Турция: «стол шести» и кандидатура К.Кылычдароглу в контексте приговора по делу Э.Имамоглу

14 декабря было вынесено судебное решение по делу против мэра Стамбула Экрема Имамоглу. По нему Имамоглу лишен свободы сроком на 2 года 7 месяцев и 15 дней и права заниматься политической деятельностью. После него активизировались разговоры о кандидате на пост президента от объединенной оппозиции и обсуждение сценариев. В этом контексте интересно, как оно повлияет на устойчивость «стола шести» и планы К.Кылычдароглу по выдвижению.

Не стало неожиданностью, что сразу после объявления приговора началось обсуждение возможных изменений в процессе выбора кандидата на пост президента «столом шести». В чем они проявляются?

Во-первых, отмечается усиление позиций Имамоглу. Этот момент потенциально является конфликтогенным. Кылычдароглу сохраняет амбиции по выдвижению. Мераль Акшенер же не изменила мнения о его кандидатуре. Поэтому есть сценарий, при котором Хорошая партия (İYİ) может использовать усиление Имамоглу и продвигать его кандидатуру. Однако в рядах Народно-республиканской партии (CHP) этот вариант рассматривается как рискованный из-за возможности активации запрета на ведение Имамоглу политической деятельности. Даже Высший избирательный совет Турции (YSK) заявляет, что при победе он не получит мандат (mazbata). После этого будет проведен народный референдум для второго кандидата. Вопрос в нем будет сформирован так: «Поддерживаете ли вы кандидата X в качестве президента Турции?». Если он наберет абсолютное большинство (50%+1 голос), то он становится президентом. Если нет, то назначаются досрочные выборы. Как отмечается, снижение этого риска возможно через выставление запасного кандидата. Однако этот вариант кажется странным. Потому что сильный кандидат перетянет много голосов, а слабый в случае дисквалификации Имамоглу может не принести успеха.

Во-вторых, мы ранее подчеркивали, что проэрдогановский блок имеет стремление к обеспечению раскола оппозиции. Проведение судебного процесса над Имамоглу рассматривается как инструмент для решения этой задачи. По сути, он может углубить существующие противоречия. Дело может дойти до возможного столкновения Кылычдароглу и Акшенер. Это сложный момент для анализа. Предопределить действия политиков, склонных к объединению, но в то же время защищающих независимость своих партий, довольно сложно. Однако из наблюдаемого мы должны отметить изменения, которые случились в позиционировании политиков во время этого процесса. Визуально Акшенер вышла на первый план. Она раньше всех поддержала Имамоглу. Видео о реакции Имамоглу после получения новости о приговоре и объятиях с Акшенер разлетелись по социальным сетям. Она была одним из двух политиков, которые выступали с речью во время первого митинга в Сарачхане 14 декабря. В это же время Кылычдароглу находился с рабочим визитом в Германии, и он планировал пробыть там 14-17 декабря. Однако после опубликования решения по делу Имамоглу Кылычдароглу срочно вернулся в Стамбул. Поэтому он смог поучаствовать во втором митинге в Сарачхане 15 декабря. Многие комментаторы отметили, что он потерял политический  вес после этого дела. А учитывая неудачу осенних инициатив Кылычдароглу, его положение является неопределенным. Поэтому отмечается, что в условиях падения популярности Кылычдароглу Акшенер может стать новым лидером оппозиции. Однако этот сценарий наталкивается на планы лидера СНР. При сохранении противоречий мы выделяем два возможных варианта: либо «замораживание» и ограничение сотрудничества до оглашения итогов выборов, либо окончательный выход «хорошистов» из коалиции. Оба варианта предполагают, что этп партия выдвинет своего кандидата.

И здесь начинаются интересные размышления. Хорошая партия считает кандидатуру Имамоглу наиболее сильной, даже несмотря на риски. Делается ставка на желание электората поддержать пострадавшего за справедливость кандидата. В частности, это показывают цифры опроса MetroPOLL Araştırma. По ним 44,8% опрошенных считают, что дело против мэра Стамбула имеет политический контекст при 17,6%, поверивших в факт оскорбления со стороны Имамоглу.[i] Остальная часть респондентов отмечена как неосведомленные о деле. Для активизации этой логики существует даже радикальный вариант в виде выхода Имамоглу из СНР и его переход в Хорошую партию.

Подытоживая, мы отметим, что приговор по делу Экрема Имамоглу может стать ключевым событием. Он потенциально может изменить ситуацию, повысив его популярность. Имамоглу рассматривается как реальный кандидат на победу на президентских выборах, учитывая новый контекст вокруг его фигуры. Изменения же накладываются на стратегические противоречия между кемалистами и «хорошистами». При этом в виду получения политических очков после оглашения приговора по делу Имамоглу Акшенер может рассмотреть два варианта развития событий: «мягкий» (отказ от политики единого кандидата при сохранении коалиции с CHP) и радикальный (выход из «стола шести» с возможным формированием новой правой коалиции). Поэтому для планов Кылычдароглу по выдвижению могут быть сформированы препятствия, возможно даже непреодолимые. Заодно дальнейшие шаги могут повлиять на устойчивость «стола шести».

[i] https://twitter.com/metropoll/status/1603044815599538177?s=61&t=MaqT5M8-n7R7GzQ2cgfEQQ

52.21MB | MySQL:103 | 0,562sec