Западные эксперты о последствиях для стран Сахеля окончания французской контртеррористической операции «Бархан»

9 ноября, президент Франции Эммануэль Макрон объявил об окончании контртеррористической операции «Бархан», проводимой для борьбы с джихадистской угрозой в Мали. Вывод войск происходит после периода ухудшения отношений с малийской военной хунтой, а также с населением, которое воспринимает Францию как колониальную силу, которая не смогла защитить гражданское население и общины от насилия и, что гораздо более вопиюще, допустила некоторые эксцессы со стороны государственных служб безопасности. Окончание операции «Бархан» следует за прекращением функционирования целевой группы «Такуба»  (европейский военный контингент, находящаяся под французским командованием и предназначенный для консультирования и оказания помощи малийским вооруженным силам в координации с партнерами по G-5 в Сахеле и международными субъектами). Однако это не означает прекращения французского присутствия в регионе; почти 3000 французских военных останутся в соседней Буркина-Фасо, столкнувшейся с собственными вызовами джихадистов и недавними переворотами, а также в Чаде и Нигере. Более того, в Париже настаивают на том, что это не означает прекращения усилий Франции по борьбе с терроризмом, и президент Макрон указал, что в ближайшие шесть месяцев будет разработана новая стратегия: «Наша военная поддержка африканских стран будет продолжаться, но в соответствии с новыми принципами, которые мы с ними определили».

Как полагают американские эксперты, уход французских контртеррористических сил сделает миротворческую операцию ООН в Мали – многоаспектную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) – все более уязвимой для террористических нападений. Созданная в 2013 году в ответ на террористические нападения на общины и повсеместное отсутствие безопасности в Мали, МИНУСМА насчитывает около 17 600 миротворцев, полицейских, гражданских лиц и добровольцев. Несмотря на ее присутствие среди террористических группировок в Мали, мандат миссии сосредоточен на поддержке реализации Соглашения о мире и примирении 2015 года, содействии политическим преобразованиям в Мали и стабилизации центральной части Мали. Примечательно, что в ее задачу не входит проведение контртеррористических операций; эта компетенция принадлежала  операции «Бархан». Действительно, несмотря на наличие нескольких миротворческих операций ООН, включая специальные политические миссии, в контекстах, включающих обозначенные террористические группы, существует мало общеорганизационной доктрины или указаний для миссий по взаимодействию (или нет) с этими группами. В результате миссии ООН часто полагаются на других партнеров при проведении контртеррористических операций. Однако журнал PassBlue, ориентированный на ООН, сообщил, что французские силы оказывали поддержку с воздуха патрулям миротворцев, доставляли оборудование и разведданные, а также оказывали помощь в медицинской эвакуации. Последнее было очень важным аспектом, поскольку миссия понесла серьезные потери из-за нападений и использования самодельных взрывных устройств (СВУ), число которых, по сообщениям, удвоилось в 2021 году по сравнению с предыдущим годом.  Кроме того, у МИНУСМА были напряженные отношения с малийским правительством. В июле этого года правительство, возглавляемое военными, временно приостановило ротацию войск МИНУСМА после ареста 49 военнослужащих из Кот-д’Ивуара, которые, по его словам, прибыли в страну без разрешения. Вскоре после этого, в августе, Мали отозвала разрешения на полеты самолетов Германии над страной. Хотя это решение позже было отменено, оно заставило стран, предоставляющих войска, и международных партнеров опасаться за  будущее поддержки.

Мали и регион Сахеля все чаще оказываются в центре внимания аналитиков и практиков по борьбе с терроризмом, поскольку центр активности джихадистов перемещается из Леванта в Африку. Более диффузная и децентрализованная угроза со стороны филиалов «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в России) означает, что террористическая деятельность все больше переплетается с местными и региональными недовольствами и динамикой конфликта. Ответные меры осложняются назначением многих групп отдельными государствами или режимом санкций ООН 1267. Для международных субъектов, тесно сотрудничающих с партнерами из гражданского общества, это может вызвать проблемы во взаимодействии с санкционированными группами и отдельными лицами и привести к сдерживающему эффекту среди гуманитарных организаций, опасающихся обвинений в материальной поддержке террористических организаций. Рассмотрение политического взаимодействия с джихадистскими группами часто было спорной темой в регионе. В конце 2021 года Международная кризисная группа сообщила, что малийское правительство выразило готовность к диалогу с исламистскими повстанцами; многие эксперты считают, что такой диалог будет иметь решающее значение для достижения прогресса в разработке более долгосрочного плана стабилизации, хотя международные субъекты по-прежнему проявляют осторожность.

Геополитическая динамика все больше влияет на ландшафт безопасности в Сахеле, поскольку российские частные военные компании (ЧВК) оказывают поддержку нескольким правительствам на африканском континенте. В Центральноафриканской Республике, Мали, а теперь и в Буркина-Фасо  ЧВК «Вагнер» взяла на себя роль поддержки правительств и обеспечения безопасности. Однако ЧВК «Вагнер» ассоциируется с ухудшением ситуации с правами человека и участии в недавних массовых убийствах в Мали. Как сообщили западные источники, конце марта Вооруженные силы Мали (FAMa) и персонал из ЧВК «Вагнер» напали на деревню Мура, якобы убив около 300 мирных жителей в ходе предполагаемой контртеррористической операции. Массовое убийство получило широкое международное осуждение; тем не менее, малийская военная хунта отказалась предоставить доступ к Муре следователям ООН, а Россия заблокировала предложенный Советом Безопасности ООН запрос о независимом расследовании убийств. Растущее российское присутствие привело к широкой обеспокоенности перспективами значимых демократических преобразований, когда правящие хунты могут полагаться на ЧВК для подавления инакомыслия и прикрытия своих действий против общин под ЧВК  «Вагнер» не просто консультируют правительства, но фактически присутствуют вместе с их представителями на ключевых встречах с собеседниками, оказывая на них значительное влияние. Исследование Программы развития ООН (ПРООН) показало, что одной из ключевых причин радикализации и поддержки террористических групп являются нарушения прав человека, совершаемые государством или связанными с государством субъектами.

Аналитики из Института исследований в области безопасности (ISS) полагают, что Сахель сейчас переживает растущие политические потрясения  в области безопасности. В Мали, Чаде и Буркина-Фасо произошла серия неконституционных изменений в правительстве, при этом сохраняющаяся нестабильность и насильственный экстремизм распространяются на прибрежные государства Западной Африки. Объединенные силы G5 в Сахеле были созданы в 2017 году для борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и людей в регионе. Их целью было содействие региональному сотрудничеству и устранение угроз безопасности в странах–членах — Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Нигере и Чаде.  После того, как некоторые страны G5 Sahel выступили против того, чтобы Мали председательствовала в организации, переходное правительство страны 16 мая вышло из состава G5 Sahel. Это было вызвано эскалацией политической напряженности между французскими и малийскими властями после того, как Франция раскритиковала решение Мали сотрудничать с российскими военизированными формированиями.  Тем временем Нигер начал усиливать свою национальную гвардию мобильным компонентом в ответ на угрозы со стороны экстремистских групп вдоль границы с Мали. А правительство в Буркина-Фасо, пришедшее к власти в результате государственного переворота 30 сентября, планирует вооружать гражданское население в рамках инициативы «Добровольцы для защиты Отечества».

Для обеспечения эффективности и защиты гражданского населения необходимо существенное улучшение потенциала сил G5 в Сахеле

После встречи министров обороны и начальников штабов стран Сахеля G5 21 и 22 сентября в столице Нигера Ниамее была выработана новая стратегия объединенных сил после выхода из них Мали и пересмотрены оперативные планы. Так было решено  упразднить три географических района операций (известных как фузо), которые не позволяли силам G5 эффективно осуществлять трансграничное вмешательство. Объединенный командный пункт театра военных действий также будет перенесен из Нджамены в Чаде ближе к оперативному району. На встрече также было решено, что G5 будет поддерживать двусторонние и многосторонние военные операции своих стран-членов. Эти решения в теории позволяют объединенным силам проводить широкомасштабные  антитеррористические интервенции в различных странах, входящих в G5. В настоящее время масштабы их деятельности ограничены трансграничными военными миссиями. Однако задача состоит в том, чтобы официально оформить эти решения и решить сложный вопрос долгосрочного финансирования объединенных сил, который всегда был серьезным препятствием для их надлежащего функционирования. Чтобы быть эффективными на местах и гарантировать защиту гражданского населения, необходимо существенное укрепление потенциала. В этой связи Объединенные силы G5 в Сахеле, как и все другие африканские инициативы в области мира и безопасности, нуждаются в поддержке внешних партнеров. Но она должна проявлять осторожность, чтобы сохранить свою независимость и оставаться свободной от влияния этих партнеров.

Формируются двусторонние инициативы в области безопасности, чтобы компенсировать неэффективность объединенных сил

Другой центральный вопрос заключается в том, как поддерживать совместные силы без Мали, ключевой страны в эпицентре нестабильности в регионе. Выход Мали из G5 Sahel нарушил географическую целостность сил в регионе. Уже формируются двусторонние инициативы в области безопасности, чтобы компенсировать неэффективность объединенных сил. На встрече в Уагадугу в августе министры обороны Буркина-Фасо и Нигера подтвердили приверженность своих стран укреплению военного сотрудничества. Было подписано соглашение о поощрении совместной деятельности в пограничной полосе между двумя странами, где в апреле была проведена военная операция «Таанли-3». Два министра призвали Мали присоединиться к их партнерству в приграничном регионе Липтако-Гурма.

Бывший переходный президент Буркина-Фасо подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба посетил Мали и Нигер 3 и 11 сентября.

Он надеялся создать новый военный ответ, основанный на объединении ресурсов, обмене разведданными и совместных операциях по борьбе с джихадистами на общей границе между тремя странами.

Сентябрьский военный переворот в Буркина-Фасо не изменил эту текущую динамику. 2 ноября капитан Ибрагим Траоре, новый переходный лидер страны, отправился в Бамако, чтобы укрепить отношения с Мали и улучшить оперативное сотрудничество между армиями Буркина-Фасо и Мали. Ожидается, что он сделает то же самое с Нигером.

Военное сотрудничество между странами Сахеля должно строиться без вмешательства внешних партнеров

Императивом для этих стран является прекращение роста и распространения террористической угрозы, незаконной деятельности и напряженности между общинами в приграничной зоне. Власти Буркина-Фасо, Нигера и Мали признают ценность объединения своих военных ресурсов для предотвращения превращения этого центрального пространства в убежище для террористов и торговцев людьми. Последние по времени события свидетельствуют о том, что в регионе происходит военная реконфигурация в рамках воссоздания формата многонациональных сил, предложенных администрацией района Липтако-Гурма в 2017 году, в состав которых входят Мали, Буркина-Фасо и Нигер. Этот проект так и не был реализован, поскольку он был поглощен Объединенными силами G5 в Сахеле. Если Мали присоединится к G5 Сахель, пересмотренная оперативная концепция сил может направить основную часть своего персонала в район Липтако-Гурма. Долгосрочные решения потребуют лучшего финансирования военных операций. Не менее важна координация между этими операциями и вмешательствами в области управления и развития для устранения коренных причин насильственного экстремизма, который дестабилизирует Сахель.

62.41MB | MySQL:101 | 0,535sec