Оценка современного состояния военного присутствия ВС США в регионе Ближнего Востока. Часть 1

Военно-политическая обстановка (ВПО) в Ближневосточном регионе остается напряженной и имеет устойчивую тенденцию к осложнению. Сложная ВПО в регионе оказывает существенное влияние на военно-политический курс и внутриполитическую обстановку в странах региона. В 2022 году основными факторами, оказывающими дестабилизирующее влияние на ВПО, являются вооруженные конфликты в Сирии и Йемене, противоречия между Саудовской Аравией и Ираном, обострение ситуации вокруг Катара, действия США по поддержке сирийской оппозиции и курдских формирований, а также последствия коронавирусной инфекции COVID-19 и разворачивающийся в настоящее время военный конфликт на территории Украины.

Правительственные войска Сирийской Арабской Республики (САР) при поддержке ВКС Российской Федерации практически полностью освободили территорию Сирии от боевиков Международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Остающиеся на авиабазе (АвБ) Хмеймим подразделения продолжают ведение боевых действий против разрозненных отрядов ИГ в Арабской Республике, а также отрядов террористической группировки  «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России) в северной провинции Идлиб.

На фоне успешных действий в Сирии возросли роль и степень влияния Ирана на политические процессы в регионе, что вызывает серьезную обеспокоенность у руководства Королевства Саудовская Аравия (КСА). Эр-Рияд рассматривает политику Тегерана как «агрессивную и террористическую», направленную на противодействие суннитским политическим силам на Ближнем Востоке, что неизбежно ведет к эскалации этнической напряженности между суннитами и шиитами.

Следствием ирано-саудовского противостояния стал разрыв дипломатических и торговых отношений ряда стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива с Государством Катар (2017 год), сближение которого с Ираном воспринимается Саудовской Аравией и ее арабскими союзниками как угроза своей национальной безопасности.

Существенное дестабилизирующее влияние на ситуацию в регионе оказывает присутствие на территории Сирии Вооруженных сил (ВС) США, активно поддерживающих разрозненные группы ИГ и незаконные вооруженные формирования (НВФ) Сирийской свободной армии (ССА) в целях противодействия официальному Дамаску и сдерживанию геополитических устремлений Ирана.

Решение американцев о создании на севере САР курдских Сил безопасности границы численностью до 30 тыс. боевиков из состава Сил демократической Сирии (СДС), принятое в рамках реализации планов Вашингтона по разделу территории Сирии и формированию подконтрольной США курдской автономии, спровоцировало Турцию на проведение ряда военных операций в кантоне Африн на северо-западе Сирии. Целью Анкары заявлено уничтожение курдских боевых отрядов и недопущение создания независимого Курдистана, что получило новое развитие начиная с середины 2022 года.

На современном этапе военно-политическое присутствие США на Ближнем Востоке обеспечивают американские военные базы, которые дислоцируются на территории следующих государств: Бахрейн, Ирак, Иордания, Катар, КСА, Кувейт, ОАЭ, Оман, Турция. Также отметим, что численность Сухопутных войск США на Ближнем Востоке составляет около 15 тыс. военнослужащих (без ротационных сил). Численность ВВС США на Ближнем Востоке составляет около 18 тыс. военнослужащих. Численность ВМС США на Ближнем Востоке (включая морскую пехоту) составляет около 8500 военнослужащих. Таким образом, на Ближнем Востоке по состоянию на 2022 год постоянно находится около 42 тыс. американских военнослужащих.

Основным органом военного управления ВС США в регионе является Объединенное центральное командование (ОЦК) ВС США (USCENTCOM), которое официально начало функционировать 1 января 1983 г. Оно было сформировано на базе созданных в 1980 г. Сил быстрого развертывания (СБР), предназначавшихся для защиты интересов США на Ближнем и Среднем Востоке и Северо-Восточной Африке. Сразу же после создания штаб командования начал разработку оперативных планов применения СБР в кризисных ситуациях. Реально эти планы были готовы уже в середине 1980-х гг.

В зону ответственности ОЦК ВС США входят 25 стран Ближнего и Среднего Востока, Северо-Восточной Африки и Центральной Азии, а также акватории Персидского залива, Красного и Аравийского морей, северо-западной части Индийского океана. К странам зоны ответственности относятся: Афганистан, Бахрейн, Джибути, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кения, Кувейт, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сейшельские острова (с 1996 г.), Сомали, Судан, Эритрея, Эфиопия. Штаб USCENTCOM расположен на авиабазе Мак-Дилл, Тампа, Флорида. Передовые органы управления ОЦК находятся на территории Катара на военной базе Эс-Сейлия. Численность личного состава штаба в мирное время составляет около 1000 человек.

Штаб ОЦК в мирное время выполняет следующие основные функции: непрерывно отслеживает и оценивает военную, политическую и экономическую ситуацию в странах зоны ответственности, планирует операции с участием выделенных в его распоряжение войск (сил), руководит их оперативной и боевой подготовкой. В угрожаемый, предвоенный период ОЦК на Ближнем Востоке решает следующий комплекс взаимосвязанных задач:

— оказывает военное (силовое) и информационно-психологическое давление на руководство Ирака, его ВС и население;
— обеспечивает политическую стабильность в регионе, поддерживая и консолидируя дружественные США государства;
обеспечивает «гарантированное господство» в приграничных с Ираком странах, на территории которых дислоцированы контингенты ВС США, а также в прилегающих акваториях и заливах морей;
— обеспечивает безопасность международных и национальных транспортных коммуникаций, в том числе судоходство, особенно топливные перевозки, и воздушные сообщения; проводит превентивные антитеррористические мероприятия.

С октября 2002 г. в организационной структуре ОЦК создается Объединенное оперативное соединение (ООС) «Африканский рог». В операционную зону ООС включены южная часть Красного моря, Аденский залив, северо-западная часть Индийского океана, территории Джибути, Йемена, Кении, Сомали, Судана, Эритреи и Эфиопии. Район действия соединения составляет часть операционной зоны 5-го флота ВМС США, а его ПУ и штаб будут развернуты на одной из кораблей этого флота, вероятнее всего, на крейсере УРО (ракетном крейсере).

До 1990 г. в странах зоны ответственности ОЦК в основном находились самолеты авианосной авиации ВМС. Периодически сюда для участия в учениях перебрасывались отдельные авиационные части и подразделения. После войны 1991 г. американское авиационное присутствие в зоне Персидского залива стало носить постоянный характер. Самолеты ВВС и авиации ВМС США вместе с авиацией Великобритании и Франции на протяжении 1990-х гг., используя авиабазы на территории Саудовской Аравии и других стран ССАГПЗ, постоянно патрулировали в т. н. «бесполетных зонах» на юге и севере Ирака, периодически наносили удары по различным иракским объектам.

Главным органом управления ВВС ОЦК является Центр управления воздушными операциями (ЦУВО), развернутый на авиабазе «Принц Султан» (Эль-Хардж, Саудовская Аравия). На его базе развернут постоянный пункт управления ВВС ОЦК. В связи с особой позицией саудовского руководства, не давшего разрешения на применение американской ударной авиации со своей территории во время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане (2001 г.), командование ВС США развернуло аналогичный по своим возможностям ЦУВО на авиабазе Эль-Удейд (Катар).

53.63MB | MySQL:107 | 0,728sec