О формировании правительства Израиля. Часть 15

Дымовая завеса на коалиционных переговорах

Будущий премьер-министра Биньямин Нетаньяху уже не раз доказал всем своим соперникам, что он не только ведущий пиарщик и специалист по проведению избирательных кампаний, но и отличный переговорщик. Вернее он знает как правильно вести переговоры, чтоб в итоге получить максимум. Большую часть коалиционных переговоров он ведет измором. И начинает он их с предложения должностей, а лишь потом переходит к политическим и финансовым требованиям партнеров. Предложив вначале переговоров министерский пост, он потом просто начинает тянуть время. Партнер, чисто психологически примерив на себя костюм министра, быстро вживается в эту роль, и в дальнейшем ему трудно от нее отказаться. И тут Нетаньяху начинает тянуть время и отказывает партнеру в большинстве его дополнительных требований. В итоге тот часто «ломается» и  берет лишь министерство «забыв» о политике, довольствуясь лишь «финансовыми» обязательствами, которые как показа практика не всегда выполняются.

Однако в этот раз тактику пришлось явно менять. Так как все коалиционные партнеры, особенно представители религиозных партий, уже не раз испытав на себе «методику» Нетаньяху, решили биться до конца за свои политические интересы, не забывая при этом и о финансовых пожеланиях.

При  этом трезво оценивая, что их требования могут быть более чем негативно прияты в обществе, все переговорщики перешли к новой тактике. Так в прессу сливается якобы конфиденциальная информация о требований сторон практически «разрушающие» устои общества  или ведущие к кардинальным переменам во внутренней и внешней политике страны. При этом чем более не легитимней требование тем лучше. Главная цель напугать общество, а затем якобы пойдя на компромисс, получить то , что требовалось, но уже при общественной поддержке.

Так на днях в эфире 12-го телеканала Амит Сегаль сообщил о требованиях, которые выдвигает партия «Еврейство Торы» на коалиционных переговорах. Этот список воспринимается как кошмар, навеянный иранским режимом аятолл. «В ходе коалиционных переговоров с Ликудом партия «Еврейство Торы» потребовала прекращения производства электричества по субботам, предоставления скидок на общественный транспорт в ультраортодоксальных городах и запрета на пронос квасной пищи в больницы в дни праздника Песах», — сообщил Сегаль. «По словам представителей Ликуда, ультраортодоксы также попросили расширить изучение Талмуда в светских школах и создать большее количество раздельных пляжей для мужчин и женщин» — добавил он.

Если бы Сегалю можно было верить, это была бы настоящая сенсация. Но складывается впечатление, что на самом деле кто-то пытается использовать телевидение для манипуляций общественным мнением. Для того, чтобы понять это, не нужны никакие источники среди участников коалиционных переговоров. Все происходящее является прекрасной иллюстрацией того, как работает «метод козы» из старой еврейской притчи.

Искушенные ультраортодоксальные политики во главе с Моше Гафни («Еврейство Торы») очень часто прибегают к нему для решения своих проблем. Они предъявляют целый список бредовых, невыполнимых в реальности требований. Это пугает светских израильтян, будоражит общественное мнение, и позволяет ультраортодоксам начать переговоры со столь крайней точки, что реализация их подлинных устремлений становится вполне возможной.

Прекращение производства электричества по субботам, разделение большего количества пляжей и введение Талмуда в качестве обязательного предмета в светских школах (факультативно подобные занятия проводятся уже сейчас) – это просто дымовая завеса. Ультраортодоксы прекрасно понимают, что современное государство не может существовать, не производя электричество по субботам и они не собираются контролировать, кто и в каких купальниках ходит на пляж. Можно предположить, что не слишком интересует их и изучение религиозных дисциплин в светских школах, потому что израильские ультраортодоксы – не иранские аятоллы, они не стремятся к государственной власти. Напротив – им нужно процветающее светское государство, которое продолжит содержать их сепаратистскую автономию.

Собственно, единственной целью ультраортодоксов и является сохранение этой автономии и источников ее финансирования. Манипулятивный список требований нужен только для того, чтобы скрыть по-настоящему важные для них устремления. Среди них – возвращение скидок на общественный транспорт в ультраортодоксальных городах, что противоречит принципу всеобщего равенства и ставит определенный общественный сектор в привилегированное положение. Поэтому ультраортодоксальные партии так горячо поддерживают закон, позволяющий Кнессету обходить постановления БАГАЦа. Это позволит им продолжить получать дополнительные деньги из государственной казны, прикрываясь лозунгами о преодолении социальной дискриминации.

Еще одно подлинное желание ультраортодоксов – отмена так называемой «сборной директоров», действующей при Управлении государственных компаний. Это позволит ультраортодоксальным мужчинам, не имеющим образования и соответствующих профессиональных навыков, получать высокооплачиваемую работу. Государственные компании станут для них удобной кормушкой. Это позволит ультраортодоксам продолжить зарабатывать за счет государства, не получая необходимого образования.

Ультраортодоксы также по-настоящему стремятся к отмене реформы «кошерных» телефонов. Это нужно им для того, чтобы по-прежнему контролировать всю информацию, проникающую в ультраортодоксальные общины и продолжить наращивать стены, окружающие их гетто.

Эта очевидная манипуляция – выдвинуть чудовищные требования, чтобы потом «пойти на компромисс» – верно служит ультраортодоксам уже не первый год. К этому же разряду относится и законопроект Моше Гафни о замораживании процента на ипотечные ссуды, что якобы ставит под угрозу независимость Банка Израиля.  Гафни понимает, что принятие такого закона может спровоцировать финансовый кризис, и даже не рассчитывает на то, что его предложение будет принято. Он хочет, чтобы его уговорили отказаться от своего безумного законопроекта – в обмен на субсидирование скидок на жилье для ультраортодоксов. Как уже было сказано, стратегической целью этой манипуляции является финансирование ультраортодоксальной автономии за счет налогоплательщиков. Все остальное – дымовая завеса.

При этом это не единственная манипуляция, которую проделывает Ликуд и ультраортодоксы. Стоит обратить внимание на странные утечки информации о том, что депутат кнессета Ярив Левин (Ликуд) якобы соглашается занять пост министра юстиции только в том случае, если Биньямин Нетаньяху поддержит закон о преодолении вето БАГАЦа.  При этом есть утечки, говорящие о том, что Нетаньяху пытается «сопротивляться» принятию этого закона и на переговорах с ультраортодоксами.

«Партия «Еврейство Торы» требует, чтобы каждый учащийся ешивы, основным занятием которого является изучение Торы, получил отсрочку от армейской службы вплоть до истечения призывного возраста – без каких бы то ни было квот и установления норм на призыв ультраортодоксов, — сообщала газета «Гаарец». – Для того, чтобы БАГАЦ не смог вмешаться в происходящее, необходим закон о преодолении вето Верховного суда.

Однако якобы председатель Ликуда Биньямин Нетаньяху просит отказаться от «закона о преодолении» и предлагает принять другие законы, которые позволят удовлетворить требование об отсрочке от призыва».

Это тоже очевидная манипуляция, на этот раз предпринятая Нетаньяху, пытающимся выставить себя ответственным гражданином, которого вынуждают принять «закон о преодолении». Нетаньяху хочет представить дело так, как будто этот закон был навязан вопреки его воле и, следовательно, никакого конфликта интересов с его стороны здесь нет.  Вроде бы у Нетаньяху не оставалось никакого выбора и его просто вынудили заключить такие коалиционные соглашения. Разумеется, это абсолютная ложь: «закон о преодолении» нужен Нетаньяху, чтобы избежать суда, а все остальное – дымовая завеса.

Можно до бесконечности рассказывать о манипуляциях, которым общественность страны подвергаемся со всех сторон. Каждый раз, когда какого-нибудь правого политика спрашивают, почему он потворствует тому, что Бен-Гвир хочет лишить независимости полицию, тот отвечает: так вели себя и левые, почему же именно ему сейчас предъявляют претензии? Вообще, нападки на левых вместо ответа на заданный вопрос – это традиционная манипуляция Нетаньяху. Обсуждение вопроса подменяется обсуждением задающего вопрос.

Однако несмотря на все манипуляции с обоих сторон, коалиционные переговоры идут очень туго. И хотя большая часть особенно финансово-должностных требований согласованно, полностью договора еще не подписаны. Пока же главноая задача Нетаньяху — как можно быстрее «протащить» через Кнессет четыре спорных закона без которых у него нет вообще никакой коалиции.

Практически ко всем законом есть претензии со стороны юридического советника Кнессета. Так юридический советник Кнессета опубликовал заключение, согласно которому «закон Дери» является персональным и содержит немало иных юридических проблем. По словам Гура Блайя, законопроект является конституционным изменением правил, касающихся кандидатов на министерскую должность. Тем не менее законопроект был утвержден в предварительном чтении. После этого Кнессет проголосовал за создание специальной комиссии, которая готовит законопроект к голосованию в первом чтении.

Еще больше претензий вызывает «закон Бен-Гвира», и не только у юридического советника, но и у руководства полиции. Так генеральный инспектор полиции Яаков (Коби) Шабтай принявший участие в заседании специальной комиссии, которая рассматривает законопроект о расширении полномочий министра национальной безопасности, высказался против этого закона. «Речь идет о резком и драматическом изменении положения вещей, и такое изменение требует очень серьезного обсуждения. Граждане страны ждут от нас сохранения независимости работы полиции», – сказал Шабтай.

Перед Шабтаем на заседании комиссии выступил будущий министр Итамар Бен-Гвир. «Речь идет  об историческом, давно назревшем изменении. Нет ни одной демократической страны, где министр полиции не имел бы права направлять политику министерства», – сказал он и отверг обвинения в намерении политизировать полицию. «Мой предшественник Омер Бар-Лев превратил полицию в политизированную структуру, а не я», – сказал Бен-Гвир. Опять же прямое передергивание, без конкретики, а лишь огульное обвинение.

Пока же комиссия продолжает обсуждение законопроекта перед голосованием в первом чтении. Депутаты будущей оппозиции резко критикуют ограниченное время дискуссии по законопроекту. По их словам, речь идет о ничем не оправданной спешке, цель которой решить проблему недоверия между Биньямином Нетаньяху и Итамаром Бен-Гвиром.

Кстати ключевое слово здесь «недоверие» и  оно проходит практически через все коалиционные переговоры. Именно политика Нетаньяху привела к тому, что никто из поддерживающих его партнеров, не только не верит ни единому его слову, но и даже письменные соглашения старается сделать в таком виде, чтоб их невозможно было отменить в дальнейшем.

52.29MB | MySQL:103 | 0,519sec