По мере приближения к выборам актуализируется вопрос определения единого кандидата от оппозиции на пост президента Турции. 8 ноября была опубликована наша статья «Анализ изменений контекста переговоров об едином кандидате на пост президента Турции от ‘стола шести’». Она доступна по ссылке на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=91647. Но за такой короткий промежуток времени произошли важные изменения, которые необходимо отдельно выделить.
Ранее мы отмечали, что отсутствие конкретных шагов от оппозиции в этом вопросе негативно воспринимается избирателями и является фактором стагнации Народно-республиканской партии (CHP) и Хорошей партии (İYİ). В этом контексте 14 ноября прошла восьмая встреча в рамках формата «стола шести». При этом мы можем говорить о том, что этот негативный тренд был воспринят руководством партий. Очередное заседание оппозиционной коалиции могло рассматриваться в качестве своеобразного дедлайна, к которому политики планировали закончить реализацию своих планов. Поэтому в преддверии заседания основные действующие лица были очень активны и стремились внести свою лепту в обсуждение чуть ли не самого важного вопроса для оппозиции на данный момент.
8 ноября ведущий телеканала tv100 и бывший депутат парламента от СНР Барыш Яркадаш сделал предположение, которое в Турции распространялось со словом bomba. Согласно ему, лидер Хорошей партии Мераль Акшенер обратилась к мэру Анкары Мансуру Явашу со словами поддержки его кандидатуры, если он изъявит о своем желании выдвинуться.[i] Дальше Яркадаш отметил, что ответа от последнего не последовало. При этом якобы у такой инициативы со стороны «хорошистов» есть причины. Они связаны с тем, что до встречи Акшенер и Яваша было проведено собрание глав местных отделений İYİ, на которой 70% участников выразило свое желание видеть мэра Анкары официальным кандидатом от оппозиции на пост президента. Остальная часть поддержала мэра Стамбула Экрема Имамоглу. Как отмечал журналист, Акшенер считает, что споры о фигуре кандидата стали утомительными, и выступает за быстрое их прекращение. Яваш был вариантом № 1. Однако молчаливый отказ мешает его выдвижению. Поэтому опять же по слухам те же самые главы местных отделений партий 14 ноября путем сбора подписей планировали поддержать кандидатуру Мераль Акшенер. Однако медиа-представитель мэрии Анкары Мемдух Гюльтекин опроверг факт наличия этого сообщения. В свою очередь, другой журналист Фатих Алтайлы прокомментировал это заявление: «Но я знаю человека, который передавал это сообщение. Из-за отсутствия его желания не могу раскрыть его имени».[ii]
Помимо этого, стоит упомянуть и про вопрос вступления Партии независимой Турции (BTP) в Национальную коалицию. Этой теме была посвящена наша статья «Об актуальной повестке дня в Турции: процесс вхождения в коалицию «стола шести» Партии независимой Турции» от 2 ноября 2022 г. Она доступна по ссылке на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=91435. В ней мы отмечали два аспекта: İYİ публично поддерживала расширение оппозиционного альянса, однако Партия демократия и прорыва (DEVA) и Партия будущего (GELECEK) были против изменений. В итоге, официально «стол шести» объявил, что приема новых членов не ожидается. Такой исход ограничил влияние «хорошистов», которые пытались восстановить свою репутацию после серии кризисов в сентябре.
От остальных партий каких-то реакций и комментариев не последовало. Но ситуация показывает, что компромисса в этом вопросе пока нет. В этом смысле красноречивыми являются слова лидера Партии демократии и прорыва Али Бабаджана: «Мы не обсуждали фигуру кандидата, потому что мы приняли решение этого не делать. Сначала мы закончим нашу работу в комиссиях, только после этого перейдем к этому вопросу».[iii] При этом он сделал противоречивые комментарии. С одной стороны, он подчеркнул сохранение поддержки политики единого кандидата. Но, с другой стороны, им была предложена формула «все шесть лидеров являются претендентами на кандидатство».
Это указывает на отсутствие единой канвы переговоров. Скорее, партии придерживаются своих позиций, чем пытаются найти точки соприкосновения. Это особенно хорошо высвечивается, когда участники этого процесса начинают чувствовать негативные последствия от выжидательной позиции. Односторонние шаги İYİ демонстрируют, что разрыв в этом вопросе является реальным. Поэтому сценарий, по которому будет выдвинуто несколько кандидатов от этих 6 партий, не является чем-то непостижимым.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы делаем следующие выводы.
- Хорошая партия начала чувствовать и учитывать в стратегии вред от неопределенности в вопросе о едином кандидате на пост президента. Для нее вопрос репутации сейчас является принципиальным после вето партнеров на вступление в оппозиционную коалицию Партии независимой Турции.
- Остальная часть «стола шести» пока конкретных шагов не делает.
- Однако внимание привлекает отсутствие единой платформы для компромисса в этом вопросе. Основные партии продолжают независимую политику без оглядки на партнеров. Поэтому сценарий с единым кандидатом может провалиться.
[i] https://www.hurriyet.com.tr/gundem/baris-yarkadastan-bomba-iddia-meral-aksenerden-mansur-yavasa-aday-ol-destekleyelim-42167655
[ii] http://www.fatihaltayli.com.tr/kose-yazilari/2022/11/11/kucuk-resim-mi-mansur-yavas-mi
[iii] https://www.karar.com/guncel-haberler/babacandan-kutuplasma-uyarisi-erdoganin-politikalari-zarar-veriyor-1705154