О новом транспортном соглашении между Россией и Турции на фоне западного санкционного давления

Турция и Россия намерены серьезно обновить подписанное 34 года назад соглашение о наземном транспорте. С заключением нового соглашения вырастет значение наземных перевозок в РФ через территорию Грузии, кроме того, введение электронного и без квот таможенного транзита позволит увеличить объем двусторонней торговли, сообщила 14 декабря турецкая газета «Ени шафак».
О планах адоптировать к сегодняшней ситуации соглашение, подписанное еще во времена Советского Союза, издание пишет со ссылкой на заместтеля министра иностранных дел Турции Фарука Каймакчи. Выступая в парламенте, дипломат, сказал, что в свете украинского кризиса возникли серьезные проблемы с перевозками в Россию наземным транспортом главным образом через Украину. Благодаря подписанию нового соглашения, которое будет ежегодно продлеваться, эти проблемы удастся решить, приводит газета слова Каймакчи.  Оно, в частности, предусматривает, что для транспорта, перевозящего грузы весом  менее 6 тонн, транзитные документы требоваться не будут. Заключение нового транспортного соглашения откроет путь для использования в наземных перевозках электронных транзитных документов, отметил дипломат. На фоне широкого спектра западных санкций в отношении России из-за украинского конфликта Москва перенаправила наземный транспорт через Турцию, чтобы обойти ограничения, показывает обзор данных. Количество российских грузовиков, которые перевозили товары в Россию, увеличилось до 10 956 в этом году по состоянию на 30 ноября по сравнению с примерно 2000 -3 000 в среднем в предыдущие годы. За тот же период 18 804 турецких грузовика совершили поездки в Россию, перевозя различные товары. Аналогичным образом, количество турецких грузовиков, перевозивших импортные товары в Турцию из России, составило 13 648, а количество российских грузовиков на этом маршруте за тот же период составило 7445. Резкий рост числа как российских, так и турецких грузовиков, которые перевозили товары в Россию и из России, произошел после подписания протокола между турецкой и российской делегациями 16 мая 2022 года, менее чем через два месяца после того, как Россия начала военную операцию на Украине. Встреча, проведенная в рамках Совместной комиссии по наземным перевозкам, привела к резкому изменению позиции России по максимальным квотам на транзит, предоставленным турецким грузовикам. Российские представители согласились увеличить ежегодную квоту грузовых автомобилей для турецкой стороны с 8 000 до 20 000 для перевозок, которые должны заканчиваться в России, и с 6 000 до 35 000 для транзитных перевозок в третьи страны через Россию.   Хотя для турецких коммерческих грузовиков ежегодно устанавливается ограничение на количество проездных удостоверений для России, на турецкой стороне нет соответствующего ограничения для российских грузовиков. Это означает, что Россия может отправлять столько грузовиков, сколько захочет, и через Турцию без каких-либо ограничений. Быстрые изменения в правилах логистики наземного транспорта последовали за двусторонним соглашением о наземном транспорте, которое было подписано в Москве Турцией и Россией 6 ноября 2020 года, которое по-прежнему ограничивало разрешения на грузовые автомобили. Соглашение было одобрено Россией, но пока находится в процессе утверждения парламентом Турции. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил соглашение на утверждение в парламент в день, когда Россия начала свою операцию на Украине. Однако ни одна из сторон не захотела ждать, пока соглашение будет окончательно оформлено законодательно, и внесла существенные изменения, используя совместный механизм координации на уровне правительств. Соглашение, срок действия которого не ограничен, уже дает компетентным органам возможность регулировать наземные перевозки товаров и людей по взаимному согласию. Увеличению грузопотока также способствовало введение электронных транзитных документов и ежегодное автоматическое продление разрешений.

Как указывают турецкие эксперты, резкое изменение позиции России в отношении разрешений на грузовые перевозки, предоставляемых Турции, является предвестником большей динамики на этом направлении, поскольку Анкара отказалась присоединиться к западным санкциям, оставаясь единственным союзником НАТО, не применяющим карательные меры против России. Турция стала центром для российских прредпринимателей, которые изо всех сил старались сохранить свои финансовые средства и активы нетронутыми и «припарковались» в Турции. Согласно турецкому новостному сообщению,  Роман Абрамович арендовал особняк на берегу Босфора в Стамбуле за 50 000 долларов в месяц. Новостной сайт Ekonomim  сообщил, что российский миллиардер выбрал особняк Фейяза Токара в качестве своей резиденции, ссылаясь на Ульви Озкана, президента Стамбульского клуба брокеров недвижимости (ISTEB). В марте суперяхта, принадлежащая миллиардеру, на месяц пришвартовалась в турецком порту.  Solaris стоимостью 600 млн долларов покинула круизный порт Бодрума в апреле после того, как лондонская компания, управляющая терминалом, была вынуждена действовать. После начала боевых действий на Украине вместе с шестью другими российскими бизнесменами Соединенное Королевство заморозило активы Абрамовича и запретило ему поездки. Через месяц после введения санкций со стороны Великобритании Абрамович был вынужден продать лондонский футбольный клуб «Челси», которым он владел с 2003 года, американскому консорциуму в рамках сделки стоимостью более 5 млрд долларов. Однако президент Украины Владимир Зеленский в марте посоветовал президенту США Джо Байдену не вводить санкции против Абрамовича за его роль посредника в переговорах с Россией. Турецкие официальные лица часто ставят ему в заслугу продуктивную роль, которую он сыграл в преодолении разногласий между двумя странами. А вообще, граждане России стали лидерами по приобретению жилья в Турции с января по ноябрь текущего года включительно. Они купили 12 921 объект недвижимости, свидетельствуют обнародованные во вторник данные Национального института статистики.
Это более чем втрое выше показателей прошлого года. За аналогичный период 2021 года россияне приобрели в Турции 3 975 единиц жилья, следует из статистических данных.
Граждане РФ, как отмечается, значительно обошли по приобретению недвижимости представителей Ирана и Ирака.
По данным статистики, рост сделок с недвижимостью с участием россиян отмечен в Турции с марта.

На этом фоне оппозиция в Турции обеспокоена тем, что сроки для утверждения соглашения о наземном транспорте могут быть неподходящими, учитывая, что Турция уже столкнулась со шквалом критики на Западе за то, что не присоединилась к санкциям в отношении России, а также была обвинена в их подрыве. Этот вопрос был поднят во время обсуждения соглашения в Комитете по иностранным делам парламента 13 декабря. Депутат Утку Чакирезер выразил обеспокоенность тем, что Турцию могут считать нарушителем санкций и наказать за это. «Даже если мы не являемся стороной санкций, мы говорим при каждой возможности, что мы должны избегать того, чтобы нас воспринимали как страну, которая нарушает или использует санкции», — сказал он. Однако представители правительства отклонили опасения законодателя. По словам заместителя министра иностранных дел Фарука Каймакчи, Турция уже отклонила ряд предложений от России, которые могут быть приравнены к нарушениям западных санкций, но пожаловалась на давление со стороны ЕС на частных лиц и компании, которые инвестируют в Турцию. Он отказался предоставить точные цифры о количестве людей и компаний, которых ЕС привлек к ответственности за нарушение санкций в Турции, но сказал, что переговоры между турецкой и европейской сторонами продолжаются. Каймакчи посетовал, что ЕС не привлек Турцию к обсуждению, прежде чем объявить о ряде пакетов санкций после начала российской военной операции на Украине, и заявил, что ситуация могла быть иной, если бы Турция была за столом переговоров, предполагая, что Анкара вполне могла сыграть роль обструкциониста в предотвращении и смягчении карательных мер, принятых ЕС. Он также обвинил Грецию, не называя ее прямо, в повышении позиции Турции в отношении России на встречах ЕС. Мурат Баштор, глава департамента Министерства транспорта и инфраструктуры, заявил, что Турция является важным игроком в сфере наземных перевозок и логистики и в 2021 году осуществила около 1,5 млн грузовых перевозок. Он сказал, что не видел никаких негативных последствий расширенного соглашения с Россией об увеличении количества разрешений. Согласно сообщению немецких СМИ от 11 декабря, позиция Турции в отношении санкций была подвергнута критике главой внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозепом Боррелем в письме в парламент ЕС. Боррель сказал, что продолжающаяся политика Турции «не присоединяться к ограничительным мерам ЕС против России» и углубление экономических связей между Турцией и Россией «вызывают большую озабоченность». Он предупредил, что Турция не должна предлагать России какие-либо обходные пути для санкций. Пять дней спустя Эрдоган открыл ответный огонь по Боррелю, назвав его высказывания «очень некрасивыми» и доавил: «Боррель не может определить и оформить наши отношения с Россией. У него нет ни квалификации, ни способности принимать такие решения. Кто он такой, чтобы оценивать наши связи с Россией в отношении санкций?».  Однако не только ЕС обеспокоен позицией Турции в отношении санкций против России. 15 декабря посол Джеймс О’Брайен, глава Управления Госдепартамента США по координации санкций, заявил, что США примут меры против несоблюдения Россией санкций в Турции. «Мы предельно ясно дали понять как турецкому правительству, так и турецкому частному сектору, что ожидаем соблюдения санкций», — сказал он, добавив, что «нам совершенно ясно, что там, где наши интересы требуют от нас соблюдения наших санкций, мы будем применять их, и мы будем вводить санкции по мере необходимости». В этой связи отметим, что это пока только декларации. Если учесть последние по времени напряженные переговоры американцев и турок по вопросу проведения Анкарой наземной военной операции на севере Сирии, которые в общем-то закончилось уступками со стороны Вашингтона, в том числе  и по вопросу разблокировки продаж самолетов F-16. Кроме того, Анкара является ключевым компонентом т. н. «зерновой сделки», от положительной динамики которой принципиально зависит и Украина, и ЕС. Вот это собственно и дает возможность туркам чувствовать себя относительно свободно  в отношении любых санкционных действий коллективного Запада. Или вернее, угроз с их стороны на эту тему. Правительство Эрдогана публично и неоднократно заявляло, что не присоединится к западным санкциям в отношении России, политике, которая помогла многим российским гражданам использовать Турцию в качестве выхода, чтобы избежать карательных санкционных мер.

52.56MB | MySQL:103 | 0,466sec