Американские эксперты об оборонной политике государств Ближнего Востока и Северной Африки

В марте 2022 года американский Международный институт стратегических исследований (IISS) представил результаты своей исследовательской программы по оборонной политике и экономике Ближнего Востока и Северной Африки на оборонном форуме IISS в Эр-Рияде. Основные выводы включали в себя то, что, хотя расходы на оборону на Ближнем Востоке и в Северной Африке (БВСА) составляют от 8-10% от годового мирового общего объема, в последние годы на этот регион приходится до 25% мирового оборонного экспорта. Таким образом, регион  БВСА является важнейшим рынком для экспорта военной продукции, но он все больше стремится развивать внутренний потенциал. Препятствием для реализации амбиций региона по локализации оборонной деятельности является то, что региональные инвестиции в оборонные исследования и разработки были слишком низкими, составляя в среднем менее 1% оборонных бюджетов за последнее десятилетие. Анализируя имеющиеся запасы ВВС и ВМС для 11 стран, проанализированных исследовательской программой, США доминируют в сфере авиации, поставляя 67,5% всех боевых самолетов; Франция, Великобритания и Россия являются другими поставщиками, на долю каждого из которых приходится около 10%. В морской сфере поле поставщиков шире. Франция лидирует, предоставив 24% от общего объема запасов; Германия — 19%; США — 17%; а другие семь других стран обеспечивают остальное.

Интересно, что Россия обеспечивает 11% военно-морского потенциала и 9,5% парка самолетов. Как полагают тесно аффилированные с Пентагоном аналитики из Международного института стратегических исследований, из-за необходимости поставлять военную продукцию в собственные войска и страдая от санкций, направленных на оборону, Россия, вероятно, будет испытывать трудности с поставками традиционным и новым покупателям и больше не сможет внедрять инновации. Более того, отмечая предпочтение региона БВСА к более совершенной военной технике и наблюдая за плачевными показателями российских платформ во время боевых действий на  Украине на море, в воздухе и на суше, можно предположить, что способность России наращивать свою долю рынка в этом регионе была значительно снижена.

Пострадав от нападений йеменских хоуситов и иранских ракет и беспилотных летательных аппаратов, особенно в Саудовской Аравии в Абкаике в сентябре 2019 года и в Абу-Даби в январе и феврале 2022 года, страны Персидского залива готовы к купированию этих угроз с помощью наращивания соответствующих закупок вооружения и военной техники. Эта тенденция будет усилена успешным использованием Россией иранского боеприпаса прямого поражения Shahed-136 против гражданских и энергетических целей на Украине. Регион захочет лучше защитить себя от воздушного нападения, чтобы иметь возможность купировать атаки  вооруженных беспилотников прямой наводки. В 2014 году ни у одной из 11 стран не было боевых БПЛА.

К 2022 году восемь стран приобрели их, а две  (Израиль и Объединенные Арабские Эмираты) разработали свои вооруженные варианты. Ограничения режима контроля за ракетными технологиями означают, что государства региона БВСА обратились в основном к Китаю и Турции за поставками БПЛА. Регион должен быть дополнительно обеспокоен тем, что в качестве компенсации за предоставление Тегераном России материальных средств Ирану будет продана современная авиация; в наличии для этого имеется 24 самолета Sukhoi Su-35 Flanker M, благодаря отложенной в настоящее время сделке с Египтом.

Аналогично закупкам и разработке БПЛА, регион БВСА намерен идти в ногу с развитием новых и прорывных технологий. Участие в так называемой четвертой промышленной революции является элементом национального видения многих из 11 стран, но только три (Израиль, Саудовская Аравия и ОАЭ) выразили это в своей практической политике. Эти страны заинтересованы в таких технологиях для удовлетворения своих стремлений к внутреннему развитию. Более того, установление дипломатических отношений между Израилем и рядом арабских стран: Бахрейном, Марокко и ОАЭ означает, что оборонное сотрудничество в этой области может быть взаимовыгодным.

Какой вывод можно сделать об этом регионе? Без значительного увеличения исследований и разработок будет трудно достичь региональных целей в области оборонно-промышленного комплекса, которые включают локализацию и независимость от внутреннего потенциала. Более того, это увеличение будет эффективным только в том случае, если оно будет сопровождаться устойчивыми инвестициями в оборонно-промышленную базу, целенаправленным развитием навыков человеческого капитала и формализованной, прозрачной оборонно-промышленной политикой. Чтобы успешно работать на рынке Ближнего Востока и Северной Африки, традиционным поставщикам необходимо будет лучше удовлетворять потребности региона в локализации. Помимо передачи технологий, компенсации могут внести полезный вклад в укрепление потенциала в области исследований и разработок, а также в развитие навыков человеческого капитала. Регион по-прежнему будет отдавать предпочтение передовым воздушным и морским платформам, но важно будет определить способы более активного участия в разработке беспилотных летательных аппаратов, а также новых и прорывных технологий. Без присутствия в этих районах региону все чаще придется искать альтернативных поставщиков.

62.53MB | MySQL:101 | 0,640sec