Ситуация в Марокко: сентябрь 2022 г.

2 сентября эмиссар ООН в Западной Сахаре Стаффан де Мистура побывал в алжирском г.Тиндуф, в районе которого находятся лагеря Фронта ПОЛИСАРИО. Там он встретился с руководством сепаратистов. Напомним, что в начале июля де Мистура побывал в Рабате. Однако тогда он не захотел посещать сахарские провинции.

Назначенный на пост эмиссара в ноябре 2021 г., де Мистура в январе с. г. совершил свой первый визит в регион. Тогда он побывал в Марокко, Мавритании, Алжире и Тиндуфе.

5 сентября де Мистуру принимали в Алжире. В ходе встречи с главой алжирской дипломатии Рамтаном Ламамрой Алжир призвал к организации «прямых переговоров» между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО с целью урегулирования конфликта. Согласно коммюнике МИД Алжира, Р.Ламамра в ходе встречи также повторил позицию своей страны, отвергающей идею проведения «круглых столов». Они были организованы в 2019 г. в Женеве с участием представителей Марокко, Фронта ПОЛИСАРИО, Алжира и Мавритании. Алжир назвал такой 4-сторонний формат «контрпродуктивным».

Со своей стороны Марокко выступает за возобновление работы «круглых столов» с тем, чтобы прийти к решению, «основанному эксклюзивно на марокканской инициативе об автономии (для сахарских провинций) в рамках национального суверенитета и территориальной целостности королевства». Марокко контролирует около 80% территории сахарских провинций.

4 сентября де Мистура встретился в Тиндуфе с лидером Фронта ПОЛИСАРИО Брахимом Гали. Встреча проходила в закрытом режиме с участием представителя сепаратистов при ООН Омара Сиди Мухаммеда. Днем ранее де Мистура встречался с главой делегации переговорщиков Фронта ПОЛИСАРИО Хатри Адду и Сиди Мухаммедом. По итогам переговоров 4 сентября Сиди Мухаммед отделался ничего не значащим заявлением, согласно которому Фронт ПОЛИСАРИО «обязался действовать в поддержку справедливого мира и защищать всеми средствами право сахарского народа на достижение его законных целей – самоопределение и независимость». Кроме продолжения войны это ничего не означает, равно как фраза о том, что Фронт ПОЛИСАРИО «готов сотрудничать» с ООН и его эмиссаром ради достижения этих целей.

11 сентября сепаратисты напомнили организаторам автомобильного ралли Africa Eco Race, что вся территория сахарских провинций является «военной зоной». Они предупредили о возможных последствиях прохождения этих гонок через территорию Западной Сахары. Ранее организаторы ралли, планировавшегося в период с 15 до 30 октября, сообщили, что оно пройдет через сахарские провинции. Сепаратисты предложили им «воздержаться от нарушения международной законности». Как отмечалось в коммюнике Фронта ПОЛИСАРИО, «Сахарская Арабская Демократическая Республика» (САДР, самопровозглашенная и непризнанная многими странами) оставляет за собой право прибегнуть к любым легальным средствам и твердо ответить на любой акт, нацеленный на нанесение ущерба ее суверенитету и территориальной целостности».

14 сентября Марокко одержало маленькую дипломатическую победу. В тот день новый президент Кении Уильям Руто заявил, что его страна разрывает «дипломатические отношения» с САДР после консультаций с Марокко. Это неожиданное заявление последовало менее чем через 24 часа после церемонии инаугурации У.Руто в Найроби, на которой присутствовал Б.Гали.

С другой стороны, 16 сентября Перу объявило о решении восстановить дипотношения с САДР.

8 сентября Израиль отозвал главу своей дипмиссии в Марокко Давида Говрина, умудрившегося влезть в сексуальный скандал. Для разбирательства на этот счет МИД Израиля отправил в Марокко целую делегацию. Согласно израильский прессе, речь шла об использовании марокканок для понятно каких целей. К тому же бесследно исчез подарок, направленный королем Марокко Мухаммедом VI непонятно кому в Израиле, но он в любом случае пропал, а за такими подарками тщательно следят.

Понятно, что в Марокко скандал с 59-летним израильским дипломатом спровоцировал волну критики в социальных сетях. Там призвали власти немедленно начать расследование инцидента.

Д.Говрин в период с 2016 по 2019 гг. был послом Израиля в Египте. С начала 2021 г. возглавлял бюро по связям Израиля в Рабате. Затем был назначен на пост посла Израиля в Марокко. Как водится в таких случаях, понятно, Д.Говрин через своего адвоката отверг выдвинутые против него обвинения. По его версии, у него возник конфликт с офицером по безопасности израильского посольства, и в частности, по вопросу использования последним служебного автомобиля в личных целях. Версия выглядит смешной для любого, кто работал в загранучреждениях неважно какой страны, поскольку отделить служебное от личного в данном вопросе невозможно.

13 сентября суд второй инстанции марокканского города Хурибга подтвердил 2-летний приговор 39-летней Фатиме Карим, которая в Фейсбуке  позволила себе в сатирической форме «покуситься на ислам». Этот же вердикт был вынесен судом первой инстанции еще 15 августа. Женщина находилась в предварительном заключении с середины июля. В ходе процесса она принесла публичные извинения тем, чьи чувства могли быть затронуты ее высказываниями. Статья 267 ч.5 Уголовного кодекса Марокко предусматривает наказание в виде лишения свободы в тюрьме строго режима на срок от 6 месяцев до 2 лет тем, кто «наносит ущерб мусульманской религии», являющейся государственной в Марокко. Срок может быть увеличен до 5 лет, если это делалось публично, «в том числе в электронных СМИ».

15 сентября в Рабате был подписан меморандум о взаимопонимании относительно строительства газопровода NMGP между Нигерией и Марокко, по которому предполагается осуществлять поставку «голубого топлива» в том числе в страны Западной Африки и в Европу. Календарь строительства при этом не уточнялся, однако неминуемо газопровод должен пройти по территории сахарских провинций, и этому вряд ли будут рады сепаратисты из Фронта ПОЛИСАРИО. Протяженность газопровода – 6 тысяч км, он должен пройти через 13 африканских стран, не отличающихся стабильностью, включая Нигер, Буркина-Фасо и Мали. В Марокко предполагается его подключить к газопроводу Магриб – Европа, который сейчас бездействует из-за конфликта между Рабатом и Алжиром.

21 сентября глава МВД Испании Фернандо Гранд–Марласка в выступлении в парламенте назвал «пропорциональными» действия испанских полицейских в конце июня, когда около 2 тысяч незаконных иммигрантов из африканских стран попытались прорваться на территорию испанского анклава Мелилья. Тогда, по официальным марокканским данным, погибли по меньшей мере 23 человека.

21 сентября 10 иностранных наемников, воевавших на Украине, в том числе 2 из США, 5 – из Великобритании и 1 – из Марокко, были переданы из России в Саудовскую Аравию. Этот жест был сделан несмотря на то, что некоторые из них были приговорены к смертной казни при том, что ЛНР и ДНР на тот момент не входили в состав России. Марокканец был идентифицирован как Брахим Саадун. Уже 25 сентября 21-летний студент оказался в доме его родителей в Касабланке.

28 сентября десятки активисток феминистских движений вышли на манифестацию в Рабате перед зданием парламента с тем, чтобы потребовать пересмотра закона, предусматривающего уголовную ответственность за аборты. Акция проводилась после того, как умерла несовершеннолетняя, ставшая жертвой подпольного аборта. Закон предусматривает наказание за прерывание беременности в виде от 6 месяцев до 5 лет тюрьмы. Исключение делается лишь по медицинским показаниям. Тем не менее, по данным феминистских организаций, ежедневно в Марокко совершается от 600 до 800 подпольных абортов.

28 сентября стало известно, что в городе Ксар эль-Кебир на севере Марокко из-за употребления поддельного алкоголя умерли 19 человек, 30 человек были госпитализированы в критическом состоянии. Полиция арестовала 48-летнего мужчину, заподозренного в продаже контрабандной отравы. В магазине подозреваемого были изъяты 50 литров поддельной жидкости. Подобные случаи – не редкость на севере Марокко, хотя формально марокканский закон запрещает продажу алкоголя мусульманам.

29 сентября в Марокко было объявлено об аресте 29-летнего мужчины, подозреваемого в принадлежности к «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в РФ) и вынашивании планов «террористического проекта». Он был арестован в Касабланке в сотрудничестве с американскими спецслужбами. Согласно следствию, в планы арестованного входила атака на один из полицейских блок-постов с целью овладения оружием для совершения последующих терактов. Согласно Центральному бюро криминальных расследований, занимающемуся борьбой с терроризмом, с 2002 г. марокканские полицейские нейтрализовали свыше 2 тысяч террористических ячеек, арестовали свыше 3,5 тысяч человек по делам, связанным с терроризмом. Во многом благодаря этим усилиям в Марокко в последние годы крупные теракты не совершались.

52.28MB | MySQL:103 | 0,490sec