О предвыборной кампании президента Турции Р.Т.Эрдогана в Германии

Одной из составляющих борьбы за ключевой пост для Р.Т.Эрдогана на выборах, намеченных на июнь 2023 г., становится битва за электоральную поддержку турок, проживающих за рубежом. Голоса потенциальных избирателей, находящихся в Германии, стали в последнее время пользоваться повышенным вниманием турецкого лидера, желающего остаться у власти в следующем цикле, а потому он с сентября текущего года развернул среди данного сегмента довольно активную агитацию. Речь идет о распространении предвыборных писем в адрес общин в мечетях и исламских ассоциациях, связанных с Анкарой. Если тактика окажется успешной, то Р.Т.Эрдоган может рассчитывать на поддержку до 1,5 млн человек, имеющих право голоса.

Согласно данным германских СМИ, в распоряжении которых оказалась такого рода письма, в них утверждается, что «выборы в 2023 г. имеют решающее значение для празднования 100-летия нашей республики и для реализации видения 2053», а потому туркам в ФРГ предлагается «поддержать будущее страны в меру своих возможностей». При этом упомянутое «видение 2053» — это проект действующего главы государства, представленный им в апреле текущего года и нацеленный на то, чтобы превратить Турцию в «логистическую сверхдержаву … в географическом пространстве от Лондона до Пекина, от Сибири до Южной Африки», при этом стимулируя занятость населения и расширение собственной транспортной сети.

Помимо этого в своей предвыборной программе, ориентированной на зарубежный электорат, действующий президент апеллирует к успехам предшествующего периода, на протяжении которого он руководил страной. В частности, в письмах говорится, что турки в Германии «как граждане, живущие за границей, являются важным элементов благословенного марша», начавшегося 21 год назад с целью создания «Великой Турции». В дополнение к этому, программа обещает, что «где бы ни жил наш гражданин, мы как государство будем его поддерживать».

Наконец, отдельный блок борьбы за электорат в ФРГ – демонстрация достижений во благо турецкого населения в Европе. Так, Р.Т.Эрдоган подчеркивает, что стал первым подготовившим отдельную платформу для избирателей, постоянно проживающих за рубежом, а также демонстрирует вклад Анкары в поддержку исламских центров и институтов на территории Германии, среди которых ведущая организация мусульман-суннитов в ФРГ – DITIB и Milli Görüs. Несмотря на то, что последняя на первый взгляд уступает по своему влиянию, в ее работе есть одна важная особенность – отсутствие единого мнения относительно численности ее участников. Если Федеральное ведомство по защите конституции считает, что она объединяет менее 30 тыс. человек, то оценки исследователей, построенные главным образом на эмпирическом материале, содержат в себе цифры, варьирующиеся от 80 до более, чем 200 тысяч. Кроме того, несмотря на свое расположение в Кёльне Milli Görüs рассматривается тесно интегрированной с Исламской федерацией Берлина, которая, в свою очередь, является зонтичной структурой для почти трети мечетей в столице ФРГ. Анкара не только поддерживает эти организации, но и использует их для агитационной деятельности. Так, в последние месяцы члены Партии справедливости и развития (ПСР) в том числе лично передавали те самые письма Р.Т.Эрдогана в представительства DITIB и  Milli Görüs.

Сложившаяся ситуация создает трудности для Германии по нескольким причинам.

Во-первых, подобная высокая степень интегрированности указанных ассоциаций в политическую жизнь Турции усиливает подозрения в их адрес. Так, Федеральное ведомство по защите конституции ФРГ не скрывает свою озабоченность «мобилизационным потенциалом» Анкары на территории федеральной республики, что в дальнейшем может использоваться не только в ходе подготовки к предстоящим в следующем году выборам.

Во-вторых, отчетливо заметные связи создают препятствия в достижении компромисса по изменению системы назначения имамов, которую продвигает федеральный министр внутренних дел Н.Фезер. К настоящему моменту стороны сумели договориться о запуске соответствующего направления DITIB на территории ФРГ, однако данное сотрудничество может столкнуться с критикой в силу столь значительного воздействия Турции на организацию.

В-третьих, активность Анкары и молчаливое согласие коалиции О.Шольца на нее вызывает неодобрение со стороны проживающих в ФРГ курдов, которые ранее уже высказали свою критику в адрес правительства и лично министра иностранных дел А.Бербок, которая солидаризируется с протестующими в Иране, но не уделяет никакого внимания курдскому вопросу. Наконец, есть версия, что ФРГ и ЕС не столь уверены в победе Р.Т. Эрдогана на следующих выборах и, более того, хотели бы воспользоваться моментом, дабы поддержать альтернативного кандидата, с которым легче будет вести переговоры. В качестве доказательства существования подобной опции в СМИ фигурирует состоявшийся на днях визит в Турцию М.Шульца – экс-председателя Европарламента и бывшего лидера СДПГ, ныне возглавляющего Фонд Ф.Эберта (FES). Под эгидой последнего была проведена встреча М.Шульца с лидером оппозиционной Республиканской народной партии К.Кылычдароглу. Визит этот сложно трактовать как однозначную поддержку федеральным правительством упомянутого кандидата, поскольку FES, хотя и является партийным фондом СДПГ, но все же не эквивалентен партии. Кроме того, во время переговоров М.Шульц критиковал К.Кылычдароглу за резкую риторику в адрес сирийских беженцев, а также предостерегал от агрессивной агитации в Германии, способной осложнить отношения с Берлином. Вместе с тем турецкая оппозиция, по мнению обозревателей из ФРГ, увидела в этом знак, что федеральное правительство хотело бы видеть Турцию без Р.Т.Эрдогана.

В целом можно говорить о том, что сильное турецкое влияние, имеющее пропрезиденсткий характер, становится негативным фактором, как для внутриполитической обстановки в Германии, так и для ее внешней политики. Вместе с тем рычаги воздействия на ситуацию у правительства О.Шольца весьма ограничены ввиду тех же обстоятельств, поскольку федеральная республика заинтересована в поэтапном изменении в работе исламских ассоциаций, включая сокращение их зависимости от иностранных государств, так и сдерживании миграции наряду с консенсусом внутри НАТО по ключевым вопросам.

62.36MB | MySQL:101 | 0,448sec