В Институте исследований национальной безопасности (INSS) в рамках программы изучения Ирана 21 ноября с. г. состоялось мероприятие, анонсированное как ежегодное, под названием «Иран, Израиль и шиитская ось в 2023 году: год конфликта?» В конференции, организованной при поддержке Фонда Конрада Аденауэра, приняли участие высокопоставленные официальные лица и эксперты из США, Европы и Израиля[i].
Участники секции под названием «Столкновения в новых измерениях: ракеты, дроны, космос и киберпространство»: модератор Лиран Антеби, старший научный сотрудник INSS, руководитель программы «Передовые технологии и национальная безопасность»; д-р Узи Рубин, эксперт по ракетной угрозе и противоракетной обороне, Иерусалимский институт стратегии и безопасности (JISS); Боаз Долев, киберэксперт; Таль Инбар, старший научный сотрудник, американская некоммерческая организация «Альянс продвижения противоракетной обороны» (Missile Defense Advocacy Alliance).
Б.Долев рассказал о космической программе в Иране, которому действительно нужны спутники. «Некоторые они используют против своих врагов – Израиля, стран Персидского залива, Саудовской Аравии. Но помимо этого иранцы также нуждаются в таких вещах как дистанционный доступ, городское планирование». Это эксперт называет «элементом, усиливающим их космическую программу, продемонстрировать свой статус и показать насколько они сильны». По его словам, «Иран использует эту программу как возможность для продвижения в тех сферах, развитие которых было ему запрещено». Отмечается, что нет области, в которой иранцы были бы неспособны действовать; даже в программном обеспечении для управления спутниками, хотя все используют американское; также у них есть кибернетика. В последние годы стало известно об иранских стартапах в космической сфере».
Что касается стартовых площадок для запуска ракет, в т. ч. созданных при участии Северной Кореи, Б.Долев отметил наличие у иранцев больших проблем (много неудачных пусков).
По его словам, «у Ирана есть ряд наземных станций для мониторинга других спутниковых станций. У них также очень сильное проектное соединение между ракетами-носителями спутников и программой баллистических ракет. Успешный запуск был произведен в 2020 г. и был представлен как космическая оборонительная программа, реализуемая Корпусом стражей Исламской революции».
Эксперт упомянул о запуске в августе этого года «спутника с военными возможностями с очень хорошим разрешением 73 см, одного из самых новых спутников, который Россия сегодня может создать». Речь идет об успешном выведении на целевую орбиту построенного по заказу Ирана спутника дистанционного зондирования Земли «Хайям» с помощью стартовавшей с космодрома Байконур российской ракеты-носителя «Союз-2.1б» и разгонного блока «Фрегат»[ii]. Однако качество этого спутника Б.Долев называет таким, какое у «Израиля было уже много лет назад». По его словам, «иранцы попытались обозначить этот спутник как гражданский, тогда как большая часть его работы призвана решать не гражданские задачи».
Израильский эксперт также упомянул успешный запуск КСИР ракеты-носителя «Каэм-100» с твердотопливным двигателем. Он указывает на то, что она выглядит как баллистическая ракета дальнего радиуса действия. Отметим, что в СМИ писали о том, что «Каэм-100» может выводить на орбиту спутники массой до 80 кг и на расстоянии в 500 км от поверхности Земли[iii].
Эксперт напомнил, что у иранцев есть программа запуска в космос животных, также они претендуют на то, чтобы отправить туда человека. Б.Долев пошутил, сказав, что «у иранцев есть преимущество – им необязательно возвращать людей из космоса живыми, хотя они, конечно, захотят это сделать». Он считает, что эта программа имеет «только пропагандистское значение» по той причине, что Россия, Китай и США – единственные страны, которые запускают людей в космос. По его словам, «если иранцы вошли в космический клуб после Израиля (сделавшего это в 1988-2008 и 2009), где было 9 государств, то в этом клубе есть специальная VIP комната, в которую и стремится попасть Иран».
Таль Инбар затронул аспект кибер угрозы о стороны Ирана. По его мнению, в 2022 г. в контексте иранской проблемы произошло три события, которые повлияли не только на сферу киберпространства.
Во-первых, «российское вторжение на Украину, которое не должно было привести к огромным последствиям, однако Россия продемонстрировала такую слабость, которая проявилась на всех уровнях – оружия, способности атаковать, на физическом уровне. Это огромнейший провал. Иранцы сейчас присоединились к театру военных действий, поддерживают русских и получают от них то, что не могли получить раньше».
Во-вторых, «в киберпространстве на Украине американцы одержали явную победу над русскими. Американцы вместе с крупнейшими компаниями программного обеспечения в мире, такими как Microsoft и Google, смогли разрушить критическую российскую инфраструктуру атак на Украине». Это он считает очень важным событием, имеющим значительные последствия, так как «впервые супердержава смогла сорвать и парализовать инфраструктуру атак в киберпространстве».
В-третьих, «то, что имеет непосредственное отношение к Ирану – беспорядки внутри страны, которые сводят с ума власти, пытающиеся предпринять максимум усилий для подавления акций протеста». Говоря об иранских кибератаках, эксперт выделяет «несколько структур, которые этим занимаются – Корпус стражей исламской революции и Управление разведки». По словам Т.Инбара, «в этой игре задействовано около 10 подразделений. Помимо этого, много компаний, которые по своему назначению вроде гражданские, но они помогают разведке (что можно наблюдать и в Израиле, где ряд компаний принимает участие в усилиях оборонного комплекса и в обеспечении безопасности страны). В этом году такие компании предоставляют инфраструктуру для проведения атак – серверы, различные инструменты, чего не было раньше».
Согласно эксперту, новые иранские кибер кампании и средства раскрываются еженедельно.
Эксперт представил слайд, на котором были изображены «названия инструментов для совершения кибератак, которые используют КСИР и Министерство разведки». Он также обозначил «основные цели таких атак: на первом месте Израиль, на втором – США, а на третьем – Иран». По словам Т.Инбара, «иранские власти прилагают огромные усилия на внутреннюю арену, где они пытаются выявить действующие в стране организации, способствующие волнениям». Он упомянул отключение интернета с целью лишить бунтующую молодежь возможности координировать свои действия и прекратить протестные акции.
В список стран, на которые направлены усилия иранцев в киберпространстве, Т.Инбар включил Албанию, которая «в этом году испытала на себе самую серьезную иранскую атаку, почти полностью парализовавшую ее киберсферу». Он объяснил это нахождением в Албании одной из крупнейших иранских оппозиционных групп «Моджахедин е-Хальк» («Организации моджахедов иранского народа»). «Когда они хотели провести конференцию всех оппозиционных фракций в Албании, иранцы решили, что это мероприятие просто не состоится, и обрушили всю албанскую интернет-инфраструктуру. В результате конференция была отменена, что стало огромным успехом». По словам эксперта, «американцы направили в Албанию все свои кибернетические силы, чтобы восстановить их систему».
Т.Инбар привел типы иранских кибератак: шпионаж/разведка, влияние и разрушение.
«Первое, чем занимаются иранские киберподразделения – проникают в те сферы, которые они намерены атаковать, чтобы понять значимость потенциальных разведданных. Если они представляют ценность, иранцы пытаются получить как можно больше информации. Если становится очевидно, что доступ заблокирован, то попытаются организовать кампанию по повышению осведомленности или оказанию влияния».
В качестве примера такой кампании эксперт привел акцию в сети под названием «Деяния Авраама», которое имеет двойное значение: одно из них «Авраамовы соглашения», другое – «еврейский патриарх». Суть кампании – «ответственность за все атаки на Иран лежит на сионистской оси, она же организовывает мятеж в Иране. Видно, как власти переживают по поводу происходящего в стране и как они пытаются привлечь к этому вниманию». Т.Инбар показал слайд с хорошо оформленной страницей сайта «Деяния Авраама» на иврите, который, по его словам, «оставляет желает лучшего». Тем не менее, он подчеркивает, что «иранцы работают очень организованно; ожидается, что они будут сливать много информации, полученной у израильских компаний».
Эксперт указывает на кампанию обзвонов высокопоставленных израильских чиновников, что называется «Ханна». Она заключается в том, что отвечающий на звонок слышит фразу: «Огонь, который вы разжигаете в Иране, вы разжигаете для себя».
В качестве упомянутых экспертом кампаний, направленных на разрушение приводится пример Албании, где иранцы уничтожили 1200 серверов.
Т.Инбар заключает, что в 2022 г. произошло полное раскрытие иранских операций. Иранцы впервые стали очень смелыми. Они делятся кибер возможностями и информацией с «Хизбаллой». Впервые происходит передача кибер инструментов из России; «не факт, что русским это нравится», поэтому допускается, что иранцам передаются устаревшие варианты. Иран также совершил прямые атаки на правительственные учреждения (пример Албании). Иранцы совершенствуются в способности использовать уязвимые места, которые не могут быть обнаружены, что является критическим моментом в сфере кибербезопасности. Есть признаки того, что они пытаются проникнуть в американские и израильские системы управления дронами[iv].
[i] https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2022/11/iran_Kenes_2022.pdf
[ii] Россия вывела на орбиту иранский спутник дистанционного зондирования Земли // РИА Новости. 09.08.2022. https://ria.ru/20220809/sputnik-1808239841.html
[iii] Иранские военные успешно провели тестовый запуск ракеты-носителя «Каэм-100» // Ведомости. 0511.2022. https://www.vedomosti.ru/politics/news/2022/11/05/948981-iranskie-voennie-uspeshno-proveli-testovii-zapusk-raketi-nositelya-kaem-100
[iv] Clashes in New Dimensions: Missiles, Drones, Space, and Cyber / INSS. 21.11.2022. https://www.inss.org.il/event/iran-2023/