В Саудовской Аравии (включая половину саудовско-кувейтской «нейтральной зоны») находится порядка 2.642 трлн барр. доказанных запасов нефти (более 1/4 мировых) и до 1 трлн барр. извлекаемой нефти.
На территории государства добывается весь спектр нефти: от тяжелой до суперлегкой. Легкая нефть составляет 65-70% от всей добываемой нефти, остальное приходится на средние и тяжелые нефти. Легкая нефть добывается в основном на побережье, в то время как средняя и тяжелая — в открытом море.
Гаварское месторождение (о нем пойдет речь ниже) является основным источником арабской легкой нефти, в то время как на месторождение Абкаик (17 млрд барр.) добывается арабская суперлегкая нефть. С 1994 г. на месторождении Хавтан Тренд, которое включает в себя месторождение Хавтан и более мелкие месторождения-спутники Нуайим и Хазмиях добывается около 200 тыс. барр. в сутки арабской суперлегкой нефти с содержанием серы 0.06%.
В этой связи неоспорим тот факт, что Саудовская Аравия вот уже много лет не отдает никому пальму первенства, по праву являясь единоличным лидером по добыче и экспорту «черного золота».
Однако несмотря на то, что это государство имеет около 80 нефтяных и газовых месторождений и более 1 тыс. скважин, более половины запасов нефти содержится только в 8 месторождениях, среди которых Гавар (крупнейшее в мире нефтяное месторождение на побережье с запасами в 70 млрд барр.) и Сафания (крупнейшее в мире шельфовое нефтяное месторождение с запасами в 19 млрд барр.).
Основные нефтеносные структуры Гавара включают в себя Айн Дар, Шедгам, Уфманьях, Фарзан, Гавар, Аль-Удальях и Харадх.
Примечательно, что экспорт нефти обеспечивает 90-95% поступлений в бюджет страны от общего экспорта, что составляет около 40% ВВП. Несмотря на попытки диверсификации, экономика Саудовской Аравии, остается все еще очень сильно зависимой от экспорта сырой нефти (хотя в последние годы инвестиции в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую отрасли изменили эту тенденцию).
Стоит напомнить, что резкое увеличение цен на баррель в середине 2008 г. повлияло на экономическую перспективу страны, являясь движущей силой основных перемен в жизни государства. Однако начавшийся следом мировой финансовый кризис, вызвавший резкое понижение стоимости нефти, свел саудовские «надежды на светлое будущее» на нет.
Власть понимала: стране необходим значительный экономический рост для того, чтобы обеспечивать благосостояние быстрорастущего и молодого населения страны, которому необходимы новые хорошие рабочие места вне государственного сектора, переполненного и постоянно истощающего бюджет страны. Именно поэтому уже в скором времени Эр-Рияд ожидает повысить иностранные поступления в государственную казну.
Достичь этого страна, прежде всего, будет пытаться посредством увеличения нефтяного экспорта. К примеру, Эр-Рияд намерен удвоить поставки «черного золота» Китаю к 2010 г. по сравнению с 500 тыс. барр. в сутки в 2007 г.
Однако не все так просто. По данным специалистов, если в 2007 г. саудовский ВВП достиг отметки в 446 млрд долл. в результате 4%-ого роста по сравнению с 2006 г., то уже в 2009 г. падение ВВП страны составило 1.5%.
Осознавая, что так дальше не может продолжаться, саудовская власть всеми силами пытается снова вернуть себе временно потерянное «место под солнцем».
Механизм для этого выбран действенный и эффективный: в стране запущена и активно осуществляется государственная программа по привлечению прямых иностранных инвестиций.
В настоящее время лидерами в этой сфере являются крупные государственные корпорации: Саудовская нефтяная фирма «Аромко» и «САБИК» — лидер индустриального сектора экономики.
Стоит особо подчеркнуть, что в Саудовской Аравии до сих пор не отмечено ни одного случая продажи государственных активов в частные руки при весьма скромном уровне приватизации с тем, чтобы не позволить частным фирмам взять на себя определенные функции по обслуживанию бюджета страны.
Более того, Эр-Рияд охотно идет на повышение государственных субсидий, понижение налогов и постепенное реформирование экономического сектора.
Официальный Эр-Рияд считает приватизацию хоть и спорной, но «стратегически важной». Вот почему в стране был создан Высший экономический совет (ВЭС), которому надлежит способствовать привлечению иностранных инвестиций, созданию рабочих мест для граждан Саудовской Аравии и дальнейшему осуществлению приватизации.
Кроме того, законодатели существенно модернизировали действующую нормативную базу, внеся в нее изменения, касающиеся иностранных инвестиций. Эти юридические новеллы предоставили больше прав и гарантий не только местным, но и иностранным инвесторам.
Согласно букве закона, иностранные инвесторы теперь могут на правах собственников владеть саудовской собственностью.
Среди прочих мер, новое законодательство уменьшило налогообложение для иностранных инвесторов с 45% до 30%, а также обеспечило правовую защиту инвестиций от экспроприации. До этого иностранные компании были ограничены 49% долей участия в саудовских проектах.
Однако важнейшие сектора все же остались закрытыми для 100% иностранного владения, включая добытую нефть, трубопроводы, СМИ, страхование, телекоммуникации, здравоохранение, оптовую и розничную торговлю.
Еще одним немаловажным шагом, касающийся иностранных инвестиций, бесспорно, является запуск стремительно развивающегося проекта по природному газу (так называемая «Газовая инициатива»), реализация которого будет способствовать привлечению инвестиций в размере 25 млрд долл.
Далее рассмотрим возможные преимущества перспективных проектов. По подсчетам специалистов, один из возможных проектов на месторождении Катиф мог бы повысить мощности на 500 тыс. барр. в сутки, другими словами принести прибыль в размере 1.2-1.5 млрд долл.
Другой потенциальный проект на месторождении Кураис может повысить саудовские мощности на 800 тыс. барр. в сутки и принести прибыль в размере 3 млрд долл. Что для этого нужно?
Это потребует запуска 4 нефтегазосепарационных установок мощностью в 200 тыс. барр. в сутки каждый. Напомним, что первый завод в Кураисе был введен в эксплуатацию еще в 1960 г., однако был законсервирован «Арамко» наряду с несколькими другими проектами на месторождениях Абу Хадрия, Абу Хиван Хармальях и Лхурсаньях в 1990 г.
Наступление мирового финансового кризиса и, как следствие, понизившийся мировой спрос на нефть, плюс сокращение добычи нефти согласно квоте ОПЕК, по всей видимости, временно «заморозили» планы расширения производства в Кураисе, а возможно на других месторождениях Саудовской Аравии, включая Катиф.
Тем не менее, большинство нефти из Саудовской Аравии экспортируется по Персидскому заливу, проходя предварительно через перерабатывающие мощности Абкаика. Основные экспортные нефтяные терминалы расположены в Рас Танура (пропускная способность 5 млн барр. в сутки) и Жуйямах (3 млн барр. в сутки) в Персидском заливе, плюс Янбу (3 млн барр. в сутки) в Красном Море.
Поставки саудовской нефти за рубеж также продолжаются. Страна экспортирует нефть в США, страны Старого Света и Японию.
Справедливости ради стоит заметить, что за последние годы Венесуэла, Канада и Мексика изменили саудовское доминирующее положение на рынке США.
Сегодня свыше 40% саудовской нефти, а также продуктов ее переработки идут на рынки Азии. Вторым по величине рынком экспорта является рынок США, далее следуют страны ЕС.
Далее охарактеризуем саудовскую нефтепроводную и нефтеперерабатывающую инфраструктуру.
Саудовская Аравия располагает двумя основными трубопроводами. Западно-Восточный трубопровод (Петролайн) с пропускной способностью 4.8 млн барр. в сутки используется в основном для транспортировки легкой и суперлегкой нефти на нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Западной провинции и на терминалы в Красном море для экспорта на рынки Европы.
Параллельно Петролайн проложен газопровод Абкаик-Янбу пропускной способностью 270 тыс. барр. в сутки, который обслуживает нефтехимические заводы Янбу.
Саудовская Аравия обладает 8 НПЗ с общей пропускной мощностью около 1.75 млн барр. в сутки. Помимо этого, «Арамко» владеет перерабатывающими мощностями в 1.6 миллионов барр. в сутки за рубежом.
В настоящее время пристальное внимание уделяется переоснащению и увеличению пропускной способности до 300 тыс. барр. в сутки НПЗ в Рас Танура. Стоимость этого проекта 1.2 млрд долл. Контракт был заключен с итальянской фирмой «Snamprogetti».
Также предусматривается переоснащение НПЗ Рабих на берегу Красного моря. Планируется усилить мощности этого крупнейшего завода до 400 тыс. барр. в сутки и обновить оборудование, чтобы увеличить глубину переработки нефти и получать на выходе не низкокачественные тяжелые продукты, а хороший бензин и керосин.
Первоначальная стоимость проекта была 1.8 млрд долл., но в связи с финансовыми трудностями Эр-Рияда в 1998-99 гг. она была сокращена до 800 млн долл.
Какие же основные планы пытаются осуществить саудовцы в нефтяной сфере в кратко- и среднесрочной перспективе?
Прежде всего, это разработка запасов легкой нефти. Приоритет отдается разработке содержащего 7 млрд барр. нефти с возможностью добычи 600 тыс. барр. в сутки месторождения Шайбах, расположенного в отдаленной части пустынной территории на границе с ОАЭ.
Кроме того, проект «Шайбах» обойдется в 2-2.5 млрд долл., которые пойдут на строительство 3 нефтегазосепарационных установок и 395-мильного трубопровода, соединяющего месторождения с Абкаиком, ближайшим товарным парком, для смешивания с суперлегкой нефтью.
В проекте «Шайбах» главную роль играют два американских «игрока». Компании «Parsons Corporation», осуществляющая управление проектом, и «Bechtel», ведущая строительные работы.
Другим приоритетным проектом является строительства нефтегазорасепарационной установки для месторождения Гавар – «Харадх-2», Конечная цель данного проекта стоимостью 200 млн долл. заключается в повышении уровня добычи легкой нефти до отметки в 600 тыс. барр. в сутки.
Принятое в Саудовской Аравии новое законодательство, нацеленное на создание благоприятных условий по привлечению иностранных инвестиций в экономику государства (о нем шла речь выше), начало приносить желаемый эффект.
Национальный координационный совет сообщил, что размер иностранных инвестиций возрос, достигнув уровня в 1.6 млрд. долл., и что было выдано более 50 лицензий.
Саудовская Аравия сегодня имеет амбициозные планы по расширению спектра наименований нефтехимической продукции, получаемой из природного газа.
Достаточно сказать, что на 70% принадлежащая государству компания «САБИК» производит около 10% мировой нефтехимической продукции.
Несколько лет назад компания завершила 1 млрд экспансию в производственные мощности Янбу, тем самым закрепив за ним статус крупнейшего производителя полиэтилена. Годом позже «САБИК» получила 1.15 млрд кредит для финансирования строительства нового нефтехимического завода на востоке Саудовской Аравии в индустриальном городе Джубаил.
Активно привлекая иностранные инвестиции в свои нефтехимические проекты, «САБИК» планирует построить первый завод по производству электроэнергии в Саудовской Аравии на базе нефтехимического комплекса в Джубаиле и поставлять энергию на 35-40% дешевле, чем сегодняшние производители.
Таким образом, проанализировав текущее состояние самого прибыльного сектора саудовской экономики и оценив государственные планы по его модернизации, можно прийти к выводу, что нефтяная политика этой страны определяется следующими факторами.
Во-первых, огромными нефтяными ресурсами и низкими издержками производства. Во-вторых, наличием огромных сводных нефтедобывающих мощностей. В-третьих, национальной экономикой, которая тесно связана с нефтяной промышленностью. В-четвертых, стабильной политической и экономической системами.