Визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в ФРГ

Поездка премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в ФРГ (26-27.08.2009) готовилась давно. О ней было известно, по крайней мере, более чем за два месяца. Об этом можно судить по высказыванию Нетаниягу в немецких СМИ. Так, отвечая на вопрос Bild (23.06.2009), когда его смогут приветствовать в Берлине, шеф израильского кабинета министров сказал: «Я надеюсь, в ближайшее время. Федеральный канцлер пригласила меня во время разговора, и я намерен принять ее любезное приглашение». Им было решено воспользоваться в ходе европейского турне Нетаниягу.

ФРГ занимает особое место в аспекте внешнеполитических отношений Израиля. Причины этого состояния отмечались Нетаниягу как в том же интервью Bild, так и в других немецких СМИ.

Во-первых, существует скорбная страница в современной истории, связывающая два народа. Не случайно программой визита было предусмотрено посещение высоким израильским гостем Мемориального центра Холокоста на вилле Марлир на озере Ванзее под Берлином. В этом сером трехэтажном здании в январе 1942 года проходила Ванзейская конференция, на которой представители министерств и ветвей власти нацистской Германии приняли решение о путях и средствах воплощения в жизнь «окончательного решения еврейского вопроса» — программы геноцида еврейского населения Европы. «Мы знаем о трагедии нашей истории, и все же Германия стала другом Израиля — лояльным, справедливым и достойным», говорит Б. Нетаниягу в указанном интервью. Небезынтересно в этой связи отметить, что именно главный редактор газеты Bild Кай Дикманн передал через Биньямина Нетаниягу в дар мемориалу «Яд ва-Шем» в Иерусалиме оригинальные планы концентрационного лагеря Освенцим (по-немецки Auschwitz). В лице Матиаса Депфнера, Фриды Шпрингер и представителей Фонда Акселя Шпрингера, предоставивших 29 документов (эскизы и детальные чертежи Освенцима были случайно найдены в одной из берлинских квартир), Нетаниягу увидел и оценил тех граждан Германии, кто оказывает «неустанную поддержку Израилю и озабоченность по поводу исторической правды о Холокосте». Таким образом, немцы демонстрируют готовность честно и открыто, без недомолвок говорить о масштабах былой трагедии с единственной целью: сохранить для будущих поколений память о прошлом во избежание повторения подобных трагедий.

Во-вторых, помня в том числе и об этом трагическом уроке истории, Германия занимает долговременную и стойкую позицию по оценке угроз Израилю, считая себя обязанной сохранять независимость и безопасность еврейского государства. Отмечая особенность военно-политических обязательств, Нетаниягу в том же интервью Bild отметил: «Я также приветствую твердую позицию Меркель против антисемитизма и против исходящих от Ирана заявлений, как и против его политической стратегии. Я ценю поддержку немецким правительством усилий для достижения реального и прочного мира… Германия является важнейшим другом Израиля». Обе страны смогли преодолеть понятные политические и психологические барьеры, чтобы наладить доверительные отношения. «Между нашими странами установлена глубокая дружба… Дружба с немецким правительством и немецко-израильские отношения для нас, вне сомнений, полны доброжелательности», — подчеркнул Нетаниягу.

В-третьих, существуют особенности взаимопонимания и контактов на личном уровне, единой оценки крепнущих взаимосвязей. В интервью Bild израильский премьер-министр неоднократно на это указывал: «…Я высоко ценю канцлера Меркель», «Федеральный канцлер является одним из действительно надежных друзей Израиля», «Мне доподлинно известно, что немецкое правительство позитивно откликнулось на мой призыв к миру». Немецкие СМИ отмечают: во время своего первого официального визита в Берлин после его избрания в марте Нетаниягу назвал канцлера «истинным другом Израиля». Не исключено, что это неоднократное утверждение связано с особой ролью канцлера в весьма ответственной миссии ФРГ. Известно посредничество Германии при обмене пленными между Израилем и Ливаном. Этот опыт, возможно, будет использован в попытках добиться освобождения удерживаемого палестинскими боевиками израильского солдата Гилада Шалита, которому 28.08.2009 исполнилось 23 года, четыре из которых, по свидетельству ВВС, он находится в неволе. Сейчас ближневосточные СМИ снова заговорили о прогрессе в деле заключения соглашения об его освобождении.

В-четвертых, израильский премьер-министр прибыл в Берлин с конкретными планами. О них он также за восемь недель до европейского вояжа поведал немецким СМИ. Общность взглядов на безотлагательный характер решения ближневосточной проблемы сможет, по мнению Биньямина Нетаниягу, «помочь нам получить поддержку арабских стран, когда речь идет об инвестициях в Израиль, чтобы в рамках моей программы параллельно с политическим миром обеспечить и экономический мир. Если мы сможем достичь этого, окажутся воплощенными в жизнь проекты, касающиеся туристических достопримечательностей и народнохозяйственных объектов, благодаря которым будут созданы рабочие места для палестинцев. Тогда перед палестинской молодежью откроется будущее, и одновременно укрепятся общие связи между Израилем и его палестинским соседом, что могло бы, на мой взгляд, способствовать ослаблению радикальных сил и усилению умеренных. В то же время это позитивно отразилось бы на мирном процессе». И как призыв к ФРГ в этом плане: Германия могла бы принять участие в осуществлении программы по реализации народнохозяйственных планов в данном направлении.

ФРГ позитивно восприняла эти планы, и ведомственным органам дана команда приступить к детальной разработке вариантов германо-израильского сотрудничества, нацеленного на участие в нем палестинцев.

Хозяйственная составляющая как один из аспектов решения региональной проблемы появилась в речах израильского премьер-министра не случайно. Она непосредственно связана с историей. Та часть немецких евреев, которые в середине 30-х годов, оценив нарастающую опасность нацизма, выехали из Германии, в определенном смысле стояли у истоков создания многих фирм Израиля, получивших впоследствии мировую славу. Например, фирму по производству металлообрабатывающих инструментов Iscar Metalworking Company создал Штеф Вертхаймер (Stef Wertheimer), уроженец Киппенхайма, ныне земля Баден-Вюртемберг. К слову сказать, на гербе города изображены именно инструменты — два серпа и штык лопаты. В этом смысле Ш. Вертхаймер, которому сегодня 83 года, — достойный продолжатель немецкой традиции. Когда его семья в 1937 г. приехала в Палестину, никто не предполагал, что этот 11-летний парнишка станет основателем промышленного гиганта, стоимость которого сегодня оценивается в 4,4 млрд долларов. Он крупнейший работодатель в Израиле и за его пределами, причем более трети персонала его фирмы составляют израильские арабы. Прием на работу арабов — часть его стратегии, которую из-за ее простоты и продуманности в синагоге его родного города Киппенхайма назвали «план Маршалла-2000». Свой взгляд Вертхаймер обосновывает чисто экономически. Если речь идет о мире и стабильности на Ближнем Востоке, то эту проблему можно решить за счет создания рабочих мест и гарантированной зарплаты, убежден он. «Кто должен следить за выполнением заказа, не имеет времени бросать камни». И завершает свои умозаключения точной цифрой: «Тот, кто зарабатывает 6 тыс. долларов в год, потерян для интифады и терроризма».

Подобные позитивные примеры немецко-еврейско-арабского сотрудничества внутри Израиля были также учтены израильским премьер-министром при составлении основ плана мирного урегулирования ближневосточного процесса. К слову сказать, пресс-конференция по итогам визита израильского премьер-министра в ФРГ (27.08.2009) началась с сообщения Ангелы Меркель именно о крепнущих экономических связях Германии и Израиля. Она, в частности, упомянула ряд перспективных совместных проектов в области энергетики, высоко оценила состояние и планы хозяйственных связей Израиля с Эфиопией и другими странами Африки. Анализируя планы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, она упомянула в качестве ключевой проблемы приостановку строительства поселений, что, как известно, является сложным пунктом как израильско-американских, так и германо-израильских отношений.

Отметим, что обеспокоенность Германии вызывает, в частности, план строительства на территории Восточного Иерусалима 20 единиц жилья для еврейских поселенцев. Этот план уже привел к охлаждению отношений между Израилем и Соединенными Штатами, которые, как сообщает «Немецкая волна», потребовали немедленно прекратить строительство нового жилья в арабских районах города.

В дни, когда израильский премьер-министр планировал поездку в Берлин, официальный представитель МИДа ФРГ Йенс Плетнер выразил позицию ведомства, смысл которой состоит в обеспокоенности Берлина продолжающимся строительством еврейских поселений на палестинских территориях, считая это препятствием мирному процессу на Ближнем Востоке. По его словам, Берлин считает, что это строительство препятствует мирному процессу на Ближнем Востоке и значительно затрудняет достижение единства между сторонами конфликта. Как известно, в июне Биньямин Нетаниягу отклонил требование Вашингтона, заявив, что он не может согласиться с тем, что у евреев не должно быть права селиться в любой части Иерусалима.

Насколько удалось продвинуться в этом вопросе в ходе беседы израильского премьер-министра и федерального министра иностранных дел, на сайте МИДа ФРГ не указывается. Однако позиция Ф.-В. Штайнмайера, высказанная им в беседе с Шимоном Пересом 6 июля с.г. (это был, напомним, его 14-й по счету визит в Ближневосточный регион), остается прежней: Германия и европейское сообщество в целом сделают все возможное, чтобы поддержать идею «двух государств — Израиля и Палестины — для двух народов» и «подключить умеренные арабские страны к новой инициативе, предложенной президентом США Бараком Обамой».

Официальное сообщение МИДа ФРГ, связанное с визитом Нетаниягу, было лаконично: «Израильский премьер-министр проинформировал о текущей ситуации по достижению прогресса в мирном урегулировании на Ближнем Востоке и возобновлении прямых переговоров, а также о позиции израильского правительства. Штайнмайер подчеркнул важность возвращения к основам израильско-палестинских переговоров. Обе стороны должны предпринять конкретные шаги в этом направлении». Из приведенного сообщения ясно, что стороны изложили свои позиции по теме, но сложно понять, насколько были услышаны друг другом.

Пресс-конференция также не внесла ясности. Так, А. Меркель отметила, что Германия придерживается неизменной линии в израильско-палестинских отношениях, которая выражается формулой: «Израильское государство и государство для Палестины». Канцлер ФРГ сказала, что она призвала премьер-министра Израиля остановить строительство поселений на Западном берегу и что именно это является предпосылкой для установления мира на Ближнем Востоке. Нетаниягу ответил, что намерен вести диалог с палестинцами, в том числе о создании государства для Палестины, но требует от них признания Израиля как условия для перезапуска переговорного процесса. Эти переговоры, по его словам, могут состояться в ближайшие два месяца. А. Меркель указала в этой связи, что «прекращение строительства в поселениях является важным строительным блоком» в вопросе укрепления мирного процесса на Ближнем Востоке.

Поддерживая Израиль, испытывающий нарастающую тревогу в связи с реализацией Ираном атомной программы, Меркель отметила, что «еще раз повторяет»: и Германия, и Евросоюз по-прежнему ожидают от руководства Ирана «позитивного ответа» на предложения международного сообщества. Для ФРГ мир и безопасность Израиля — вопрос исторической ответственности за судьбу евреев. В свою очередь, премьер-министр Израиля выразил удовлетворение состоянием израильско-германских политических и экономических отношений, обстановкой доверия, созданной между двумя государствами, верным и обоюдным, по его мнению, пониманием того, что позиция, которую занимает Иран, представляет не региональную, а мировую опасность.

Иранская тема заняла по времени примерно треть от общего 30-минутного объема пресс-конференции. Меркель и Нетаниягу высказались за более жесткие меры в отношении Ирана из-за реализации его ядерной программы. Иран обязан ответить на предложения международного сообщества, сделанные в сентябре, потребовала канцлер. Причем, если этот ответ не будет воспринят как удовлетворительный, то будет предпринят целый ряд штрафных санкций, сдерживающих развитие экономики Ирана, в том числе в области энергетики и в финансовом секторе. The Jerusalem Post выделяет этот фрагмент пресс-конференции: на переговорный стол положено предложение, и «Иран должен ответить положительно. Если этого не произойдет, нам придется говорить о санкциях», сказала Ангела Меркель с явным намеком на вероятность прекращения поставок Ирану нефтепродуктов, отмечает газета.

Подобная акция может серьезно повлиять на положение с бензином. Иран потребляет 1,5 млн баррелей нефти в день, утроив внутреннее потребление по сравнению с 1980 г. Импортный объем бензина в связи с недостаточным числом мощностей по переработке составляет около 170 тыс. баррелей в сутки, которые, если судить по мировым ценам (2006), обходится правительству в 4 млрд долларов США. Один литр бензина эквивалентен восьми евроцентам. В связи с дефицитом бензина иранский парламент принял решение об удвоении цены (15 евроцентов), сообщила Tagesschau 11.03.2007, и с тех пор цена повышается ежегодно в среднем на 12-15%. Уже при введении нормирования бензина до менее чем 100 литров на человека в месяц были отмечены многочасовые очереди на заправочных станциях. При этом следует иметь в виду, что при продолжающемся экономическом эмбарго Иран не может импортировать оборудование для новых заводов, а прежнее приходит в негодность, отработав свой ресурс. По этой причине немецкие эксперты прогнозируют неизбежное сокращение производства нынешнего объема бензина в Иране. Если международное сообщество предпримет бензиновую блокаду, страна будет испытывать потрясения гораздо более значительные, чем недавние многотысячные демонстрации по пересмотру результатов президентских выборов.

Понимая это, Нетаниягу в свою очередь призвал к введению санкций, чтобы Ирану «сделать очень больно». Премьер-министр Израиля призвал международное сообщество продолжать борьбу с угрозой со стороны Ирана для Израиля и мира во всем мире. Отвечая на вопросы журналистов, Ангела Меркель подтвердила, что атомная программа Ирана действительно затрагивает интересы и Израиля, и Германии, и Палестины, и всего международного сообщества. Поэтому вопросы обороноспособности Израиля постоянно находятся в поле зрения ФРГ и являются предметом ее заботы. «Только тот, кто знает о прошлом, может ответственно действовать в будущем», приводит Bild слова своего главного редактора Кая Дикманна на церемонии передачи документов по Освенциму. Преступление остается преступлением всегда, независимо от того, когда и кем оно совершено, «Освенцим напоминает нам о вине и слепоте целого народа», говорит Дикманн, и эти слова ряд обозревателей немецких СМИ соотносят с недопустимыми высказываниями президента Ирана Махмуда Ахмадинежада о Холокосте.

Комментируя визит высокого израильского гостя, Die Welt отмечает, что Нетаниягу четко обозначил курс на возвращение к мирным переговорам с палестинцами и для этого поездками в Лондон и Берлин определенным образом настраивает не только европейскую общественность, но и президента Барака Обаму и палестинского лидера Махмуда Аббаса, с которыми ему предстоит встреча в сентябре.

Скорее всего, указывает Die Welt, чтобы обнадежить сегодняшних и будущих партнеров по переговорам, Нетаниягу объявил о временном прекращении утверждения новых строительных проектов на Западном берегу. Обама счел это обнадеживающим оперативным жестом, а критики курса израильского премьер-министра — обыкновенным политическим маневром, призванным отвлечь от главного.

Если иметь в виду четырехдневное пребывание Нетаниягу в Старом Свете и то, что первые два дня он провел в Великобритании, то понятно, что масштаб израильских ожиданий простирается на ключевые страны Европы. Кроме того, в Лондоне Нетаниягу до того, как встретиться с премьер-министром Гордоном Брауном, провел переговоры с американским посланником на Ближнем Востоке Джорджем Митчеллом. Вкупе со встречами в Берлине это означает задействование довольно мощных внешнеполитических векторов и представляет собой своеобразную генеральную репетицию и сверку мнений перед сентябрьскими встречами Нетаниягу.

Эксперты ФРГ высказывают следующее суждение. Европейская поездка была предпринята израильским премьер-министром, чтобы, с одной стороны, еще раз заручиться поддержкой Великобритании, США и Германии незадолго до непростых переговоров с лидерами США и Палестины, с другой стороны, прояснить вопрос готовности немцев к их участию в эффективном устранении иранской угрозы и о различных аспектах такой готовности.

62.89MB | MySQL:102 | 0,564sec