Об отстранении от власти премьер-министра Пакистана Имрана Хана и его последствиях

В связи с  попытками бывшего премьер-министра Пакистана Имрана Хана вернуться во власть и его обвинениями в адрес США, представляет интерес статья, которая была опубликована в конце ноября автором из Университета  Исламабада,  бригадным генералом (в отставке) доктором Ахсаном ур Рахманом Ханом  «Смена режима в Пакистане: заговор и его последствия – Анализ».

Заговор, заговорщики и подстрекатели. Что предшествовало свержению Имрана Хана?

  • После довольно длительного периода спокойствия в области внутренней безопасности в Пакистане началась новая волна резонансных террористических актов; и в тандеме с этими актами оппозиционные партии также активизировали свои усилия по смене режима, то есть по отстранению существующего избранного правительства премьер-министра Имрана Хана от политической власти и установлению нов их собственного правительства.
  • Что касается нового всплеска терроризма, спонсируемого изза рубежа, то, хотя долгая история вражды и враждебности Индии уже известна, роль истеблишмента США в использовании терроризма в качестве инструмента достижения своих «гегемонистских» целей в мировых делах также хорошо известна. В этом контексте достаточно привести мнение всего трех заслуживающих доверия людей.  (1) Индийский журналист Саид Накви, выдающийся научный сотрудник Исследовательского фонда Observer в Нью–Дели (Индия), заявил, что «В недавних колонках я писал о роли американского истеблишмента в продвижении терроризма как неустановленного актива. Дистиллят этих тезисов широко доступен в колонках Томаса Фридмана из New York Times». (2) Полимеропулос, высокопоставленный офицер разведывательной службы с высокими наградами, который был специалистом ЦРУ по Ближнему Востоку и Южной Азии и ушел в отставку в июле 2019 года, признал в интервью, что «Самая интересная часть отношений с США в кампании по борьбе с «Исламским государством»  (ИГ, запрещено в России) заключается в том, что мы, по сути, сотрудничали с террористической группировкой, РПК». (3) В 2017 году афганские и другие СМИ сообщили, что, когда ИГ потерпело сокрушительное поражение на Ближнем Востоке и было вынуждено рассеяться, его остатки были тайно доставлены США на вертолетах без опознавательных знаков в Афганистан и размещены в пещерном комплексе Тора Бора в Нангархаре недалеко от границы с Пакистаном. Даже Хамид Карзай, который сам был посаженным США президентом Афганистана в течение 12 лет с 2002 по 2014 год, в интервью обвинил именно США в появлении и процветании ИГ в Афганистане и в сговоре с ним.

< >Были / есть неопровержимые доказательства / достоверные сообщения, в том числе о получении современного оружия американского производства у террористов в Белуджистане, о том, что главное разведывательное управление США (ЦРУ) при поддержке Индии (RAW), Израиля (Моссад) и Великобритании (MI6) стояли / стоят за этим всплеском терроризма для создания хаоса в стране в качестве прелюдии к подрывной деятельности политических партий с целью смены режима в Пакистане и приведения к власти «безусловно податливого и послушного» правительства в стране.

< >США планировали эту смену режима, потому что именно после многих десятилетий последовательных «податливых и раболепных» правительств в Пакистане, возглавляемых PMLN и Наваза Шарифа и РРР Асифа Зардари, пакистанские массы привели партию Имрана Хана PTI к власти на всеобщих выборах в 2018 году; и при формулировании национальной политики Пакистана премьер-министр Имран Хан отказался принять любое иностранное давление, которое противоречило национальным интересам Пакистана или концепции национального суверенитета. Таким образом, США хотели, чтобы их «испытанные союзники» должны снова прийти в власти  в Пакистане, хотя и против воли пакистанского народа. Таким образом, очевидный выбор США был сделан в пользу PMLN и PPP, чьи лидеры (семьи Наваза Шарифа и Асифа Зардари) скрывают свои огромные коррупционные богатства в Великобритании, США и других странах в форме компаний, собственности, банковских счетов и т. Д. И поэтому они не могли / не могут позволить себе не подчиняться диктату США. Даже Маулана Фазалур Рахман, лидер  религиозной партии JUI-F, включен в этот список «податливых и подчиненных», потому что  он находится под следствием по обвинению в крупной коррупции и, как сообщается, «похитил миллиарды рупий из национальной казны через своих подставных лиц», когда он занимал государственную должность во время «прошлых режимов», и «сделали инвестиции за границей и купили недвижимость в Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ)», помимо того, что приобрели огромную недвижимость в разных частях Пакистана. (5); и  на одном этапе, когда были шансы на то, что PPP (тогда при Беназир Бхутто) сформирует правительство после правительства Мушаррафа, Маулана Фазалура Рахмана пригласил посла США в Пакистане Энн Паттерсон на обед. Это сообщение просочилось в Wiki Leaks и было опубликовано во всем мире, включая Пакистан. В этом сообщении Энн Паттерсон сообщила правительству США о итогах встречи: «Отвечая на приглашение, посол встретился за обедом с лидером «Джамиат Улема-и-Ислам» (JUI-F) Фазлуром Рехманом 20 ноября. Посол подтвердил, что правительство США поддерживает отмену чрезвычайного положения и шаги по обеспечению свободных и справедливых выборов. Рахман согласился, но подтвердил, что его партия не будет бойкотировать выборы. Он ищет одобрения правительства США в случае, если он станет премьер-министром»; «На обеде также присутствовали Маулана Абдул Гафур Хайдери, сенатор Талха Махмуд, сенатор Аза Свати и Малик Сикандер ХанДаже если поддержка JUI-F среди избирателей упадет, он ясно дал понять, что, несмотря на свободные и честные выборы, его все еще значительное количество голосов выставлено на продажу». Затем США начали использовать свои тайные методы политической подрывной деятельности, чтобы объединить подчиненные себе партии, чтобы бросить совместный вызов коалиционному правительству Имрана Хана. С этой целью PPP Асифа Зардари, PMLN  Наваза Шарифа и  JUI-F Мауланы Фазалур Рахмана с готовностью объединили свои усилия; и им удалось привлечь в свои ряды другие более мелкие партии, образовав альянс под названием ДПМ. И, конечно же, жаждущий власти Маулана Фазалур Рахман, который проиграл выборы в 2018 году, был назначен главой ДПМ. Кроме того, в октябре 2021 года американские дипломаты в посольстве США в Исламабаде начали встречи с парламентариями PTI, парламентариями партий-партнеров PTI по коалиции, лидерами других партий и представителями пакистанских СМИ, чтобы подорвать их лояльность к поддержке заговора США за смену режима в Пакистане. Эти усилия США продолжались до марта 2022 года и в конечном итоге увенчались успехом; и многие парламентарии PTI, а также партии-партнеры по коалиции и многие представители пакистанских СМИ согласились стать «перебежчиками», чтобы поддержать заговор о смене режима. Чтобы еще больше укрепить эти усилия по покупке этих «перебежчиков», им были выплачены огромные денежные выплаты в официальном доме правительства Синда в «Красной зоне» Исламабада. Затем помощник госсекретаря США Дональд Лу встретился с послом Пакистана в США и сообщил об угрозе, имея в виду инициативу оппозиционных партий Пакистана вынести вотум недоверия премьер-министру Имрану Хану. Он пригрозил: «Если вотум недоверия не увенчается успехом и премьер-министр Имран Хан останется на своем посту, он будет изолирован от США, и мы займемся этим вопросом напрямую. Если вотум недоверия удастся, все будут прощены». И тогда этот шаг также был реализован. Уже известны подробности о том, как этот вотум недоверия был организован для реализации спланированной США смены режима в Пакистане в ночь с 9 на 10 апреля 2022 года. Однако самым прискорбным аспектом этого был тот факт, что беспрецедентные действия Верховного суда и Верховного суда Исламабада,  а также развертывание полиции Исламабада и рейнджеров с фургонами для заключенных без приказа министра внутренних дел, создали у масс впечатление, что все эти действия были связаны с реализацией заговора о смене режима.

Поразительно вызывающая реакция масс

Однако заговорщики и подстрекатели этого заговора о смене режима испытали первый шок, когда пакистанские массы в стране и за рубежом немедленно отреагировали на эту смену режима. Совершенно беспрецедентным образом пакистанское население из всех слоев немедленно вышли на улицы по всей стране и решительно заявили о своем отказе принять эту спонсируемую США смену режима, что было в общем нетипично для Пакистана в прошлом. Это внезапное серьезное изменение в поведении пакистанских масс можно понять, если принять во внимание, что практически открытое вмешательство США  сильно ударило по национальной гордости пакистанской нации; и, тем фактом, что  правительства Наваза Шарифа и Асифа Зардари в прошлом отметились не очень удачной экономической политики. Эти моменты также является причиной того, что график популярности Имрана Хана в массах постоянно растет – на недавних дополнительных выборах его рейтинг уже превысил отметку в 76%.

Ущерб, уже нанесенный в результате смены режима

Фактически с самого начала эта «смена режима» правительства ДПМ была обречена на провал в управлении и, следовательно, на серьезную катастрофу в стране по следующим причинам:

< >Большинство иерархических руководителей основных партий ДПМ являются либо осужденными преступниками, либо обвиняются судом в коррупции, отмывании денег или других преступлениях  60% ее первоначальных членов кабинета были / находятся под залогом по таким делам, находящимся на рассмотрении в судах. Поэтому ожидалось, что все внимание этого правительства ДПМ будет направлено только на то, чтобы вырваться из-под контроля закона. И с этой целью после формирования правительства ДПМ они были заняты только внесением поправок в соответствующие законы / правила посредством актов «парламента по смене режима» и назначением своих «сговорчивых чиновников» в Национальном бюро подотчетности и других правоохранительных органах. У них не было / нет ни интереса, ни времени для решения вопросов / проблем управления. На данный момент им уже удалось избавиться от многих дел о коррупции / отмывании денег, возбужденных против них, включая такие дела о тысяче ста миллиардах рупий против семей Наваза Шарифа, Шахбаза Шарифа, Асифа Зардари и аффилированных с ними лиц; Правительство ДПМ состоит из 13 политических партий с различным идеологическим мышлением / политическими целями. Эти партии продолжают бороться за политическую власть, поэтому они слишком громоздки для логичных управленческих решений; Эти 13 партий, входящих в состав ДПМ, настолько жадны до «правительственных преимуществ», что с помощью «политического шантажа» к настоящему времени вынудили премьер–министра ДПМ увеличить число назначений в его кабинете министров с первоначальных 34 до огромного числа 76, что создает огромное ненужное бремя в миллиарды рупий в месяц для и без того сильно истощенной национальной казны, что еще больше усугубляет экономический кризис в Пакистане. Именно по этим причинам за последние шесть месяцев, после прихода к власти правительства ДПМ, экономика, а также политическая и внутренняя стабильность Пакистана упали до катастрофических размеров: < >Экономика Пакистана (которая при правительстве PTI Имрана Хана, несмотря на ущерб от COVID19, привела к увеличению темпов роста ВВП с -0,9% в 2020 году до быстрорастущих 6%  к началу 2022 года), упала до «всего 2% в текущем финансовом году, заканчивающемся в июне 2023 года».

Из-за профессиональной неспособности, а также отсутствия внимания к тщательному принятию логичных правительственных решений правительством ДПМ: в стране были введены новые масштабные налоги на сумму около 876 млрд рупий. Увеличение налоговых поступлений в Пакистане ставит главный вопрос:   сможет ли Пакистан улучшить соотношение налогов к ВВП, которое является одним из самых низких в мире и составляет 9,5%. Дефицит бюджета Пакистана составляет 7,9% ВВП и продолжает оставаться опасно высоким, несмотря на постоянные обещания правительства МВФ о том, что оно наведет порядок в своей финансовой системе. Сменявшие друг друга пакистанские министры финансов давно обещали повысить, даже удвоить, отношение налогов к ВВП Пакистана, но все попытки оказались безуспешными в силу жесткой оппозиции. Целые секторы пакистанской экономики — сельское хозяйство, розничная торговля и девелопмент — практически не облагаются налогами. Например, страны ОЭСР собирают около 2% ВВП в виде налогов на недвижимость против 0,6% в странах с формирующимся рынком, но в Пакистане этот показатель составляет всего 0,1%. По некоторым оценкам, 50% рабочей силы Пакистана занято в экономике, не облагаемой налогами, что составляет около 35% ВВП. Некоторые хорошие новости здесь заключаются в том, что большая часть обширной бизнес-империи могущественных пакистанских военных больше не освобождена от налогов. Но военные продолжают управлять некоторыми из крупнейших компаний страны — крупнейшим в Пакистане подрядчиком общественных работ (Frontier Works Organization), производителем химических удобрений (Fauji Fertilization), застройщиками городской недвижимости (Defense Housing Authorities) и транспортной фирмой (Тhe National Logistics Cell).

Пакистан имеет серьезные долгосрочные структурные экономические проблемы, и затраты на разрушительные наводнения в этом году составят десятки  миллиардов долларов. Страдающий от масштабных наводнений каждые 10-12 лет, которые становятся все хуже и чаще из-за изменения климата, Пакистан является одной из стран с наибольшим дефицитом воды в мире. Восстановление разрушенной инфраструктуры будет невозможно для страны, которая уже имеет большие долги, отчаянно нуждается в финансовой помощи МВФ и просит финансовой помощи у мирового сообщества.  Мифтах Исмаил, который вел переговоры о временной финансовой помощи МВФ в размере 1,17 млрд долларов, был четвертым министром финансов Пакистана за пять лет. Исмаил подал в отставку, и его место занял экс-министр финансов Исхак Дар. Дар исключил дефолт по кредиту, хотя он попросил реструктуризацию двустороннего долга на 27 млрд долларов США, предположительно, для обеспечения погашения сукук (исламских облигаций), срок погашения которых наступает в декабре. Дара обычно считают ответственным за экономические проблемы Пакистана во время последнего правления Пакистанской мусульманской лиги (PML). Его считают закадычным другом братьев Шарифов — Наваза, который трижды занимал пост премьер-министра, и нынешнего премьер-министра Шахбаза. Дар бежал из страны, чтобы избежать обвинений в коррупции, но ордер на его арест был аннулирован, чтобы позволить ему вернуться. Против обоих  братьев Шарифов также выдвинуты серьезные обвинения в коррупции. Пакистан — коррумпированное  государство-рантье. Элита зависит от извлечения ренты, будь то из своего геостратегического положения, массивной иностранной помощи — займов или другой  помощи — или денежных переводов от пакистанских рабочих, работающих в Персидском заливе. Поскольку это элита, ориентированная на потребление, которая не  реинвестирует в пакистанскую экономику, для всего этого притока очень мало экономического  развития. Способность его экономики производить и экспортировать товары с высокой добавленной стоимостью, необходимые для поддержания роста реальной заработной платы работников и уровня жизни, ниже, чем в сопоставимых странах.

  • К тому же   цены на топливо были непомерно подняты по сравнению с ценами при правительстве PTI Имрана Хана (Таблица ниже). В результате этой непродуманной политики ДПМ цены даже на основные продукты питания и лекарства вышли за пределы досягаемости большинства масс.
16 Февраля 2022 года (PTI Govt.) 1 октября2022 года (правительство ДПМ).
Бензин (премиум) 159,86 рупий

/литр

224,8 рупий

/литр

Дизельный (высокоскоростной) 154.15рупий

/ литр

235.3 рупий

/ литр

Дизель (скорость света) 123.97 рупий

/ литр

186,5 рупий/

литр

Керосиновая нефть 126.56 рупий

/ литр

191,83 рупий

/ литр

  • Пакистанская рупия (PKR) упала примерно на 17% по отношению к доллару США в июле 2022 года Пакистанская рупия подверглась девальвации по отношению к доллару США, «из-за слабости платежного баланса и политической нестабильности».  В последующие месяцы девальвация пакистанской рупии продолжалась, как и  рост цен на основные продукты питания / товары.
  • Текстильная промышленность Пакистана является крупнейшим источником иностранной валюты для страны. На ее долю приходится «более 60% от общего объема экспорта страны». В течение последнего финансового года (2021-2022) она процветала, потому что правительство PTI Имрана Хана контролировало цены на электроэнергию и газ и обеспечивало текстильную промышленность конкурентоспособными тарифами на электроэнергию. Но правительство ДПМ не только отменило конкурентные тарифы на электроэнергию для этой отрасли, но и непомерно подняло счета за электроэнергию. В результате сейчас эта отрасль оказывается экономически нецелесообразной для функционирования. В результате в начале октября 2022 года Ассоциация всех пакистанских текстильных фабрик (APTMA) объявила о решении «закрыть текстильные предприятия по всей стране с субботы в знак протеста против отмены конкурентных тарифов на электроэнергию»; «1600 текстильных фабрик уже закрыли магазины»; и «5 миллионов сотрудников потеряют свои из-за закрытия этих подразделений пострадают рабочие места и 30 миллионов человек».

< >Неспособность правительства провинции Синд во главе с Асифом Зардари предотвратить стихийные бедствия, вызванные наводнениями, и преступная халатность в проведении необходимых работ по оказанию помощи после недавнего наводнения привели к огромным человеческим, экономическим и материальным потерям в провинции Синд.  В этом контексте в последнем отчете Всемирного банка также подчеркивается:  «Бедность в наиболее пострадавших регионах, вероятно, ухудшится в контексте недавнего наводнения. Предварительные оценки показывают, что  без решительных мер по оказанию помощи и восстановлению для оказания помощи бедным   национальный уровень бедности может увеличиться на 2,5-4 процентных пункта, достигнув 5.8 и 9 млн человек оказались в бедности.  < >Согласно отчету от 13 сентября 2022 года, в Глобальном отчете о продовольственных кризисах 2022 года подчеркивается, что «Пакистан переживает растущий долговой кризис, значительное обесценивание валюты и рекордную продовольственную инфляцию, снижающую покупательную способность домохозяйств».  < >Что касается нынешнего массового повышения цен в стране, в отчете, опубликованном  1  ноября 2022 года, подчеркивается, что, согласно данным, опубликованным Статистическим бюро Пакистана, инфляция, основанная на индексе потребительских цен (ИПЦ), который составлял всего 9,2% во время правления PTI Имрана Хана в октябре 2021 года, и вырос к 26,6% к октябрю 2022 года при правительстве ДПМ. Из-за этого резкого повышения цен, особенно на основные продукты питания и лекарства, более чем половине пакистанских масс слишком сложно платить за то, что необходимо для выживания;         Согласно отчету Международной организации труда (МОТ) об обзоре доходов и расходов домохозяйств (HIES), «фактом является то, что 77,60% населения Пакистана живет в плохих условиях (доход менее 5,50 долларов в день)». Это вызывает рост уличной преступности.  Отчет GEO News от сентября 2022 года – «На данный момент в Карачи было зарегистрировано более 56 500 уличных преступлений в текущем году».  Отчет DAWN от сентября 2022 года  ИСЛАМАБАД: «В столице был отмечен значительный рост уголовных дел: в период с 1 января по 31 августа этого года в городе было зарегистрировано 9 804 преступных деяний. Это было увеличение на 141,2% по сравнению с 2021 годом, когда было совершено 4063 преступления».  В результате, согласно отчету Daily Times за август 2022 года, «В Пакистане растет уровень преступности. Некоторые связывают рост преступности с безработицей, неграмотностью, ростом инфляции и бедностью. Вот почему люди вынуждены совершать преступления, чтобы удовлетворить свои основные потребности. Между тем, граждане постоянно находятся в состоянии страха и неуверенности. Большинство людей либо сами стали жертвами уличных преступлений, либо знают кого-то, кто недавно стал жертвой. Идти на переполненный базар средь бела дня так же небезопасно, как ехать ночью по пустынной дороге».

52.38MB | MySQL:106 | 0,555sec