Сравнительный анализ эффективностиприменения сил и средств ПСО ВС США в Ираке

Анализируя состояние социальной и внутриполитической обстановки в Ираке, американские специалисты по ведению информационной войны и психологических операций пришли к выводу, что политика США по насильственной демократизации страны потерпела неудачу. В стране сохраняется сложная военно-политическая обстановка. Реальных подвижек в процессе национального примирения не произошло, хотя в 2008 году несколько улучшилось положение дел в сфере безопасности. Однако многие эксперты полагают, что говорить об улучшении ситуации в Ираке и в этой сфере как об устойчивой, долговременной тенденции пока не приходится, а утверждать о скором «успокоении» Ирака явно преждевременно. Основной причиной этого они считают потерю контроля над средствами информации в стране и неудовлетворительную работу привлеченных для этого специалистов.

Эксперты сравнили американскую политику контроля и управления информацией в оккупированной зоне Германии в 1945-1949 гг. и в послевоенном Ираке.

Во время Второй мировой войны психологическая война играла важную роль в американской военной стратегии против Третьего рейха. Как только войска США вступили на территорию Германии, американские специалисты по психологической войне начали распространение пропагандистских материалов с целью убедить немецкое население в неизбежности поражения и склонить его к сотрудничеству. После окончания боевых действий в американском секторе оккупации были закрыты немецкие газеты, журналы и радиостанции, чтобы обеспечить монопольное управление информацией и пропагандой. В результате в американской зоне немцы получали информацию исключительно из американских листовок, газет и «Радио Люксембург».

В Германии командование ВС США и Департамент военного управления жестко контролировали средства массовой информации, чтобы не допустить пропаганды нацизма и внедрять американский план политической демократизации. Во-первых, специальный отдел информационного контроля (ОИК) при штабе Верховного главнокомандования экспедиционными войсками сразу приступил к денацификации СМИ. Во-вторых, были отстранены от работы немецкие журналисты, политически запятнанные нацистским прошлым, а также запрещены все материалы нацистского, милитаристского и националистического содержания, которые могли бы поддержать симпатии к нацистам и побудить к сопротивлению.

В Ираке борьба за симпатии местного населения велась с переменным успехом. Психологическая война в ходе боевых действий была успешной потому, что иракскую армию удалось убедить не оказывать сопротивление.

Эксперты, по-видимому, под «убеждением» понимали не только весь комплекс мер информационного и психологического воздействия, но и массированные ракетно-бомбовые удары по войскам и оборонительным объектам иракской армии. Это позволило американцам занять Багдад небольшим количеством войск. Однако, в отличие от Германии, войска коалиции не продолжили психологическую войну после падения режима С. Хусейна, что привело к провалу планов демократизации страны, потерям личного состава и подрыву международного престижа США. Специалисты по ведению информационной войны и психологических операций отметили ряд существенных ошибок, допущенных военно-политическим руководством Соединенных Штатов:

1. Отсутствие жесткой политики в области контроля за информацией, что было использовано силами оппозиции. После падения режима Хусейна количество иракских изданий резко возросло и достигло более 200 наименований. В связи с тем, что в Ираке войскам коалиции не удалось закрыть или взять под контроль печатные издания, публиковаться начали все, кто имел доступ к прессе. Многие газеты и журналы, возникшие в 2003 году, встретились с финансовыми затруднениями и вскоре закрылись. Тем не менее, по оценке Би-би-си, в настоящее время в Ираке регулярно печатается около 50 ежедневных газет, 12 из которых выходят в Багдаде.

Иракская пресса характеризовалась большим разнообразием, так как каждая политическая группа, имеющая какое-либо влияние, создала свой информационный орган. Журналист Саад Аль-Баззаз, находившийся с 1992 года в изгнании, начал выпускать багдадское издание газеты «Аз-Заман», основанной в 1997 году в Лондоне. Газета «Аль-Муатамар» пользовалась поддержкой бывшего премьер-министра Ахмада Чалаби. В настоящее время Высший совет исламской революции в Ираке, главная политическая группа шиитов в стране, издает газеты «Аль-Адаля», «Аль-Фатр» и «Ида Рафидин». Шиитская партия «Дава», возглавляемая премьер-министром Нури аль-Малики и его предшественником Ибрагимом Аль-Джаафари, издает газету «Аль-Баян». Другие основные газеты — «Аль-Модыя» и «Ас-Сабах Аль-Джедид» — основаны бывшим главным редактором «Ас-Сабах» Измаелем Зайером и считаются «левыми».

2. Отсутствие цензуры. В обстановке вседозволенности политика временного правительства, назначенного командованием войск коалиции, и Пентагона в области СМИ была неэффективна. Чтобы иракцы могли убедиться в возникновении в их стране либеральной демократии, временная администрация только не заменила в своих рядах некоторых бывших членов партии Баас, но и не ввела цензуру.

Периодически временная администрация предпринимала меры для контроля за радикальной антиамериканской пропагандой. Например, была закрыта газета «Аль-Мустакилля», опубликовавшая статью, в которой призывалось казнить иракцев, сотрудничавших с представителями коалиции.

В марте 2004 года по обвинению в призывах к насилию против войск коалиции был на два месяца остановлен выпуск багдадской газеты «Аль-Хавза», радикального шиитского еженедельника. В г. Наджаф коалиционные войска совершили рейд на пункт распространения газеты «Садда-аль-Иоум», захватив копии издания, в котором иракцам приказывалось присоединяться к силам сопротивления под руководством Рамади.

Через несколько дней после рейда газета вновь появилась на улицах с теми же призывами, а также антисемитской, антизападной и антифеминистской пропагандой. Попытки временной администрации контролировать новую прессу успеха не имели, а отдельные случаи цензуры опубликованных материалов не составляли эффективную программу контроля за информацией.

3. Привлечение к ведению психологических операций частных предпринимателей.

По мнению экспертов, одним из слабых аспектов американской пропаганды в Ираке было то, что вести ее было поручено частным подрядчикам. Вместо организации тактической группы, состоящей из экспертов психологической войны вооруженных сил, разведывательного сообщества и ученых, правительство США поручило эту задачу частным корпорациям, не имеющим достаточного опыта работы в странах Ближнего Востока.

В 2003 году отдел специальных операций Пентагона, специализирующийся на ведении психологических операций, выдал корпорации «Сайенс Аппликейшн интернэшнл» (САИ) подряд стоимостью 82,3 млн долларов на развертывание в Ираке сети средств массовой информации (ССМИ). К тому времени, когда ССМИ выпустила первую газету «Ас-Сабах», в стране издавалось от 20 до 30 новых независимых газет. «Ас-Сабах» стала просто одной из множества других, а американцам так и не удалось установить в Ираке монополию на информацию. Еще меньше ССМИ повезло с развертыванием спонсируемой США телевизионной сети «Аль-Иракия». С самого начала реализации проекта препятствовали дезорганизация, отсутствие планирования, неквалифицированный персонал и недостаток финансирования. Когда же «Аль-Иракия» начала функционировать, она не смогла привлечь зрителей, в частности, по причине отсутствия новостных передач. Вместо освещения политического противоборства, телесеть «Аль-Иракия», в основном, транслировала кулинарные шоу.

Несмотря на явный провал деятельности корпорации САИ, Пентагон продолжил поиск специалистов ПсО «на стороне». В январе 2004 года контракт с САИ был передан «Харрис корпорейшн», производящей передающую аппаратуру, но также не имевшей никакого опыта ведения психологических операций на Ближнем Востоке.

В 2004 году администрация президента Дж.Буша поручила продюсеру «Голоса Америки» противодействовать влиянию телеканала «Аль-Джазира» на Ближнем Востоке. Во исполнение данного поручения начала работу спутниковая телестанция «Аль-Хурра», заработала радиостанция «Радио Сава» и был издан журнал «Хай». Работа станции «Аль-Хурра» была скопирована с вещания рядовой американской станции, передающей кулинарные шоу, демонстрации мод, географические и просветительские программы, документальные фильмы и новости. Имеющая бюджет в 100 млн долларов, станция «Аль-Хурра» осваивала выделяемые деньги и транслировала свои передачи в Иордании, Египте и Ираке.

В целом и этот проект успеха не имел, население не воспринимало содержание передач. На экране выступали американцы, не знающие арабского языка, и крайне прямолинейно пытались пропагандировать идеи демократии. Случались откровенные «проколы», например, поздравления мусульман с Пасхой. Особенно не вызывало доверия освещение последних известий. Опросы показали, что недовольство вызывало также отсутствие обсуждений обстановки в Ираке, арабском мире и на Ближнем Востоке. В начале 2008 года телестанция «Аль-Хурра» была закрыта. «Радио Сава» с его программами, состоящими из популярной музыки и минимального набора новостей, имело еще меньший успех.

4. Отсутствие контроля за доступом к зарубежным СМИ. В связи с тем, что войска коалиции не предприняли мер для прекращения установок спутниковых антенн, население имело доступ к разнообразным международным источникам информации. Иракцы смотрели многочисленные антиамериканские новостные программы, которые передавались телевизионными станциями стран Ближнего Востока. Уже через шесть месяцев после вступления войск коалиции в Ирак 63% из тех, кто имел спутниковые антенны, смотрели телеканалы «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия», транслировавших передачи антиамериканской и антисемитской направленности. Только 12% телезрителей узнавали новости из передач «Аль-Иракия».

Коалиция также терпела поражение и в киберпространстве. Террористические группы пользовались сетью Интернет, распространяя через интернетовские блоги свои материалы. Например, Абу Майсара, шеф СМИ при Абу Мусабе Аль-Заркауи, бывшем лидере «Аль-Каиды» в Ираке, обеспечил прямую трансляцию казни американского заложника Н.

Берга. Веб-сайты также использовались для обучения технике сопротивления, т.е. умению собирать ракеты, мины и химические боеприпасы.

5. Отсутствие стабильности на контролируемой территории Ирака. По мнению экспертов, никакие положительные пропагандистские акции не будут иметь эффекта до тех пор, пока не будет занята вся территория противника. Для достижения успеха военная администрация оккупационных войск должна быть способна установить стабильность на занятой территории и не допускать острых социальных беспорядков. В Германии этот принцип строго соблюдался, что позволило США и их немецким партнерам начать в американской зоне полную реконструкцию в политической, социальной и культурной областях.

Операция «Свобода Ираку» привела к вооруженному сопротивлению, терроризму, межконфессиональным распрям и гражданским беспорядкам. Духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. ас-Систани издал в мае 2008 года фетву (религиозное предписание), в которой провозгласил «допустимым» вооруженное сопротивление иностранным войскам, руководимым США. В различных районах страны совершались террористические акты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. Не прекращалось противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя в последнее время его острота заметно снизилась. Тем не менее, ежедневно в различных районах Ирака продолжают обнаруживать трупы убитых активистов обеих религиозных общин. Без обеспечения безопасности невозможно выполнение проектов по восстановлению инфраструктуры, а потому американская пропаганда имела незначительный успех.

6. Отсутствие правильного прогнозирования послевоенной обстановки. Происходящее в Ираке показало, насколько важно спрогнозировать послевоенную обстановку еще до начала вооруженного конфликта, имеющего своей целью смену правящего режима и оккупацию страны. В 1945 году директива комитета начальников штабов 1067 категорически отвергала идею, что США освобождают население, насильственно управляемое диктаторским режимом. В ней прямо говорилось, что Германия оккупируется не с целью освобождения, а как страна, потерпевшая поражение в войне. Согласно этой директиве, над немцами должен был быть установлен контроль, а вся деятельность в политической, религиозной и культурной областях допускалась только в рамках, установленных военной администрацией США.

Поражение в Ираке стало результатом маскировки американской миссии как освободительной акции, а не оккупации страны противника. Согласно «Наставлению по работе с гражданским населением», целью операции «Свобода Ираку» являлось «освобождение народа от режима С. Хусейна». Считалось, что свержение Хусейна и запрещение правящей партии Баас автоматически приведет к появлению демократического, либерального, мирного и проамериканского Ирака. Идея спонтанного обращения населения Ирака в демократов привела Пентагон и государственный департамент к недооценке важности послевоенного контроля над информацией и ведения пропаганды.

Таким образом, снижение авторитета США в странах «третьего мира» стало результатом глубочайшего провала в двух областях международной политики — глобальной стратегии и публичной дипломатии. Администрация президента Буша и руководство министерства обороны США проигнорировали опыт контроля над информацией, накопленный США в Германии в 1945-49 гг. США оккупировали Ирак, будучи плохо оснащены для нейтрализации информационных средств, которые стали доступны противнику в XXI веке. После падения режима С. Хусейна коалиционному командованию в Ираке не удалось установить жесткий контроль за распространяемой информацией из-за революционных преобразований и развития коммуникационных технологий. Пентагон не сумел оценить обстановку и спланировать мероприятия по преодолению возникших технологических изменений.

52.27MB | MySQL:103 | 0,497sec