Успех на состоявшихся 1 ноября 2022 г. выборах в Кнессет позволил лидеру партии Ликуд Б.Нетаньяху приступить к началу коалиционных переговоров для последующего создания кабинета министров. В частности, как сообщили на днях местные СМИ, соратник и однопартиец политика Я.Левин получил распоряжение провести консультации по возможному распределению портфелей с представителями «Религиозного сионизма», ШАС и «Еврейство Торы». Указанные события имеют большое значение для ФРГ, поскольку от правого правительства под руководством Б.Нетаньяху ожидают вызывающей традиционную критику в ЕС политику в области ближневосточного урегулирования, в том числе поддержку поселенческой активности, а также нового витка сближения с европейскими правыми. Вместе с тем общность интересов государств по ряду направлений, а также особый характер межгосударственного сотрудничества Израиля и Германии требует от Берлина более взвешенной позиции в отношении ближневосточного партнера, как это некогда сделал сам Иерусалим вопреки опасениям, сопровождавшим приход к власти в федеральной республике партии «Зеленых».
На следующий день после голосования в Израиле данная тема получила отражение в вопросах журналистов на правительственной пресс-конференции. Прокомментировала ситуацию представитель внешнеполитического ведомства А.Зассе, по сути отказавшаяся давать оценку исходу избирательной гонки и перспективам формирования кабинета министров под руководством Б.Нетаньяху. По ее словам, до официального объявления результатов, «федеральное правительство, естественно, не комментирует текущий подсчет голосов». Говоря о рисках включения в кабмин ближневосточной страны крайне правых политиков, которых германский обозреватель, участвовавший в мероприятии, назвал «фашистами», А.Зассе сообщила, что «отвергает то, что находит отклик в Вашем вопросе», но «не принимает оценку в Вашем вопросе как нашу собственную». От уточняющих дополнений представитель МИД отказалась. Таким образом, уже на начальном этапе стало очевидно, что с одной стороны, правительство О.Шольца, равно как, к примеру, власти США, опасаются правого радикального уклона в стране-партнере. Однако с другой стороны, Берлин показал, что стремится оставить себе пространство для маневра, не делая резких суждений в адрес вероятных министров в кабинете Б.Нетаньяху.
Федеральное правительство на более высоком уровне также продемонстрировало максимально выжидательную тактику на фоне волны поздравлений с победой Ликуда. Так, первым Б.Нетаньяху позвонил президент Венгрии В.Орбан, за которым из европейских политиков последовала глава правительства Италии Дж.Мелони, а также лидеры Австрии, Польши, Кипра, Греции и Румынии. А вот со стороны Германии данных о телефонном разговоре такого рода в открытых источниках пока нет, чем ФРГ повторила отчасти образ действий Франции и США, хотя и их первые лица все же успели поговорить с Б.Нетаньяху. Так, американский президент Дж.Байден отложил свой звонок почти на неделю, а первому раунду общения с главой победившей на выборах партии предшествовали консультации Госсекретаря Э.Блинкена с Я.Лапидом. Примерно в то же время с Б.Нетаньяху в новом качестве поговорил и Э.Макрон.
Причин действий, а точнее бездействия федерального правительства в данном случае может быть названо несколько. С одной стороны, Берлин, вероятно, всерьез опасается, что, вернувшись к власти, Б.Нетаньяху восстановит прежний курс в отношении к Европейскому союзу, строившийся на торпедировании консенсуса при помощи стран-членов ЕС, руководимых правыми евроскептиками. С другой стороны, политический диалог в настоящий момент существенно осложнен из-за скандала, спровоцированного решением Института Гёте провести в Тель-Авиве в день памяти Хрустальной ночи мероприятие под названием «Понимание боли другого – Холокост, Накба и немецкая культура памяти». После протеста МИД ближневосточного государства событие было решено отложить на неделю, но не отменить.
Особую критику в Израиле при этом вызвало то, что сам Гёте Институт получает средства из федерального бюджета, а спонсором конкретного события, спровоцировавшего резонанс, стал Фонд Р.Люксембург, который, в свою очередь связан с партией «Левых». В результате среди общественных деятелей и организаций Израиля, представляющих правый политический спектр, сложилось мнение, что немецкие левые без должного сопротивления властей ФРГ ведут враждебную деятельность, которой как раз и сможет сопротивляться правое правительство под руководством Б.Нетаньяху. Таким образом, как и в случае со скандальным высказыванием М.Аббаса на пресс-конференции в Берлине, О.Шольц оказывается теперь в крайне затруднительном положении. Так или иначе, но он должен будет установить контакт с новой властью в ближневосточной стране, а с другой его явно ожидает неприятный разговор, в том числе о финансировании проектов, способствующих укоренению ревизионистских взглядов на Катастрофу европейского еврейства.
Отсутствуют пока и какие-либо заявления со стороны МИД под руководством «зеленого» политика А.Бербок. Несмотря на то, что ранее в ходе пребывания в Израиле она старалась демонстрировать приверженность ФРГ принципам исторической ответственности и поддержанию особого статуса Катастрофы, с заявлением по конфликту с Институтом Гёте она не выступала. А само внешнеполитическое ведомство ограничилось фразой, что «исключительность Холокоста никогда не должна подвергаться сомнению». В итоге, пожалуй, активнее остальных на фоне данной ситуации показали себя в младшей коалиционной партии СвДП, от лица представителей которой были направлены письма в немецкий МИД, министерство образования, а также сделаны критические публичные замечания. После выборов в попытках установить контакт с лидером «Ликуд» А.Бербок также замечена не была, хотя Израиль имеет не только для ФРГ в целом, но и для ее актуальной внешней политики крайне большое значение, особенно в силу трудностей на ближневосточном направлении и необходимости развивать энергетическое сотрудничество.
В том, что касается комментариев экспертов и обозревателей относительно политической ситуации в Израиле, то их достаточно мало, а в тех, что есть либо превалирует попытка отразить исключительно фактологическую информацию при минимальных оценка или прогнозах, либо сосредоточиться на пагубном влиянии на государство крайне правых соратников «Ликуд». В последнем случае подчеркивается большой политический вес «Религиозного сионизма», а также двух ультраортодоксальных партий, что позволит им давить на Б.Нетаньяху с целью продвижения своей повестки. Она, с точки зрения политологов в ФРГ, будет включать в себя прежде всего наращивание темпов строительства в поселениях и ограничение в правах арабского меньшинства. Также любопытна встречающаяся аналогия между нежеланием Израиля иметь дело с партией «Альтернатива для Германии» и гипотетической возможностью уже для федерального правительства отказаться от контактов с такими фигурами, как И.Бен-Гвир.
В целом результаты выборов в Израиле, как кажется, неожиданно стали испытанием для коалиции «светофор» под руководством О.Шольца. На текущем этапе под воздействием различных причин Берлин пытается занимать выжидательную позицию, которой, судя по всему, хотел бы следовать до того момента, как будет оглашен итоговый состав нового кабинета министров ближневосточной страны. В дальнейшем на двустороннем треке можно опасаться нескольких групп проблем. Первая из них связана с обвинениями в радикализме в адрес лидеров «Религиозного сионизма». Получение ими министерских портфелей способно стать поводом для активизации левых немецких пропалестинских НКО, что, в свою очередь, негативно отразиться на сотрудничестве в области политики памяти. Вторая касается вероятных будущих практических шагов правительства Б.Нетаньяху, затрагивающих мирный процесс. На текущем этапе данная тема отошла для Берлина на задний план, однако с течением времени весьма вероятно возвращение к ней и усиление критики в адрес Израиля за поселенческую активность.