О новых достижениях Турции в производстве и боевом применении отечественных БПЛА

По информации турецких СМИ, 19 декабря 2022 года в ходе проведенных испытаний ударный беспилотный летательный аппарат БПЛА Bayraktar Akıncı разработки Baykar Technologies успешно поразил цель с применением первой разработанной в Турции гиперзвуковой ракеты TRG-230-IHA класса «воздух-земля». Как сообщает турецкая Hurriyet Daily News со ссылкой на технического директора компании Baykar С.Байрактара, разработанная турецкой оборонной компанией Roketsan гиперзвуковая ракета успешно поразила цель на расстоянии более 100 км. БПЛА нес ракету TRG-230-ЭHA на подкрыльевом узле подвески. Судя по названию и внешнему облику TRG-230-ЭHA, боеприпас, предположительно, представляет собой модифицированную для применения с борта летательных аппаратов версию управляемого реактивного снаряда TRG-230. В базовой версии боеприпас стартовой массой 215 кг оснащен комбинированной инерциальной/спутниковой системой навигации, 42-кг осколочно-фугасной боевой частью и позволяет поражать цели на дальностях от 20 до 70 км. По заявлению производителя, авиационная версия ракеты с дальностью пуска от 20 до 150 км защищена от помех системе GPS (система глобального позиционирования) и может поражать неподвижные цели. Турецкий боеприпас может применяться для поражения огневых позиций артиллерии, зенитных ракетных комплексов, радиолокационных станций (РЛС) и других важных объектов.

По данным Baykar, максимальная взлетная масса оборудованного двумя турбовинтовыми двигателями БПЛА Akıncı составляет 5500 кг, размах крыла – 20 м, высота – 4,1 м, длина – 12,3 м. БПЛА может нести внутреннюю и внешнюю полезную нагрузку массой до 450 кг и 900 кг, соответственно, и выполнять задачи на высотах до 12,1 км. Продолжительность полета Akıncı превышает 24 часа. БПЛА может нести широкий спектр вооружения на внешней подвеске, включая разработанные Rocketsan высокоточные боеприпасы MAM-L, MAM-C, Bozok, управляемые ракеты Cirit и L-UMTAS, авиабомбы MK-81, MK-82, MK-83. На борт планируется интегрировать и другое вооружение, включая крылатую ракету SOM-A с дальностью полета 240 км и управляемые ракеты Gokdogan и Bozdogan класса «воздух-воздух».   Как известно, первые БПЛА Akıncı были поставлены ВС Турции в августе 2021 года. Сообщается, что Baykar Defence уже заключила экспортные контракты на поставку Akıncı с тремя странами, переговоры с рядом других потенциальных заказчиков продолжаются.

В свою очередь турецкая компания Baykar Technologies 21 декабря на своей странице в Twitter объявила о начавшихся летных испытаниях опытного образца реактивного ударного БПЛА Kizilelma. Первый полет БПЛА Kizilelma состоялся 14 декабря в испытательном центре компании в Чорлу (северо-западная провинция Текирдаг). Ему предшествовал успешно завершившийся этап наземных испытаний, в ходе которых были проверены все системы аппарата, а БПЛА автономно выполнил руление и разбег по взлетно-посадочной полосе (ВПП). К первым концептуальным проработкам БПЛА MIUS (тур. Muharip Insansiz Ucak Sistemi) компания Baykar приступила в 2013 году, однако полномасштабная разработка проекта началась только в июле 2021 года, когда было опубликовано первое рендерное изображение БПЛА и раскрыта некоторая информация о его характеристиках. БПЛА планируется применять для выполнения различных задач, включая ведение разведки, непосредственную авиационную поддержку, подавление и поражение средств ПВО противника, а также воздушный бой. Сборка первого опытного образца аппарата началась в марте 2022 года. В сентябре 2022 года технический директор Baykar С.Байрактар объявил о завершении сборки второго опытного образца.

Малозаметный реактивный сверхзвуковой БПЛА Kizilelma, выполненный по аэродинамической схеме «утка», оснащен одним реактивным двигателем, сможет нести во внутреннем отсеке и на подкрыльевых узлах подвески около 1,5 т полезной нагрузки. Аппарат оборудован трехопорным шасси, двумя передними горизонтальными поверхностями управления и двумя наклонными вертикальными стабилизаторами. Предполагается, что дальность полета БПЛА максимальной взлетной массой 6000 кг составит 500 морских миль, практический потолок – 10668 м, продолжительность полета – 5 ч, максимальная скорость – 0,64М. Как предполагается, первые версии БПЛА, Kizilelma-A, будут оснащены украинским турбореактивным двигателем АИ-25ТЛТ, но позднее планируется собрать аппарат Kizilelma-B с АИ-322Ф с форсажной камерой. Также планируется построить БПЛА Kizilelma-С» с двумя двигателями АИ-322Ф. БПЛА планируется оборудовать РЛС с активной фазированной антенной решеткой с электронным сканированием. Обмен информацией будет обеспечен как в зоне прямой радиовидимости, так и за ее пределами. В качестве вооружения БПЛА планируется использовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и крылатые ракеты турецкого производства. Для снижения радиолокационной заметности аппарат будет нести боеприпасы во внутреннем отсеке вооружения. Размещение боеприпасов на подкрыльевых узлах подвески также возможно при применении в операциях, где показатель радиолокационной заметности не важен. Предполагается, что конструкция и характеристики нового аппарата позволят ему выполнять взлет и посадку на борт судов, сходных с десантно-вертолетными кораблями доками (ДВКД) класса Anadolu. По заявлению компании, благодаря использованию искусственного интеллекта будет обеспечено взаимодействие Kizilelma c пилотируемыми боевыми самолетами в качестве «надежного ведомого».

Таким образом, турецкая оборонная промышленность продолжает планомерное производство новых типов БПЛА. Примечательно, что вместе с производством новых типов летательных аппаратов одновременно происходит усовершенствование и выпуск модернизаций уже стоящих на вооружении дронов. Представляется, что турецкие инженеры ищут нетривиальные подходы для поиска наиболее оптимального варианта соотношения «беспилотник – боевая нагрузка», что в перспективе позволит обеспечить более качественную боевую работу БПЛА в военных конфликтах будущего.

52.11MB | MySQL:103 | 0,655sec