Турецкие аналитики о развитии Организации тюркских государств. Часть 1

10 ноября с.г., накануне саммита Организации тюркских государств (ОТГ) в Самарканде, турецким Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV) было одновременно опубликовано два исследования, посвященных вышеупомянутой структуре и отношениям её членов как в многостороннем, так и в двустороннем форматах.

Отметим, что текущее состояние и перспективы ОТГ вызывают неоднозначные оценки со стороны отечественных экспертов. По мнению одних, ОТГ – это структура, у которой не хватает экономического и политического фундамента для того, чтобы играть в «высшей лиге» мировых интеграционных проектов, а глобальные игроки не дадут членам ОТГ чрезмерно «увлекаться» интеграционными идеями тюркского мира. По мнению других, ОТГ, как проект, конкурирующий с ЕАЭС является и его потенциальной «заменой», которая перетянет на себя «одеяло» региональной интеграции. Как на идейном, так и на политико-экономическом уровнях.

Как бы то ни было, сразу заметим, что существуют разные сценарии развития ОТГ: от эволюционного до ускоренного. Полагаем, что итоговая динамика развития Организации в немалой степени зависит от положения и хода противостояния с Западом таких держав как Россия и Китай. Коль скоро, одной из целей проекта является дать альтернативные идеи и путь развития для региональных Центрально-азиатских держав, не допуская при этом чрезмерного нарастания в них влияния глобальных игроков. Так что, ОТГ – это, исходно, проект «балансирующий» Россию и Китай, но не только их, а ещё и США с ЕС в глазах местных руководителей. Хотя на данном этапе, турецкой руководство, разумеется, в главу угла ставит именно первых.

Россию, разумеется, создание и развитие ОТГ не может не заботить. От крайнего скепсиса в оценках и столь привычной для отечественного экспертного и «говорящего» сообщества недооценки, маятник мнения качнулся в обратную сторону – заявлений о создании Турцией «новой Оттоманской порты», как весьма успешного проекта, являющегося прямым вызовом (и даже по широко распространенным заявлениям – угрозой – прим.) российским интересам.

Попробуем чуть подробнее разобраться с нынешним положением дел, на основе материалов, опубликованных Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV). Первый из них озаглавлен как «Организация тюркских государств: сотрудничество, обращающее кризисы в возможности». Автор – Фырат Пурташ. Второй из материалов озаглавлен как «Двусторонние отношения Турции с членами Организации тюркских государств». Автор – Мехмет Юдже.

Обратимся к первому из двух материалов, цитируя те разделы, которые представляют для нас интерес. Пропуская резюме материала, обращаемся к его вводной части.

«Организация тюркских государств – это региональная организация сотрудничества, за спиной которой, если рассматривать саммиты, начавшиеся в Анкаре в 1992 году, — тридцать лет, а если исходить из шага по учреждению (Организации – И.С.) в Нахичеване – тринадцатилетнее прошлое.

Семь стран (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Узбекистан, Туркменистан и Венгрия) на широкой географии, простирающейся от середины Азии до востока Европы, осуществляют многостороннее сотрудничество под крышей ОТГ. Двусторонние отношения между всеми государствами-членами Организации находятся на уровне стратегического партнерства. Помимо согласования интересов своих государств-членов, ОТГ является постоянно развивающейся платформой благодаря конструктивному диалогу и координации, которые она установила с глобальными и региональными державами, имеющими конфликт интересов. Наиболее отличительной чертой ОТГ, созданной государствами, считающими себя частью «тюркского мира», является открытая дипломатия и многогранное внешнеполитическое понимание. В то время, когда глобальные и региональные кризисы, возникающие в результате трансформации международной системы, обостряются, а возражения против мирового порядка растут, ОТГ предлагает своим членам шанс увеличить возможности, действуя совместно против рисков и вызовов.

Многие важные события, такие как солидарность, проявленная государствами-членами во время эпидемии коронавируса, общее отношение к российско-украинской войне и роль, которую она сыграла в смягчении энергетического кризиса, с которым столкнулся ЕС, стали испытаниями, после которых ОТГ стала сильнее.

Страны-участницы ОТГ также проводят большую работу, от прекращения оккупации в Карабахе и обеспечения территориальной целостности Азербайджана, до установления постоянного решения на Кипре путем снятия изоляции в отношении Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), от стабилизации Сирии к поддержке инклюзивной администрации в Афганистане – по многим вопросам члены ОТГ имеют общую точку зрения.

В основе общего внешнеполитического подхода стран-участниц ОТГ лежит принцип приверженности международному праву и справедливости. ОТГ достигла точки, когда ее можно сравнить с такими организациями, как ЕС и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), за короткий период в тринадцать лет. Видно, что ОТГ является более эффективным партнерством по сравнению с аналогичными региональными объединениями, такими как Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), Евразийский экономический союз, созданный после развала СССР.

Организация, созданная четырьмя государствами-членами в 2009 году, добилась устойчивого развития за счет увеличения числа своих членов до семи и диверсификации направлений сотрудничества. Многие страны хотят сотрудничать с ОТГ в разных статусах. При анализе документа «Видение тюркского мира на период до 2040 года», обнародованного в 2021 году, становится понятно, что сбалансированный и реалистичный идеализм будет определять будущее Организации.

ОТГ — это механизм, который устанавливает доверие и солидарность между тюркскими государствами в мире, где взаимное доверие между странами снижается. Организация обращает на себя внимание своей структурой, укрепляющей стабильность транспортного маршрута Восток-Запад, охватывающего Центральную Азию, Кавказ, Черное море, Средиземное море, Балканы и Восточную Европу, который называют «линия Турана» или «Центральной коридор». В рамках ОТГ ведется борьба с такими глобальными проблемами, как терроризм, радикализм, экстремизм, глобальное потепление и загрязнение окружающей среды. Предпринимаются усилия по созданию региональной зоны благосостояния путем преодоления таких рисков, как энергетический и продовольственный кризис, возникший после коронавируса, и экономический спад, вызванный экономическим протекционизмом.

ОТГ – это платформа, которая прилагает самые активные усилия для стабилизации Афганистана, выпавшего из мировой повестки дня, и предотвращения проблем безопасности, возникающих из Афганистана. В этом отчете обсуждается отношение ОТГ, которая является организацией регионального сотрудничества, к интеграции, к глобальной конкуренции и кризисам, которые являются ее отражением.

Главная идея доклада заключается в том, что ОТГ — это эффективная структура, которая превращает кризисы в возможности. Формула успеха ОТГ заключается в движении к великим идеалам малыми шагами на основе равенства и общей выгоды, «дополняющие экономики», «многомерное внешнеполитические понимание, направленное на диверсификацию сотрудничества в гармонии с международной системой», «избегание всякого рода конфликтов и решение проблем через дипломатию на основе международного права», а также «максимальные усилия для поддержания мира в регионе».

Обратимся к тем основным выводам, которые можно сделать на основе изложенного во введении:

  1. ОТГ – это структура, чья состоятельность прошла проверку временем.
  2. ОТГ (на взгляд турецкого автора) является одним из наиболее успешных интеграционных проектов в мире. В российском случае, нас интересует, что ОТГ является, как указывает турецкий автор, более успешной, чем российские интеграционные инициативы, включая СНГ и ЕАЭС.
  3. ОТГ является местом формирования подходов стран-участниц проекта «Тюркский мир» к основным глобальным и региональным кризисам и вызовам, в широком спектре. В том числе, к тем, что возникают на так называемом «постсоветском пространстве», включая Нагорный Карабах и Украину. Отметим, вслед за автором, наличие консолидированной позиции ОТГ по российско-украинскому конфликту (на фоне отсутствия консолидированной позиции в российских интеграционных инициативах, включая ЕАЭС и ОДКБ).
  4. Важной характеристикой организации является постоянная диверсификация направлений сотрудничества. Начав исключительно как гуманитарная организация с языковым объединяющим фактором, ОТГ сегодня – это экономический союз с сильным политическим взаимодействием, продолжающим свое развитие в направлении всестороннего многопланового союза, имеющего и военно-политическую компоненту.
  5. Экономическим базисом тюркской интеграции является формирование непрерывного, устойчивого, диверсифицированного логистического коридора «Восток – Запад» («линия Турана»), который свяжет между собой Китай и Европу, становясь не просто альтернативой, а вытесняя коридор северный (проходящий по территории РФ), на фоне изоляции России от Европы.
  6. Обратим внимание на стратегию развития организации – «малыми шагами к великим идеалам». В этом есть очень много китайского, что выдает крайне вдумчивую работу над проектом с обращением к «лучшим мировым практикам».

Первый раздел издания озаглавлен весьма красноречиво «Огонь, воспламенившийся сверху и распространяющийся вниз». Оставим его пока без комментариев и перейдем непосредственно к тексту. Цитируем:

«Посол Халил Акынджи (впоследствии чрезвычайный и полномочный посол Турции в РФ – И.С.), который занимал пост генерального секретаря ОТГ в период с 2010 по 2014 год и который, как генеральный секретарь-основатель, приложил большие усилия для подготовки законодательной инфраструктуры и получения юридического статуса Организации, подчеркнул, что Секретариат ОТГ в Стамбуле «проводит работу по тому, чтобы разжечь внизу огонь, который пылает на вершине».

Секретариат ОТГ – это орган, который уделяет много времени не только подготовке повестки дня встреч Совета глав государств на высшем уровне, но и реализации решений саммитов, с челночной дипломатией, которую он проводит среди зарубежных министерств государств-членов.

С другой стороны, Организация не имеет институциональной организационной структуры, состоящей только из секретариата и официальных органов. В дополнение к учреждениям, связанным с ОТГ, таким как Международная организация тюркской культуры (TÜRKSOY), Парламентская ассамблея тюркских государств (TÜRKPA), Тюркская академия, Фонд турецкой культуры и наследия, неправительственные организации, действующие в соответствии с идеалами единства тюркского мира, университеты, местные администрации и торговые палаты играют важную роль в том, чтобы распространить огонь сверху вниз.

«В организационной структуре ОТГ есть пять органов Организации, а именно Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Совет аксакалов, Совет старших должностных лиц и Секретариат. В дополнение к этим органам также действуют рабочие группы на уровне старших государственных служащих и министров среди министерств стран-членов в таких областях сотрудничества, как здравоохранение, транспорт, образование, туризм и торговля. Например, министры образования собирались шесть раз, а старшие должностные лица министерств народного образования встречались восемь раз. Точно так же министры молодежи и спорта встречались шесть раз, министры транспорта шесть раз, министры туризма семь раз и главы таможенных администраций восемь раз, чтобы работать над углублением многостороннего сотрудничества. Секретариат также координирует деятельность этих рабочих групп.

Гармонизация высшего образования и молодежной политики играет жизненно важную роль с точки зрения принятия и распространения идеала единства тюркского мира широкими слоями общества. По этой причине в 2013 году в рамках ОТГ был создан Союз турецких университетов, и была введена в действие программа обмена Orhun.

Среди основных целей Ассоциации турецких университетов первоочередной задачей является воспитание поколений с высоким чувством общей идентичности путем установления сотрудничества между высшими учебными заведениями на основе общего исторического, культурного и языкового наследия, а также путем применения современных и научных стандартов образования.

Одним из вопросов, включенных в документ «Тюркский мир 2040», является обеспечение большей гармонизации национальной культуры, образования и молодежной политики государств-членов. В этом контексте особенно важно обеспечить полную функциональность турецкого высшего образования посредством Орхунской программы обмена в рамках целей ОТГ до 2040 года и превратить Ассоциацию тюркских университетов в новаторский механизм сотрудничества.

Такие учреждения, как Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA), Управление по делам турок за рубежом и связанных с ними общин (YTB) и Турецкий религиозный фонд, которые были созданы с 1990-х годов, сыграли важную роль в увеличении мягкой силы Турции и являются новыми субъектами турецкой внешней политики. Деятельность также была эффективной в распространении целей ОТГ на базу (подразумевается на целевую аудиторию – И.С.).

Международный казахско-турецкий университет имени Ахмета Есеви, Кыргызско-турецкий университет «Манас», высшие учебные заведения Фонда «Туран Язган», работающие в Баку и Джалал-Абаде, иностранные студенты, обучающиеся в Турции, туристы, отдыхающие в Турции, легальные или нелегальные трудящиеся-мигранты, прибывшие в Турцию различными путями, — это другие важные факторы, влияющие на распространение идеи единства тюркского мира на разные слои общества.

В дополнение к сотрудничеству между передачами TRT Avaz и информационными агентствами стран-членов, положительные или отрицательные сообщения в турецких сериалах и социальных сетях повысили осведомленность о ОТГ. Всемирные игры кочевников под руководством Кыргызстана, ставшие брендом ОТГ, являются инициативой, укрепляющей контакты между народами путем возрождения традиционных видов спорта.

В соответствии с решением, принятым на 2-м Саммите ОТГ, состоявшемся в Бишкеке в 2012 году, первая из игр была проведена в городе Чолпан-Ата, на окраине Иссык-дела, в Кыргызстане, в 2014 году. Если в первых Всемирных играх кочевников спортсмены из 19 стран соревновались в 10 различных дисциплинам, то в четвертых играх, состоявшихся в 2022 году в Изникском районе Бурсы, культурной столице тюркского мира, приняли участие более 3 тысяч спортсменов из 102 стран, соревнующиеся в 40 различных дисциплинах этноспорта.

Помимо соревнований, лозунг Всемирных игр кочевников, на которых проводились различные культурные мероприятия от традиционных танцев до кухни, от ремесел до обрядов народных верований, был «Мы едины от традиции к будущему». Помимо официального участия на уровне глав государств и вклада мероприятия в развитие туризма стран, Всемирные игры кочевников стали эффективным инструментом публичной дипломатии с точки зрения укрепления культурных связей между тюркскими государствами и общинами и знакомят мир с общей тюркской культурой.»

53.19MB | MySQL:103 | 0,625sec