О формировании правительства Израиля. Часть 14

Стартовал законодательный марафон коалиции

Как отмечалось ранее 12 декабря, после небольшой перепалки между коалицией и оппозицией стороны приняли решение перенести голосование за избрание спикера Кнессета на вторник, 13 декабря.  Отмечается, что компромисс был достигнут после того, как стало понятно, что оппозиция намерена устроить продолжительный филибастер с затягиванием голосования. В свою очередь Ликуд пригрозил активировать пункт 98 , позволяющий ему обойти обструкцию со стороны меньшинства.

Дискуссия разгорелась после того, как глава регламентного комитета Йоав Киш выгнал депутатов Йораи Лахав-Герцано, Наора Шири, Владимира Белиака и Мейрава Бен-Ари из зала Кнессета. «Это группа, которая не знает, как передать власть респектабельным образом. Я предлагаю, чтобы единственным вопросом, который будет поднят сегодня, были выборы спикера Кнессета», — сказал депутат Кнессета Шломо Караи (Ликуд).  В свою очередь юрисконсульт Кнессета Сагит Афик ответил, что комитет не имеет полномочий для принятия такого решения.

Однако на следующий день 13 декабря голосование прошло практически автоматически. В итоге депутат от Ликуда Ярив Левин заменил нынешнего спикера Мики Леви от партии «Еш атид» голосами 64 депутатов новой коалиции. За представителя от оппозиции депутата Мейрав Бен-Ари («Еш атид») проголосовали 46 депутатов. За депутата Аймана Уде (ХАДАШ – ТААЛ) проголосовали 5 депутатов, при этом сам Уде на голосование не явился.

Вновь избранный спикер поблагодарил депутатов за избрание. «Я вступаю в эту должность с чувством глубокой ответственности. Мы должны сделать все, чтобы восстановить авторитет парламента, который был сильно подорван в последнее время», – заявил Левин. Он добавил, что надеется на скорейшее формирование правительства, которое проработает весь отведенный ему срок.

Напомним, что избрание Ярива Левина в настоящий момент является временным. С одной стороны Биньямин Нетаньяху не смог прийти к соглашению о личности постоянного спикера, а с другой стороны он заинтересован в скорейшем продвижении нескольких законопроектов, чему мог воспрепятствовать бывший спикер Мики Леви.

Голосованию по кандидатурам на пост спикера Кнессета предшествовало бурное обсуждение, в котором принимали участие премьер-министр Яир Лапид и глава Ликуда Биньямин Нетаньяху. Обсуждение очень быстро превратилось в обмен нападками.

«Я обращаюсь к женщине, матери троих детей, которая голосовала за Ликуд, и спрашиваю ее: «Это то, чего ты хотела? Ты хотела, чтобы первыми законами, которые будет инициировать коалиция, станут коррумпированные законы, обслуживающие политиков?» – сказал Лапид. Он вновь повторил, что будущая оппозиция не намерена отказываться от своих принципов и будет бороться с новым правительством всеми законными методами. «Если вы думаете, что мы будем платить налоги, служить в армии и спокойно взирать на то, как те, кто этого не делают, разрушают государство, вы действительно сошли с ума», – сказал Лапид.

В ответ Биньямин Нетаньяху заявил, что речь идет о попытках проигравших на выборах не признавать итоги голосования. «Я не люблю такие подсчеты, но вы не оставляете мне выбора. Избиратели, давшие Ликуду 32 мандата, служили в армии. Избиратели, давшие мандаты «Религиозному сионизму», служили в армии. Очень многие избиратели ШАС служат в армии, избиратели «Еврейства Торы» служат волонтерами в медицинских и спасательных организациях. Вы раскалываете народ, это недопустимо», – сказал глава Ликуда.

Нетаньяху также прокомментировал публикации о соглашении с «Еврейством Торы». «Будет электричество в шаббат, будут общие пляжи. Не будет государства Галахи, будет страна, в которой заботятся обо всех. Будет сильное либеральное национальное государство», – заявил он. Его речь можно толковать двояко — ультраортодоксы требуют электричество в шаббат не производить, однако — раздавать, и не делать все пляжи раздельными, но увеличить их количество.

Нетаньяху поблагодарил депутата Ярива Левина за согласие стать спикером Кнессета на ограниченный период времени. «Я рад, что Вы согласились взять на себя эту должность на две недели или на сколько понадобится», – сказал Нетаньяху. Выступления Нетаньяху и Лапида неоднократно прерывались криками депутатов. Когда Нетаньяху сошел с трибуны, депутаты от партий нынешней коалиции кричали ему: «Слабак! Слабак!»

Сразу же после избрания спикера, Кнессет приступил к работе над новыми законами, необходимыми для создания коалиции.  На утверждение в предварительном чтении было подано сразу четыре закона.

Кнессет утвердил в предварительном чтении «закон Дери», позволяющий главе ШАС стать министром. Законопроект поддержали 62 депутата, 53 были против. Суть закона в том, что на должность министра не смогут быть назначены только осужденные и приговоренные к реальному лишению свободы, но не в случае условного наказания, как Арье Дери. В текст статьи Основного закона, запрещающей назначать министром приговоренного депутата в течение 7 лет после того, как он отбыл наказание, добавлено одно слово — «реально», то есть приговоренный условно может возглавить министерство.

Второе предложение – поправка к Закону о полиции, которая даст  Итамару Бен-Гвиру полную власть над начальником и израильской полицией. Еще до голосования по «закону Бен-Гвира» будущий глава Министерства внутренней безопасности заявил, что нынешнее положение дел «не соответствует демократическому характеру государства». «Мы – защитники демократии, мы боремся за демократию, мы считаем, что в условиях демократии министр должен определять политику своего ведомства», – заявил он.

Третье предложение —  исключить возможность отделения четырех депутатов Кнессета от существующей фракции в новую фракцию. В свое время это решение провел Лапид в надежде расколоть Ликуд. Нетаньяху хочет предусмотреть такую возможность заранее.

И, наконец, последнее – это предложение, которое позволит назначить в Минобороны дополнительного министра, который будет отвечать за определенные области. Это для Бецалеля Смотрича,  он получит ответственность за гражданское управление и координацию действий правительства на территориях.

Министр юстиции переходного правительства Гидеон Саар назвал утвержденный законопроект (в отношении Дери) — «грабежом средь бела дня». «Это первый закон, принятый Кнессетом 25-го созыва и будут еще такие персональные законы. Парламент предлагает своим членам понизить моральную планку, чтобы продвинуть на должность министра определенного человека», — сказал Саар.

В коалиции надеются, что в ближайшие восемь дней законы будут утверждены в первом, втором и третьем чтениях.

Парламентариям были представлены еще две поправки к Основному закону о правительстве с изменением компетенций двух министров. Это делается, чтобы выполнить коалиционные соглашения с партиями «Религиозный сионизм» и «Оцма иеудит». Первая поправка касается подчинения Гражданского управления на территориях Иудеи и Самарии Бецалелю Смотричу, а вторая о расширении полномочий министра внутренней безопасности, который сможет определять политику в правоохранительных структурах. Обе они были утверждены Кнессетом.

Партии парламентского большинства намерены принять все четыре закона в трех чтениях за неделю, оставшуюся до истечения дополнительного десятидневного срока, предоставленного Нетаньяху президентом Ицхаком Герцогом для формирования правительства.

Стоит отметить, что юридические советники правительства и Кнессета резко возражают против дробления Министерства обороны и настаивают, что второй министр в министерстве должен быть подчинен ответственному министру — то есть Смотрич не может быть независим в своих решениях от Йоава Галанта.  Принципиальные возражения вызвал у юристов и «закон Бен-Гвира», передающий министру национальной безопасности полномочия начальника Полиции Израиля. Профессиональное звено Министерства юстиции настаивает на недопустимости привнесения партийных политических интересов в работу полиции. Юридический советник правительства Гали Бахарав-Миара дала по этому законопроекту отрицательное заключение.

Завтра в Кнессете выступит начальник полиции Коби Шабтай; он заверял подчиненных, что не допустит «проникновения в полицию политических веяний», но, по информации Ynet, не станет протестовать перед депутатами против принятия «закона Бен-Гвира».

Между тем стремительно истекает время, полученное Биньямином Нетаньяху на формирование правительства. В тоже время вопрос об изменении Закона о возвращении остается главным камнем преткновения на переговорах Ликуда с религиозными партиями. Израильские СМИ сообщили, что Ликуд отказался вносить изменения в Закон о возвращении. Источники в Ликуде сказали, что поставили партнеров в известность о решении не менять «статью о внуках». Они пообещали вместо этого создать комиссию, которая будет бороться со злоупотреблениями своими правами со стороны части репатриантов. По-видимому, имеется в виду использование Израиля как трамплина, когда имеющие право на репатриацию получают паспорт Израиля и сразу уезжают из страны.

На прошлой неделе лидер «Дегель га-Тора» (входит в «Еврейство Торы») Моше Гафни сказал журналистам, что будет настаивать на изменении Закона о возвращении. Сегодня к Нетаньяху обратились с таким же требованием раввины «Религиозного сионизма», в том числе очень влиятельный раввин Хаим Друкман, госпитализированный в больницу с коронавирусом в тяжелом состоянии.

Против изменения закона выступил бывший спикер Кнессета и бывший министр алии и интеграции Юлий Эдельштейн. Другие деятели Ликуда с ним не согласны и, как сообщает сайт ультраортодоксов «Кипа», распространяют слух о том, что на Эдельштейна якобы давит его либеральный тесть, бизнесмен и общественный деятель Леонид Невзлин, очень недовольный перспективой отмены статьи о внуках. В действительности, о подобной позиции в последние недели говорил и лидер Ликуда в интервью иностранным и израильским СМИ. Сообщают, что депутат от «Религиозного сионизма» Моше Соломон встретился с Юлием Эдельштейном в попытке уговорить его поддержать изменение закона. Однако, по информации «Кипы», они не смогли договориться.

Несмотря на эти разногласия сообщается, что «Еврейство Торы» и ШАС полностью договорились об увеличении бюджета ешив.  Так каждый ешиботник будет получать 1175 шекелей в месяц, а кандидат в ешиву будет получать 653 шекеля, общее увеличение на 800 млн шекелей в год, т. е. Рост на 50% от предыдущего. Между партиями было согласовано, что деньги будут полностью включены в основу бюджета, это в отличие от прошлого, когда часть его была в коалиционных фондах.

Достигнуто и соглашение об увеличении бюджетов на образование в ультраортодоксальных учреждениях, которые изучают Тору и не изучают общеобразовательные предметы. Их бюджет ранее составлял 75% и 55% от обычного, в зависимости от объема преподаваемых ими знаний. Бюджеты в последние годы сокращались, но в соглашении с Ликудом было определено, что они  будут возвращены, но будут делаться постепенно в течение двух лет.

Частью соглашения является преподавание Талмуда в светских школах с первого по двенадцатый классы. Это будет один час в неделю, на него предусмотрен приличный бюджет. Некоторые педагоги уже высказали мнение, что подобное навязывание Талмуда приведет лишь к тому, что дети навсегда потеряют к нему интерес.

Как мы видим, там где коалиционные требования упираются в деньги, они практически не встречают особого сопротивления со стороны Нетаньяху. И так понятно, что на этих выборах религиозные партии получат самое максимальное финансирования за все время их пребывания в Кнессете. Проблема заключается в том, что партии требуют изменения части фундаментальных законов, касающихся основополагающих принципов демократии, а вот здесь у Нетаньяху возникает проблема, особенно в плане взаимодействия как с европейской и американской администрацией так и еврейской общиной США. Поэтому Нетаньяху в буквальном смысле этого слова пытается откупиться от своих неугомонных партнеров деньгами, соглашаясь практически на любое увеличение бюджета для их электората. В течение этой недели станет окончательно ясно, удастся ли Нетаньяху «откупиться» или ради возвращение к власти он рискнет отменить часть демократических и либеральных достижений прошлых лет.

53.15MB | MySQL:103 | 0,426sec