Конференция INSS: «Перезагрузка? Внешняя политика Турции в меняющемся мире». Часть 2

Институт исследований национальной безопасности (INSS) 4 декабря 2022 г. провел конференцию, посвященную внешней политике Турции. Исследователи INSS и сторонние эксперты обсудили этот вопрос, акцентируя внимание не только на ситуации на Украине, но и на отношениях Турции с Израилем[i]. В частности, в рамках секции «Турецко-израильские отношения: нормализация 2.0» рассматривались аспекты и перспективы сближения между двумя странами.

Участник секции д-р Арад Нир, редактор внешнеполитического отдела 12-го канала, «самого рейтингового канала в Израиле», поделился своей реакцией на начавшийся год назад процесс примирения. Он назвал себя энтузиастом в отношении Турции, тем, кто молился за сближение между Израилем и Анкарой. Но даже он был удивлен, когда это началось. Вначале он был скептически настроен, потому что в прошлом обе стороны это уже проходили, в частности, в 2016 г.  Он выразил надежду, что сторонам удастся достичь того же, однако напомнил поговорку, согласно которой «однажды битый – вдвойне робок».

В этой связи А.Нир напомнил, что год назад израильское временное правительство отнеслось к процессу сближения чрезвычайно настороженно. По его словам, «движущей силой оказался только вступивший в должность президент Израиля Ицхак Герцог. На него вышла турецкая сторона, состоялся телефонный разговор с президентом Турции, после чего Герцог начал продвигать идею примирения с Анкарой. Премьер-министром Израиля на тот момент был Нафтали Беннет, он не интересовался и не занимался этим вопросом, хотя и видел изменение сил в регионе. Министром иностранных дел был Яир Лапид, который отвечал за начавшуюся нормализацию, но он проявлял чрезвычайную осторожность».

А.Нир полагает, что ситуация изменилась благодаря «делу четы Окнин» (израильская пара была задержана в Стамбуле в ноябре прошлого года за фотографирование президентского дворца, в их освобождении участвовал Н.Беннет и Я.Лапид, которые потом поблагодарили президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его правительство за «сотрудничество»). По словам А.Нира, «турецкое руководство превосходно обыграло эту ситуацию и добилось полностью доверительных отношений от Яира Лапида, после чего процесс пошел гладко, несмотря на наличие проблем. Некоторые затруднения легко разрешаются в последние недели и месяц, но есть и те, которые только предстоит урегулировать».

Юсуф Эрим редактор турецкого телеканала TRT World сказал, что он не был удивлен нормализацией отношений между Израилем и Турцией и всегда считал это неизбежным. На его взгляд, «политика Израиля в последние десятилетия была особенно чувствительна к ситуации в регионе. Сейчас он наблюдает возврат к реальной политике и все большую роль традиционной дипломатии. Израиль налаживает отношения в рамках «Авраамовых соглашений», и Турция, в свою очередь, пошла на сближение с ОАЭ, Саудовской Аравией, Израилем и Египтом». Он не считает совпадением тот факт, что «Турция и Израиль начали осуществлять одинаковую внешнюю политику и дипломатические действия». Это он объясняет тем, что «обе страны оценивают ситуацию на одной шахматной доске и сейчас решают что и как они должны предпринять для того, чтобы подготовиться к следующему десятилетию. На фоне ухода из региона США и возможного заключения ядерной сделки с Ираном обе стороны обнаружили вакуум, заполняемый акторами, которые расцениваются в Израиле и Турции как угроза национальной безопасности. Поэтому две страны поняли необходимость налаживания отношений, особенно перед лицом Ирана и других региональных аспектов…» Поэтому Ю.Эрим не удивлен турецко-израильскому сближению, наоборот, он не понимает, почему это не происходит быстрее. Он полагает, что нынешний процесс основан на более прочном фундаменте, нежели это было в 2016 г. В отличие от прошлого опыта сейчас происходит межгосударственное сближение, и Биньямин Нетаньяху в него вовлечен.

Оуэн Альтерман (израильский телеканал I24 News) считает, что турецко-израильское сближение определяется сложной геополитической ситуацией в регионе. Он также отметил, что в Израиле есть такое чувство, что процесс нормализации был инициирован турецкой стороной по разным причинам, и по большей части не по тем, которые были обозначены выше. Он поинтересовался мнением участников секции о значении для турецко-израильского сближения формирования нового правительства в Израиле, особенно в свете тех политических деятелей, которые вошли в его состав.

В процессе сближения между Турцией и Израилем А.Нир подметил такой фактор как «личная неприязнь между президентом Эрдоганом и премьер-министром Нетаньяху». При этом он напомнил, что 17 ноября с. г. Нетаньяху позвонил турецкому лидеру и выразил соболезнование и готовность взаимодействовать в связи с терактом в Стамбуле. Это он называет подтверждением того, что «даже Нетаньяху готов действовать в контексте реальной политики, двигаться по пути сближения. Хотя официальные сообщения по итогам беседы двух лидеров разнились, тем не менее, сейчас между Нетаньяху и Эрдоганом общего намного больше».

При этом А.Нир отметил проблему, с которой столкнулось не только руководство Турции – «как быть с формируемым Нетаньяху правительством, в которое вошли ультраправые с Итамаром Бен-Гвиром в качестве министра национальной безопасности (чего никогда не было раньше) и его видением Западного берега р. Иордан, Храмовой горы и пр.» По мнению А.Нира, который проанализировал заявление администрации Эрдогана по результатам телефонного разговора с Нетаньяху, Турция сделала Израилю «легкое предупреждение», которое заключается в том, что «мы [турки] наблюдаем за вами, все условно, ситуация может измениться, мы хотим продолжать двигаться в направлении сближения, но в соответствии с доброй волей с обеих сторон».

Ю.Эрим отметил, что «Нетаньяху сейчас имеет менее расположенную к нему демократическую администрацию в Вашингтоне, нежели это могло быть при республиканском президенте США. В этих условиях Турция для него представляет собой ценность в отношениях с Белым домом».

Предполагается, что личные взаимоотношения между Нетаньяху и Эрдоганом имеют значение, но не стоит их преувеличивать. В качестве примера Ю.Эрим привел начатый Эрдоганом процесс сближения с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, отношения с которым были более проблематичными. Однако Эрдоган продемонстрировал прагматизм и готовность улаживать свои личные разногласия. Об этом же свидетельствует рукопожатие с президентом Египта А.Ф.ас-Сиси в Катаре на Чемпионате мира по футболу, хотя разногласия между ними не идут в сравнение с теми, что были между Эрдоганом и Нетаньяху. В конце концов, намного проще переустанавливать и возобновлять отношения, как в случае с Турцией и Израилем, чем налаживать их с нуля, как это делал Израиль в рамках «Авраамовых соглашений».

Что касается предстоящих в следующем году президентских и парламентских выборов в Турции, Ю.Эрим не думает, что сближение с Израилем окажет на избирателей существенное воздействие. Более важными будут вопросы национальной безопасности и экономики. С учетом того, что турецко-израильские отношения развивались при разных администрациях в Турции, допускается, что изменение руководства в следующем году вряд ли повлияет на сближение с Израилем. Это объясняется еще и тем, что нынешняя нормализация отношений во многом определяется объективными процессами на Ближнем Востоке, а не только двусторонними отношениями, которые, в свою очередь, имеют огромные последствия для региона[ii].

[i] A Reset? Turkish Foreign Policy in a Changing World. https://www.inss.org.il/event/turkey-2022/

[ii] The Global Arena: Dilemmas in the Shadow of the War in Ukraine. https://www.inss.org.il/event/turkey-2022/

62.84MB | MySQL:102 | 0,867sec