О факторах, определяющих распространение иранских БПЛА и технологий их производства за пределы национальной территории. Часть 1

Разработка и производство беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стали важным направлением стратегии асимметричной обороны Ирана. Страна добилась заметного успеха в создании БПЛА, а их экспорт усилил позиции Исламской Республики в региональном противостоянии с США и американскими союзниками.

Иранская программа создания БПЛА началась еще в 1980-х годах во время войны с Ираком, тогда же боевое крещение получили и первые серийные БПЛА Ирана, например, разведывательные аппараты Mohajer-1. Согласно иранским источникам, в ходе той войны был разработан и запущен в производство и первый иранский дрон-камикадзе Ababil-1.

Первые иранские БПЛА были относительно простыми радиоуправляемыми моделями с небольшим радиусом действия, но иранское руководство вовремя осознало перспективы, которые создает беспилотная авиация. Поэтому после окончания войны в 1988 году финансирование разработок продолжилось. Уже в первой половине 2000-х годов в Иране имелось развитое производство разных БПЛА. Серийно выпускались тактические разведывательные аппараты Mohajer-2 и Mohajer-4. Летательные аппараты Ababil-2 производили в основном в качестве дронов-мишеней и дронов-камикадзе, хотя их можно было использовать и как дешевые разведывательные БПЛА.

Именно к началу 2000-х годов относятся первые задокументированные случаи применения БПЛА одним из иранских союзников. Речь идет о вооруженном крыле ливанского шиитского движения «Хизбалла», которое задействовало дроны в ходе противостояния с Израилем. По некоторым данным, иранские БПЛА использовались еще в 1990-х, на территории Ливана, когда южная часть страны была оккупирована израильскими войсками. Но первые подтвержденные случаи применения БПЛА для разведки за приграничными районами Израиля относятся к 2004-2005 годам.

В ходе Второй ливанской войны летом 2006 года, согласно израильским данным, было сбито 3  дрона-камикадзе, как минимум один из которых оказался вариантом иранского Ababil-2, известным также как Ababil-T. Получали ливанские союзники Ирана и разведывательные аппараты Mohajer-2, а позже в Ливане стали появляться другие типы иранских разведывательных БПЛА и дронов-камикадзе. Ливанцы даже организовали собственную сборку из поставляемых Ираном комплектующих.

В октябре 2012 года один БПЛА в ходе разведывательного полета вглубь Израиля смог добраться до пустыни Негев на юге страны. Снимки израильских баз транслировались в Ливан, пока разведчик не был перехвачен израильским истребителем F-16. Модель БПЛА до сих пор неизвестна, но генеральный секретарь «Хизбаллы» заявил, что аппарат носит арабское имя Ayoub, разработан и произведен в Иране, а собран в Ливане. Возможно, это был не имеющий официального названия БПЛА, который в израильской классификации значится как KAS-04. Он создан иранской компанией Kimia Part Sivan Company и может применяться в качестве недорогого разведчика или дрона-камикадзе. Позже семейство БПЛА на базе KAS-04 в разных вариантах получило широкое распространение среди региональных союзников Ирана. Вооруженное крыло «Хизбаллы» могло быть первым зарубежным оператором аппаратов, так как в 2018 году модель аналогичного БПЛА появилась в музее Исламского сопротивления Ливана.

Во второй половине 2000-х годов в Иране в серийное производство был запущен новый тактический разведывательный БПЛА – Ababil-3. Вскоре он станет одним из самых массовых иранских беспилотников подобного назначения, будет поставлен в Судан, с 2008 года начнет применяться в ходе внутренних суданских конфликтов и получит название Zagil.

Позже начался кризис, связанный с иранской ядерной программой. Санкции против Ирана в период с 2010 по 2020 год полностью перекрыли возможность покупать за рубежом современные боевые самолеты и вертолеты, а также комплектующие. Все больше сил и ресурсов пришлось вкладывать в развитие собственной беспилотной авиации. Развитие военной промышленности Ирана уже позволяло воспроизвести многие ключевые комплектующие для БПЛА, а остающиеся было реально достать даже в условиях санкций. Необходимые элементы имели двойное назначение и были широко распространены на гражданском рынке во многих странах. Одновременно с этим в Иране быстрыми темпами шло и развитие малогабаритных управляемых боеприпасов для ударных БПЛА.

В полной мере возможности иранской беспилотной авиации проявились в ходе конфликтов в Сирии и Ираке в 2010-х годах. Эти государства стали полигоном для испытания и апробации новых иранских видов вооружения.

Вышеупомянутый разведчик Ababil-3 применяли правительственные силы Сирии самое позднее с 2012 года. Через год был задействован еще один иранский тактический разведывательный БПЛА – Yassir, за ним последовали и другие разведывательные аппараты.

После резкого обострения ситуации в Ираке в 2014 году, в рамках помощи иракскому правительству в борьбе с террористами ИГ (запрещена в России), Иран перебросил туда свои разведывательные БПЛА. Часть из них потом были переданы сформированным и обученным с иранской помощью отрядам иракских Сил народной мобилизации («Аль-Хашд аш-Шааби»). В числе этих БПЛА – иранские Mohajer-4, Ababil-3, Yassir.

В 2013 году началось серийное производство первого иранского крупного разведывательно-ударного БПЛА – Shahed-129 для иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Аппарат может нести до 4 управляемых бомб Sadid весом 34 кг каждая. В 2014–2015 годах Shahed-129 были направлены в Сирию на помощь правительственным силам, где активно использовались для разведки и ударов по террористам. БПЛА базировались на сирийских аэродромах, но контроль осуществляли офицеры КСИР, сирийской стороне машины не передавали.

Впервые в регионе Иран опробовал и беспилотники, созданные после изучения захваченного в конце 2011 года американского RQ-170 по схеме «летающее крыло». Иранские реактивные ударные БПЛА Shahed-191 получили боевое крещение, нанося удары по террористам ИГ на востоке Сирии осенью 2018 года. В феврале того же года Израиль сбил из стрелкового оружия БПЛА Shahed-141, который, по израильской версии, пытался провезти груз из Сирии к палестинцам на Западный берег реки Иордан.

62.56MB | MySQL:102 | 0,463sec