Оценки европейских экспертов соглашения о демаркации морской границы между Израилем и Ливаном

Как полагают аналитики  Международного института ближневосточных и балканских исследований (IFIMES) из Любляны, Словения (имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС)/ООН с 2018 года), после десятилетий споров, связанных с месторождениями природного газа в море, и угроз войны из-за них, Ливан и Израиль, наконец, достигли соглашения о демаркации своих морских границах. Соглашение оценивается как историческое. После почти двух лет интенсивных трехсторонних переговоров между Израилем и Ливаном при посредничестве США 10 октября 2022 года три стороны объявили, что при посредничестве было достигнуто соглашение о демаркации «временных» морских границ между Ливаном и Израилем, что позволяет обеим странам эксплуатировать запасы газа в Средиземном море. Амос Дж. Хохштейн, бывший советник президента США по энергетической безопасности, лично провел прямые переговоры между двумя странами, которые до сих пор не признают друг друга и официально находятся в состоянии войны. США удалось убедить правительства Ливана и Израиля принять соглашение о демаркации исключительной экономической зоны после внесения некоторых изменений. Обе страны заявили, что последняя формула «отвечает всем требованиям». После подписания и ратификации соглашение будет означать победу трех сторон: Ливана, Израиля и США. Это также станет важной вехой в процессе урегулирования региональных конфликтов Вашингтоном, основанного на принципе, что проигравших нет и что все выигрывают. В частности, на основе «беспроигрышного» сценария.

Две страны договорились установить, кто имеет право на месторождения природного газа в их морских экономических зонах в этой части Восточного Средиземноморья. Новое соглашение не касается морских границ между двумя странами, которые включают в себя площадь около 860 кв. км в «исключительной экономической зоне (ИЭЗ)». Ситуация оставалась замороженной до 2020 года, когда Израиль начал готовиться к эксплуатации газового месторождения «Кариш», которое расположено в спорном районе Ливана. Согласно израильским картам, эта территория общей площадью от 860 до 1430 кв. км находится в пределах израильской ИЭЗ, в то время как с другой стороны Ливан утверждает, что этот район находится в его зоне, которая включает газовое месторождение, известное как «Кана». Спор угрожал помешать израильским работам на газовом месторождении «Кариш» и одновременно помешать Ливану привлекать нефтяные компании к работе на газовом месторождении «Кана».

Проект соглашения

Соглашение предусматривает статус-кво вблизи побережья, а также вдоль спорной «линии буев». «Обе стороны намерены разрешить все споры, связанные с толкованием и реализацией соглашения, путем переговоров при посредничестве Соединенных Штатов», что означает, что Вашингтон сохраняет роль гаранта, говорится в проекте. В соглашении подчеркивается, что Ливан и Израиль могут пересмотреть свои морские границы, если будут организованы переговоры о сухопутных границах, которые разделяют две страны и которые не были урегулированы с момента создания Израиля в 1948 году. Израиль получит 17% доходов от ливанского газового месторождения «Кана-Сидон» после начала эксплуатации. Хотя сфера действия соглашения ограничена, оно представляет собой решение проблемы напряженности в отношениях между двумя странами, которые в последние месяцы даже находились на грани открытой войны, открывает путь для разведки источников энергии в Средиземном море и позволяет начать экономическое сотрудничество после семи десятилетий конфликтов.

Тем не менее, все еще существуют определенные сомнения относительно реализации соглашения и его практического применения, учитывая, что правительства ни в Ливане, ни в Израиле до сих пор не сформированы  Хотя президент Ливана Мишель Аун  ушел со своего поста в начале ноября, ливанскому парламенту до сих пор не удалось избрать нового президента. В то же время 1 ноября 2022 года в Израиле состоялись парламентские выборы, результатом которых будет создание правительства во главе с лидером оппозиции Биньямином Нетаньяху, который прямо заявил об отказе от соглашения и пообещал, что он «нейтрализует» его, как только придет к власти.

Проблемы с израильской стороны

Препятствий может быть гораздо больше, начиная со спора относительно полномочий израильского правительства во главе с премьер-министром Яиром Лапидом подписать соглашение, по которому Израиль обязуется уступить территорию под своим суверенитетом другой стране. В частности, оппоненты считают, что правительство должно заручиться поддержкой большинства в две трети голосов в израильском парламенте (Кнессет) для принятия такого соглашения или что правительство должно организовать народный референдум по такому соглашению. С другой стороны, существует и другое мнение, согласно которому эти положения применяются к международным соглашениям, в то время как соглашение, которое Израиль заключил с Ливаном при посредничестве США, не будет подписано совместно. А именно, оно будет организовано в форме обмена письмами между США в качестве посредника и каждой из стран (Израиль и Ливан), в которых будет указано, что каждая из сторон приняла предложение США, содержащее условия соглашений, из документов, которые две страны предоставили в ООН. Поэтому это соглашение не рассматривается как традиционное соглашение и как таковое не требует поддержки большинства в две трети голосов в Кнессете. Уже бывший премьер-министр Израиля чувствует себя достаточно уверенно в том, что соглашение «укрепит безопасность Израиля» и обеспечит израильской экономике миллиардные доходы, а также стабильность северных границ государства (от «Хизбаллы»), хотя сухопутные границы еще предстоит обозначить, но у нового премьера на этот счет свои соображения. Но сможет ли Б.Натаньяху пойти против Вашингтона в реальности?  Это главная интрига. «Мы получили достаточные американские гарантии того, что эту сделку нелегко отменить. Если Нетаньяху захочет выйти из сделки, то он выйдет из соглашения с США», — заявил представитель Ливана Элиас Бу Сааб, который также является заместителем спикера парламента. Он сказал, что Вашингтон предупредил, что «уход любой стороны будет иметь серьезные последствия для обеих стран. Когда Нетаньяху говорит, что хочет уйти, это означает, что он столкнется с международным сообществом». Рискнем предположить, что ни одна из этих причин серьезно на позицию Б.Нетаньяху не повлияет. Его победа означает среди прочего настроения в израильском обществе по отношению к этой сделки, и если Вашингтону нужно будет выбирать между сохранением Израиля как стратегического партнера, и своим реноме как гаранта соглашения, то он выбрит первое. Особенно если к власти в Конгрессе придут республиканцы.

 Проблемы с ливанской стороны

Похоже, что препятствий для соглашения с ливанской стороны меньше, чем с израильской, поскольку ни одна политическая партия, включая проиранскую «Хизбаллу», не осмеливается оспаривать соглашение, которое может привести к опустошению национальной казны на миллиарды долларов, в то время как страна находится на грани банкротства и переживает серьезный экономический кризис.  При этом некоторые эксперты считают, что ливанское газовое месторождение «Кана», возможно, никогда не станет крупным месторождением природного газа, как ожидается. С другой стороны, заявления бывшего премьер-министра Израиля Яира Лапида о том, что в соответствии с соглашением Израиль получит 17% доходов от газового месторождения «Кана», в дополнение к тому, что он продолжит управлять своим газовым месторождением «Кариш», указывают на то, что в ближайшие годы дополнительные миллиарды будут вливаться в израильский бюджет. Подобные заявления израильской стороны могут «подстегнуть» противников соглашения в Ливане, которые выступают против того, чтобы Бейрут отдавал Израилю часть доходов от продажи природного газа с ливанского газового месторождения. Вопрос, который следует задать, заключается в том, в какой период можно ожидать, что газовое месторождение «Кана» начнет функционировать и принесет экономические выгоды? На данный момент ни у нефтегазовых компаний, ни у французской компании Total нет ответа на этот вопрос.

 Дипломатический успех США

Успех американской дипломатии на Ближнем Востоке наступил после того, как ей не удалось убедить Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти, чтобы компенсировать перебои в поставках, вызванные санкциями США и Европы против России. Напротив, группа ОПЕК+, в которую входят Саудовская Аравия и Россия, решила сократить ежедневную добычу нефти с начала следующего месяца на 2 млн баррелей в день, что вызвало резкую реакцию. Президент США Джозеф Байден выразил разочарование по поводу нефтяной политики Саудовской Аравии.

Европейский союз

Несколько десятилетий назад президент США Рональд Рейган посетил Бонн и встретился с канцлером ФРГ Гельмутом Шмидтом 20 мая 1981 года. Во время визита он предупредил Европу в целом, и в частности Германию, не полагаться на российский природный газ. В то время он выступал за использование альтернативных поставщиков газа, в частности Норвегии и Алжира. Европейцы разрабатывали норвежские ресурсы, но утверждали, что такие поставщики, как Алжир, ничуть не более надежны, чем те, которые поставляли советский природный газ. Двадцать лет спустя после рекомендаций Рейгана в конце двадцатого века возник интерес к региону Восточного Средиземноморья как региону, богатому нефтью и природным газом. Согласно отчету Геологической службы США за 2010 год, в регионе имеются запасы в 3,455 млрд куб. м природного газа и 1,7 млрд  баррелей нефти. ЕС должен продолжить проект Восточно-средиземноморского трубопровода (EastMed)  и включить в него Турцию, Ливан и, возможно, Ливию. В 2013 году строительство EastMed регулировалось Постановлением Европейской комиссии № 347/2013 как проект, представляющий общий интерес. В период с 2015 по 2018 год Европейская комиссия выделила более 34,5 млн евро на завершение технических, экономических и экологических исследований для проекта. Проект был остановлен после того, как в начале 2022 года США отказали в поддержке проекту, который поддерживала предыдущая администрация во главе с президентом Дональдом Трампом. Модель сотрудничества и мира – ливано-израильское и Вашингтонское соглашения.

Можно сказать, что одна из долгосрочных целей соглашения о демаркации морских границ между Ливаном и Израилем может представлять собой модель так называемого «экономического мира”, который Израиль пытается реализовать, делая экономические стимулы альтернативой взаимному признанию и способом снижения взаимной напряженности между Ливаном и Израилем. Соглашение с Ливаном может стать успешной моделью экономического мира, которая преодолеет идеологию, враждебность и психологические барьеры между народами, которые приводят к продолжающейся конфронтации между двумя странами, и это впоследствии может быть применено и к палестинскому делу. Если соглашение между Ливаном и Израилем станет устойчивым и преодолеет текущие и будущие препятствия, идея замены военного конфликта экономическим миром – посредством экономических и торговых соглашений, а также двустороннего и регионального сотрудничества, преследующего интересы всех вовлеченных сторон, – может стать моделью сотрудничества. Эта модель может быть применена к государствам, имеющим схожие нерешенные политические отношения, то есть к Израилю и Сирии, Индии и Пакистану в регионе Кашмир, Южной и Северной Корее, Марокко и Алжиру в Западной Сахаре, Сербии и Косово и т.д. Аналогичным соглашением является Вашингтонское соглашение от 4 сентября 2020 года, которое представляет собой модель «газового соглашения», которое Сербия и Косово подписали в качестве отдельных соглашений (как Израиль и Ливан) с США о «нормализации экономики». Вашингтонское соглашение не затрагивает уже существующий диалог, который ведется между официальным Белградом и Приштиной при посредничестве ЕС. Вашингтонское соглашение отражает новую политическую реальность не только для Косово и Сербии, но и для всего региона Западных Балкан и даже для самого ЕС. Соглашение предусматривает продолжение сотрудничества между Сербией и Косово без их взаимного признания.

52.23MB | MySQL:103 | 0,470sec