О развитии внутриполитического кризиса в Иране

Как известно, после октябрьского и ноябрьского всплесков протестной активности, которая в некоторых районах Ирана переросла в вооруженные столкновения, уровень антиправительственных акций пошел на резкий спад. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиян заявил о готовности к переговорам с властями Саудовской Аравии в рамках поддержания региональной стабильности, а также возобновлению работы диппредставительств в двух странах. Абдоллахиан прибыл в столицу Иордании Амман для участия во 2-ой Багдадской конференции по сотрудничеству и партнерству. Именно на полях этого форума ожидается встреча между иранскими и саудовскими представителями.

В наиболее неспокойной провинции Хузестан продолжается борьба с незаконным трафиком оружия из Иракского Курдистана. Как сообщается, в ходе рейда 18 декабря произошла перестрелка с контрабандистами: один убит, двое арестованы. Специальными службами изъято более 50 тыс. патронов для различных типов стрелкового оружия, в том числе для винтовок М16 и автоматов Калашникова. В общей сложности за последние три месяца в Хузестане обнаружено свыше 400 единиц различного оружия, в том числе гранатометы РПГ-18.

Судя по публикациям, подразделения КСИР нанесли очередные удары с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и баллистических ракет по позициям курдских формирований в приграничных с Ираном районах. При этом над территорией Иракского Курдистана в нескольких километрах от иранской границы в районе Сардашта отслеживал обстановку на пограничном переходе турецкий БПЛА Bayraktar Akıncı.

На фоне происходящих событий в религиозной столице Куме совершено четыре вооруженных нападения на священнослужителей. Двое отделались легкими ранениями, а два других попали в больницу с колотыми ранами в ноге и плече. Кроме того, в районе города Сараван в провинции Систан и Белуджистан произошла перестрелка подразделений Корпуса стражей исламской революции (КСИР) с вооруженными боевиками. В результате погибли один младший офицер КСИР и три члена сил сопротивления «Басидж». Сообщается, что нападавшие скрылись на пакистанской территории.

В контексте происходящих событий представляется интересным заявление главы Стратегического совета по международным отношениям Камаля Харази о том, что у Ирана есть возможность создать ядерное оружие, но пока что окончательное решение не принято. По словам К.Харази, в Тегеране готовы вернуться к условиям Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). В Иран прибыла делегация представителей МАГАТЭ для инспекции трех ядерных объектов, в которых ранее нашли запрещенные радиоактивные частицы.

Представляется возможным утверждать, что протестная активность в Иране идет на закономерное снижение. Общая усталость населения от постоянной напряженности и предпринятые меры иранского руководства по силовому подавлению протестов в наиболее критических районах в какой-то степени помогли обуздать беспорядки. Однако оппозиционные силы по-прежнему пытаются раскачать внутриполитическую обстановку, продвигая тезис об отсутствии диалога между властью и населением и казнью «мирных протестующих».

Экономическая ситуация осложняется из-за относительного бездействия администрации Эбрахима Раиси в решении проблем населения. Это увеличивает уровень инфляции и безработицы, а также создает еще большую пропасть между властью и обычными гражданами. Возникающие на местах вспышки недовольства рабочих и служащих в центральной и южной частях Ирана свидетельствуют о серьезном разладе в иранском обществе из-за общего недовольства людей внутренней политикой правительства. При этом в провинциях традиционного присутствия этнических меньшинств, таких как Курдистан, Западный и Восточный Азербайджан, Систан и Белуджистан, напряженность подогревается экстремистскими и сепаратистскими группировками при поддержке внешних сил.

В заключение отметим, что намерения иранских властей вернуться к ядерной сделке и переговорам с Саудовской Аравией – это первый серьезный для правительства Ирана шаг. Несмотря на общий спад протестной активности и переход в «рутинный» характер мероприятий, в Тегеране понимают, что напряженность сохранится. И отсутствие какого-либо решения, которое сбавит накал в стране, создаст предпосылки к еще большему всплеску недовольства. И не факт, что следующие мятежи получится подавить силой.

Ситуация в Иране немного стабилизировалась, поскольку после стихийных митингов в начале декабря правительство Ирана изменило саму тактику действий против демонстрантов, что позволило снизить уровень общей нестабильности. Подчеркнем, что общая усталость от происходящего и перемена в тактике действий иранских властей фактически позволили пресечь протестные акции: люди выходят на улицы и требуют перемен, но все происходящее стало рутинным. Со своей стороны отметим, что насильственная смена власти не принесет желаемого, так как у оппозиции нет никакого приемлемого плана действий. На данный момент ни одна из оппозиционных сил не показала ничего, кроме насилия и выкрикивания стандартных лозунгов, а практических шагов предпринято не было. Все они следуют навязанному Западом курсу, поэтому безальтернативность нынешней власти по сути предрешила итог протестов: они закончатся так же, как и предыдущие.

52.22MB | MySQL:103 | 0,462sec