Вашингтон, безусловно, играет первую скрипку. Вероятно, что это вполне устраивает Лондон, поскольку, во-первых, в очередной раз предоставляет британцам возможность продемонстрировать свою идеологическую независимость от ЕС, а, во-вторых, иметь довольно сильное «плечо» от государства, в политико-идеологическом плане традиционно близкого Великобритании.

В настоящее время в усилиях по БВУ Лондон делает акцент на необходимости всеобъемлющего решения конфликта на основе формулы «двуа государства для двух народов». При этом Лондон прилагает усилия для того, чтобы добиться от Израиля прекращения всякого строительства на оккупированных палестинских территориях. Тема ближневосточного урегулирования традиционно и сегодня является предметом повышенного внимания со стороны британских парламентариев, встревоженных стагнацией мирного процесса и в особенности продолжающимся строительством еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан со стороны Израиля, которое, по их мнению, наносит большой ущерб ходу мирного процесса.

В этой связи интерес представляет опубликованный 15 июля комитетом по иностранным делам палаты общин доклад «Глобальная безопасность: Израиль и оккупированные палестинские территории» (“Global security: Israel and the Occupied Palestinian Territories”). Подготовка этого объемного документа началась еще в начале года, сразу после вооруженного конфликта в Газе. В процессе составлении доклада парламентарии проанализировали огромное количество фактической информации, провели ряд бесед со специалистами-регионоведами и представителями британских ведомств, имеющих как прямое, так и косвенное отношение к проблеме, проработали результаты многочисленных встреч в регионе с представителями региональных администраций (палестинских, израильских властей и политико-экспертной верхушки соседних государств).

В докладе дается высокая оценка усилий британского правительства по мирному урегулированию на Ближнем Востоке, анализируются узловые проблемные моменты в процессе урегулирования, производится оценка перспектив процесса и акцентируется необходимость в конкретных целевых действиях, которые, по мнению парламентариев, должно произвести британское правительство для решения задач по БВУ.

Кроме своей фундаментальности и широты представленного и проанализированного материала, доклад интересен тем, что, в нем были освещены новые, относительно недавно появившиеся грани мирного процесса и связанные с ними проблемы. Появление новых аспектов в БВУ соответствующим образом повлияло на позицию Лондона по ближневосточному урегулированию, в которой появились новые акценты.

Во-первых, в докладе довольно большое внимание уделено итогам войны в Газе. При этом Лондон никоим образом не ангажируется и не пытается оправдать ни одну из сторон: ракетные обстрелы палестинскими боевиками территории Израиля названы неприемлемыми, а военный ответ Израиля – непропорциональным. Высказывается сожаление по поводу применения Израилем британского вооружения в ходе конфликта. С одобрением подается решение британских властей отозвать ряд лицензий на военные поставки Израилю. А правительству дается совет определиться в своем отношении к возможности оказанию поддержки ведущемуся по линии правозащитных организаций расследованию насчет военных преступлений, которые были совершены в ходе конфликта. Итоги войны рассмотрены во многом через призму британских интересов и возможности их сохранения или принесения их в жертву в зависимости от меняющихся реалий

В отношении экономического состояния и развития палестинских территорий, критике подвергается Израиль за продолжение строительства поселений на Западном берегу реки Иордан, а также за препятствия, чинимые им в отношении поставок необходимых товаров в Газу. Подчеркивается также необходимость демонтажа блокпостов, возведенных на оккупированных территориях с марта 2001 года. Высоко оцениваются усилия «квартета» международных посредников и лично Т.Блэра в качестве его спецпредставителя в усилиях по нормализации экономической ситуации в Секторе и преодолению последствий кризиса. Данная позиция во многом является отражением усилий нынешней американской администрации по убеждению израильского руководства в том, что прекращение поселенческой активности является первым и необходимым условиям по разблокированию переговорного процесса.

Но, пожалуй, одним из наиболее интересных пунктов доклада является параграф под названием «политика в отношении ХАМАС». Пожалуй, впервые на официальном уровне произошло признание необходимости контактов с представителями этого движения. Данный пассаж вытекает из пункта, где говорится о том, что межпалестинский раскол является основным препятствием на пути продвижения к решению кризиса по формуле «двух государств». И именно установление контактов с умеренными представителями организации, по мнению парламентариев, позволит разблокировать тупик, в который зашли переговоры по межпалестинскому примирению. Вовлечение в процесс урегулирования ХАМАСа позволит, по их мнению, преодолеть его ограниченность, вытекающую из неполноценного представительства и участия в процессе сторон, заинтересованных в решении кризиса. Игнорирование международным сообществом и, в частности, британским истеблишментом, роли ХАМАСа в процессе БВУ в долгосрочной перспективе лишь усложнит процесс урегулирования, поскольку отстранит от участия в нем одну из ведущих политических региональных сил, которая, оказавшись изолированной на региональной арене и не допущенной в полноценном формате к переговорному процессу, может занять обструкционистскую позицию в отношении урегулирования, сделав его достижение практически невозможным. Поэтому сейчас, пока не поздно, в качестве логического продолжения установлению контактов с умеренными исламистами (здесь имеется в виду факт установления Лондоном отношений с умеренным крылом ливанской «Хизбаллы»), британскому кабинету необходимо наладить канал общения с этой организацией.

Безусловно, факт установления нормальных отношений с ХАМАСом не сможет положительно повлиять на британско-израильские отношения. Поэтому далеко не очевидно, что британский правящих кабинет положительно отреагирует и прислушается к совету парламентариев. Однако сам факт признания политической элитой необходимости диалога со всеми региональными игроками, вне зависимости от их международной «репутации», уже говорит о некоторых сдвигах в оценках путей ближневосточного урегулирования в политических и общественных кругах Великобритании. Сюда же можно отнести и рекомендация авторов доклада в отношении общей политики Евросоюза в отношении Израиля: дальнейшее сотрудничество по соглашению об ассоциации между ЕС и Израилем рекомендовано увязать со снятием израильским руководством препятствий на пути заключения такого соглашения с ПНА. Все это говорит о неком «выравнивании» позиции Лондона в отношении основных участников конфликта и его стремлении воздерживаться от любых шагов, которые бы сигнализировали о британской поддержке той или другой региональной силы.

Такой подход связан, кроме всего прочего, с общей ситуацией, которая сложилась в БВУ. Команда президента США Б.Обамы пока воздерживается от обнародования более-менее конкретной схемы действий в отношении урегулирования, правительство Израиля во главе с Б.Нетаньяху пока также находится в стадии согласования подходов по БВУ. Поэтому Лондон воздерживается от каких-то резких поворотов в ту или иную сторону, предпочитая занять выжидательную позицию, не лишенную, однако, некоторой самостоятельности. Именно этим объясняется чрезвычайный интерес, с которым в Великобритании наблюдают за поездками по региону американского спецпредставителя Дж.Митчелла, ожидая каких-то новых сигналов в отношении состояния дел в БВУ. Новые инициативы США, которые могут появиться в результате как «челночной дипломатии» Дж.Митчелла, так и широко спектра иных усилий американского истеблишмента по БВУ, дадут новую пищу для размышления британцам и помогут им расставить акценты в своих усилиях по достижению поставленных задач.

62.9MB | MySQL:102 | 0,646sec