«Иран, Израиль и шиитская ось в 2023 г.»: оценки экспертов на конференции INSS. Часть 13

В Институте исследований национальной безопасности (INSS) в рамках программы изучения Ирана 21 ноября с. г. состоялось мероприятие, анонсированное как ежегодное, под названием «Иран, Израиль и шиитская ось в 2023 году: год конфликта?» В конференции, организованной  при поддержке Фонда Конрада Аденауэра, приняли участие высокопоставленные официальные лица и эксперты из США, Европы и Израиля.

Участники завершающей секции под названием «Последствия для национальной безопасности Израиля»: полковник в отставке Тамир Хайман, директор INSS, экс-глава АМАН – Управления разведки Генштаба ЦАХАЛа; полковник в отставке Моше (Буги) Яалон, бывший министр обороны Израиля (2013-2016); Меир Бен Шабат, бывший советник по национальной безопасности, старший научный сотрудник INSS; генерал-майор в отставке Амос Ядлин, бывший глава АМАН (2006-2010), старший научный сотрудник Белферовского центра науки и международных отношений Гарвардского университета, США; Сима Шайн, старший научный сотрудник, руководитель иранской программы INSS, бывший начальник аналитического отдела Моссад[i].

С.Шайн спросила М.Яалона «насколько в контексте иранской угрозы глубоки и важны отношения между Израилем и США, которые бесспорно являются ключевым компонентом израильской национальной безопасности, и насколько Израиль может привлечь к этому Америку. Ведь есть люди, которые недооценивают американцев, тогда как администрация Байдена несколько раз повторила, что не допустит того, чтобы Иран стал ядерным государством. Насколько США принципиальны в противодействии иранской угрозе и что может сделать Израиль в рамках двусторонних отношений, чтобы привнести эту проблему в общее мировоззрение и взаимодействие с Вашингтоном?»

По мнению М.Яалона, «Израиль должен подготовить себя к противодействию иранской угрозе так, как если бы он был один, но конечно ему хотелось бы, чтобы США были вместе с ним». Международную арену эксперт более не видит биполярной или многополярной, так как «мир разделился на блок, принимающий американскую гегемонию (и Израиль является его частью), и остальных, которые отвергают это – шиитская ось и Россия». Американо-израильские отношения он называет «критически важными для национальной безопасности», при этом утверждается, что «Израиль не нуждается в том, чтобы за него кто-то сражался». Преимуществом Израиля он считает то, что «он никого не просит вести за себя боевые действия, и Америка должна это ценить». При этом особую ценность представляют «разведывательные данные и обмен опытом, а также поддержка на политическом и экономическом уровне». Отмечается важность того, что «Израиль может разговаривать с американцами за закрытыми дверями и продвигать свое видение». Эксперт указал на неосведомленность США, поскольку «американцы не живут на Ближнем Востоке». Поэтому «опыт Израиля и информация, которой он обладает, является критической и не только по вопросу иранской ядерной программы».

Он привел пример взаимодействия Турции (члена НАТО) и Ирана в действиях против курдов – турки атакуют их в Сирии, а иранцы – курдские города у себя в стране, что связано с протестами. Это эксперт называет «значимым событием,  так как сложилась коалиция ad hoc – Россия, Турция, Иран и сирийский режим. Турция хочет изменить ситуацию в свете предстоящих президентских выборов. Теракт в Стамбуле совершили курды… и очень легко в этом обвинить PПK [Рабочую партию Курдистана – здесь и далее прим. автора], которая не имеет к нему отношения», – считает М.Яалон, – «однако теракт дал повод также Ирану атаковать курдов, которые являются ведущей силой в «хиджабных протестах»; это предоставляет ему повод для ударов по курдам в Сирии». Тем самым турки хотят убрать из повестки дня экономические проблемы перед выборами, а сирийцы нуждаются в Иране из-за дронов; турки препятствуют вступлению в НАТО Финляндии и Швеции…» Во всем этом эксперт не видит Америки, которая не выступила в защиту курдов, сражавшихся с «Исламским государством» (ИГ).

М.Яалон видит проблему в недостаточном лидерстве США и осознании происходящего. Явными интересами Вашингтона он считает «недопущение того, чтобы друзья Турции атаковали те силы, которые способны бороться с ИГ и взаимодействовать с США в американских интересах и в поддержку их гегемонии. В этой ситуации у Израиля проблема, которая заключается в том, что ему надо быть готовым к самостоятельным действиям. При этом он настаивает на необходимости потребовать от американцев того, чтобы они все-таки выступили в качестве лидера на Ближнем Востоке, в конце концов, Турция – член НАТО. В этом смысле Израиль как «хороший друг» США должен поделиться с ними этими соображениями.

С.Шайн по этому поводу отметила, что для США и Европы иранская проблема находится на четвертом или пятом месте, что нужно учитывать при попытке найти с Америкой взаимопонимание по вопросу, который находится в приоритете для Израиля.

По словам М.Яалона, когда он слышит, что Иран для США находится на четвертом или пятом месте, он акцентирует внимание на следующем – «вас [американцев] волнует, что происходит на Украине? Ведь там иранцы с Россией! Если вы тщательно не займетесь этой проблемой в Иране, вы получите ее в Европе». К тому же относительно ирано-турецкого союза он также спрашивает – «а где США?» По его мнению, «игнорирование таких якобы несущественных вопросов приведет к большой проблеме, и Америка будет восприниматься как слабая».

А.Ядлин предложил говорить не об американцах и иранцах, а об Израиле. Он отметил, что «проблема №1 – 3 тыс. ядерных ракет, направленных на США, проблема №2 – 300 китайских ядерных ракет, проблема №3 – 30 северокорейских ядерных ракет. Что касается Ирана – в Израиле боятся иранских ракет и дронов, но они не достигают Вашингтона или Нью-Йорка. Помимо переговоров с Россией и Китаем у США есть внутренние проблемы – экономика, инфляция, иммиграция, аборты. Иранцы действительно не входят в десятку приоритетных задач. Поэтому Израиль должен говорить с американцами, но не упрекать их в Конгрессе». По мнению А.Ядлина, «в течение последнего года и шесть месяцев Израиль разговаривает с ними очень жестко, но в правильных местах и соответствующим тоном».

Эксперт указал на тот факт, что «США не вернулись к ядерному соглашению, что конечно, произошло не только из-за Израиля, но из-за самих иранцев, которые видя сильное желание американцев его заключить, выдвинули такие условия, что даже Байден и Роберт Мали [спецпредставитель США по Ирану] не смогли на них пойти. И теперь, если произойдет возврат к ядерной сделке, в Израиле не удивятся, так как желание Америки решить эту проблему посредством соглашения очень велико. Они верят в это идеологически, они верят в дипломатическое разрешение конфликта, они обещали сделать это на выборах, – а в некоторых странах, власти стараются выполнить свои предвыборные обещания», – подметил эксперт. По его словам, «американцы верят в то, что иное обращение с иранцами может привести к войне. Поэтому  Израилю нужно им объяснить, что уже были примеры, когда этого не произошло. Этого не случилось в 1981 г. [в рамках операции «Опера» израильские ВВС разбомбили ядерный реактор «Осирак» в Ираке] и в 2007 г. [нанесен ракетный удар по ядерному объекту в Сирии], а также когда они [в 2020 г.] убили Касема Сулеймани. Тогда как 9 из 10 экспертов в Вашингтоне как раз утверждали, что это приведет к войне».

А.Ядлин полагает, что израильтянам «нужно разговаривать с США о том, о необходимости чего заявили не в Израиле, а в Вашингтоне, и что было определено как «более длительное и сильное соглашение». Израильское руководство не против ядерной сделки, оно против соглашения, полного пробелов, как то, которое было заключено в 2015 г. и уже приближалось бы к истечению срока действия, другое дело, если будет заключено соглашение действительно «более длительное и сильное»». Эксперт считает неправильным, когда израильский премьер-министр приезжает на переговоры в Вашингтон и не обсуждает данный вопрос, опасаясь того, что тем самым он легитимирует соглашение с Ираном.

А.Ядлин вообще не понимает, почему кто-то в Израиле собирается стать премьер-министром, когда «на следующий год ему придется решать – либо ничего не предпринимать и позволить Ирану получить ядерную бомбу, либо решиться на удар по его объектам, достигая каких-то результатов с определенными последствиями. В любом случае это два очень сложных решения, и ни одно из них не является хорошим для Израиля, они оба очень трудные. Поэтому нужно постараться мобилизовать на это американцев. Четыре последних американских президента – два республиканца и два демократа – были настроены на то, что Иран не получит ядерное оружие. Поэтому Израилю нужно подготовить программу, которая будет стратегической и оперативной, а не декларативной на уровне президента. Глава «Моссада», начальник Генштаба ЦАХАЛа и советник по национальной безопасности должны сесть со своими коллегами для выработки плана из шести пунктов, объясняющих следующее: 1) что будет, если Иран не вернется к ядерному соглашению; 2) как сделать так, чтобы оно было «более длительным и сильным»; 3) какова черта, которую иранцы не могут переступать (сегодня они уже обогащают уран до уровня 90%, и американцы завтра скажут, что это не проблема, т.к. им до ядерной бомбы еще 2 года); 4) если они пересекут красную линию, кто и что будет предпринимать; 5) если это делает Израиль, то США должны его поддержать; 6) что предпринять в отношении деятельности Ирана в регионе».

По словам А.Ядлина, если бы он был главой разведки Ирана, он бы посоветовал верховному лидеру ИРИ спать спокойно, потому что «Израиль действительно хочет нанести по нему удар, но не может, а американцы могут, но не хотят». В этой ситуации «Израиль хочет, чтобы американцы приняли план и поверили в него», – говорит эксперт.

Т.Хайман отметил, что в целом на сегодняшний момент произошли два важных изменения.

Во-первых, началась блоковая борьба за создание нового миропорядка. Комплексное соревнование разворачивается на разных уровнях – экономики, ценностей, форм правления, глобального управления технологиями. Эксперт допустил, что «США запоздали к этой конкурентной борьбе, так как десятилетие занимались борьбой с терроризмом в регионе, но американцы все-таки проснулись, и как обычно это происходит в таких случаях – они возьмут лидерство. Это самое сильное государство в мире, в котором наибольшее значение приобретает жесткая сила. Иногда происходит путаница между тем, что называть супердержавой, а что таковым не является. Происходящие сегодня изменения требуют особенно сильного взаимодействия, координации действий и полного доверия с США, что поможет Израилю повысить уровень их озабоченности по поводу иранской угрозы».

Во-вторых, Т.Хайман сегодняшнюю ситуацию видит так, что «ничего не произойдет и все продолжится так как есть. Иран станет ядерным без каких-либо препятствий». Поэтому Израилю нужно менять такую реальность. Эксперт считает проблемой отсутствие сигнала опасности. Это требует немедленного обсуждения ситуации, которую он называет эффектом лягушки, которую готовят на медленном огне… «Иранцы сегодня обогащают уран до уровня 90% и на этом фоне есть понимание того, что лидеры так и не пришли к какому-то решению». Он напомнил о судьбе Ливии, отметив, что Иран извлек урок из того, что происходит с теми, кто отказывается от ядерного оружия. В Тегеране также видят пример обладающей ядерной бомбой Северной Кореи, с которой ничего не происходит.

Т.Хайман не согласился с А.Ядлином по поводу того, что успешные израильские операции в прошлом, которые не привели к войне с соответствующими странами, сегодня также не угрожают столкновением с Ираном, в случае нанесения ударов по его объектам. По его оценкам, существует вероятность начала региональной войны, и здесь критическим оказывается вакуум, оставленный американской супердержавой – будь то в стратегическом или оперативном контексте. Эксперт призывает понять, что «США являются единственной державой, способной привести к заключению за закрытыми дверями соглашения, устанавливающего растяжку на пути к ядерной бомбе. Никто кроме США не смогут убедить в этой необходимости мировое сообщество. Израиль в данном случае воспринимают как алармиста, поэтому ему одному это не под силу»[ii].

 

[i] https://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2022/11/iran_Kenes_2022.pdf

[ii] Завершающая панель: Последствия для национальной безопасности Израиля. https://www.inss.org.il/event/iran-2023/

52.24MB | MySQL:103 | 0,473sec