О предвыборной ситуации и факторах, влияющих на возможность проведения досрочных выборов в Турции

В декабре IFIMES (Международный институт ближневосточных и балканских стран в Любляне; имеет  статус при Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС) / ООН с 2018 года) выпустил доклад о возможности проведения досрочных всеобщих выборов в Турции в следующем году .

Основные тезисы доклада

Турецкие официальные лица во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом заверяют общественность, что досрочных выборов не будет и что голосование будет проведено, как и планировалось, в июне 2023 года. Кроме того, министр юстиции Турции Бекир Боздаг заявил 19 августа 2022 года, что президентские и парламентские выборы будут проведены, как это предусмотрено Конституцией Турции, то есть 18 июня 2023 года. Однако в Турции есть подозрения, что Эрдоган может «удивить» оппозицию и назначить досрочные парламентские  и президентские выборы. В Турции правящая Партия справедливости и развития (ПСР) и оппозиционные партии все чаще участвуют в политических и юридических дебатах относительно возможной кандидатуры Эрдогана на предстоящих президентских выборах. Оппозиция считает, что Эрдоган не может баллотироваться на новый срок, поскольку это будет его третий срок подряд на посту президента, поскольку он уже провел два срока на этом посту. Первый — с августа 2014 года по июнь 2018 года, а его второй и нынешний срок полномочий начался в июне 2018 года и должен закончиться в июне 2023 года. Конституция Турции не позволяет одному и тому же лицу занимать пост президента более двух сроков подряд, в то время как один срок длится пять лет. Оппозиция утверждает, что шансы Эрдогана баллотироваться на третий президентский срок зависят от организации досрочных выборов, поскольку он не смог бы баллотироваться на третий срок, если будут организованы очередные выборы. С другой стороны, ПСР утверждает, что Эрдоган имеет право баллотироваться на новый президентский срок на основании того факта, что референдум по конституционным поправкам, которые предусматривали переход к президентской системе, был проведен 16 апреля 2017 года. А именно, согласно новой системе, Эрдоган выиграл свой первый президентский срок 24 июня 2018 года и может баллотироваться на новый и второй президентский срок на предстоящих выборах в июне 2023 года. Чтобы обойти это юридическое противоречие, Али Ихсан Явуз, заместитель председателя ПСР по вопросам выборов, предложил активировать статью 116 Конституции [2], сказав: «Если Великое национальное собрание Турецкой Республики (парламент) примет решение о досрочных выборах во время второго срока президента республики Эрдоган может снова стать кандидатом в президенты», что означает, что в случае организации досрочных президентских выборов он может баллотироваться на третий президентский срок подряд.

Как инициировать досрочные выборы

Согласно поправкам, принятым на референдуме в 2017 году, как президент, так и парламент могут назначить досрочные выборы. Законодательство включает в себя положение о «двойном замке», согласно которому президент и все 600 депутатов  Великого национального собрания Турции должны быть избраны в один и тот же день. Президентские и парламентские выборы должны быть проведены одновременно, то есть не могут проводиться отдельно. Кроме того, согласно конституции, президент может назначить выборы президентским указом. Турецкий парламент, состоящий из 600 депутатов, может принять решение о проведении досрочных выборов большинством в три пятых от их общего числа, т. е. 360 депутатов. В настоящее время ни у правящей партии, ни у оппозиции нет достаточного числа членов, чтобы принять такое решение.

План Р.Т.Эрдогана «удивить» оппозицию

Среди оппозиционных партий существуют глубокие разногласия относительно кандидата, который будет противостоять Эрдогану на предстоящих президентских выборах. Оппозиционный блок под названием «Стол шести», состоит из Народно-Республиканской партии, Хорошей партии, исламистской партии Саадет, Демократической партии народов (ДПН) и двух партии, созданных бывшими ветеранами ПСР:  Партии будущего, созданной бывшим премьер-министром и министром иностранных дел Ахметом Давутоглу и Партии демократии и прогресса, созданной бывшим министром финансов и министром иностранных дел Али Бабаджаном. В то время как лидер НРП Кемаль Кылычдароглу стремится стать кандидатом в президенты от имени коалиции «Стол шести», некоторые коалиционные партии отвергают такой вариант. В частности, они считают, что из-за его светской ориентации и принадлежности к общине алевитов его выдвижение будет означать потерю голосов большого числа консервативных исламских избирателей, которые не будут голосовать за него. Кылычдароглу не хватает харизмы и политических результатов, которые являются одними из наиболее заметных преимуществ Эрдогана. Будучи лидером оппозиции с 2010 года, Кылычдароглу ни разу не победил Эрдогана и ПСР ни на одних из состоявшихся до сих пор выборов — в 2011, 2015, 2016, 2017, 2018 и выборах 2019 года. Выдвижение Кылычдароглу в качестве вечного неудачника стало бы большой услугой Эрдогану. В начале сентября 2022 года Али Бабаджан, лидер оппозиции из Партии демократии и прогресса, заявил, что если партии «шестерки» не договорятся о едином кандидате в президенты, то каждая партия должна выдвинуть своего лидера кандидатом в президенты. Другими словами, у оппозиции будет шесть кандидатов в президенты, что снова сыграет на руку Эрдогану. Хотя существует множество факторов, которые могут побудить президента Эрдогана принять решение о проведении досрочных выборов, существуют также препятствия, которые могут помешать этому. Наиболее важным является тот факт, что изменения в законе о выборах, принятые парламентом в марте 2022 года, до сих пор не вступили в силу. Поправки были предложены партией ПСР и ее коалиционным партнером ПНД, чтобы увеличить ее шансы на предстоящих парламентских выборах. А именно, ПНД в настоящее время имеет 48 депутатов в парламенте, и, хотя снижение избирательного порога с 10% до 7% увеличит шансы ПНД снова стать парламентской партией, это одновременно создаст возможность для других оппозиционных партий войти в парламент. Это была главная просьба Партии националистического движения (ПНД). В частности, было зафиксировано падение ее популярности, что вызвало опасения, что она не станет парламентской партией и что в результате ПСР останется без партнера по коалиции, необходимого для формирования будущего правительства. Еще одним препятствием является падение популярности правящей ПСР. А именно, хотя большинство опросов общественного мнения показывают, что ПСР победит на следующих парламентских выборах и получит большинство в парламенте, опросы также показывают, что она наберет от 33% до 35% голосов. Однако такие проценты указывают на снижение поддержки правящей партии ПСР, поскольку на предыдущих парламентских выборах, которые состоялись в июне 2018 года, партия набрала 42,6% голосов.

Второй тур выборов президента

В большинстве опросов общественного мнения президент Эрдоган по-прежнему лидирует с 40%. За ним следуют Мансур Яваш, мэр Анкары и член оппозиционной НРП, Мераль Акшенер, лидер Хорошей партии  и Экрем Имамоглу, мэр Стамбула и член НРП. Однако большинство опросов также указывают на то, что Эрдоган не сможет победить в первом туре выборов и не получит абсолютного большинства голосов, как это было на выборах 2014 года (51,79% голосов) и 2018 года (52,59% голосов), что означает, что придется пройти второй тур выборов против кандидата от оппозиции. Наконец, дата досрочных выборов в Турции будет зависеть от оценки внутриполитической и экономической ситуации президентом Эрдоганом и правящей ПСР, а также от ожиданий правительства относительно улучшений в области экономики к концу этого года. Аналитики считают маловероятным, что оппозиционным партиям удастся своевременно договориться о едином кандидате в президенты, который будет баллотироваться на президентских выборах против Эрдогана. Следовательно, вполне вероятно, что Эрдоган может «удивить» оппозиционные партии и назначить досрочные выборы. Турецкие интеллектуалы осознают масштаб политических, культурных и исторических разногласий в турецком обществе. Эта реальность является серьезной проблемой для будущего Турции, потому что победа любого варианта будет означать не только смену правительства, но и движение страны к более неопределенному будущему. Другими словами, демократический процесс открывает дверь в неизвестность, а не в лучшее будущее. Столкнувшись с серьезной экономической ситуацией и выборами, которые исключительно важны для его политического будущего, президент Турции Р.Т.Эрдоган осознает эту реальность и растущую силу оппозиции из-за экономического кризиса, который истощил все слои турецкого общества и особенно средний класс. Оппозиция сталкивается с серьезной проблемой, связанной с выдвижением своего единого кандидата, что кажется невыполнимой задачей из-за их внутренних разногласий. Внутри оппозиции нет единства и по актуальным экономическим и политическим вопросам. Ее единственная цель — отстранить Эрдогана от власти. Поскольку у оппозиции нет четкой программы или формулы, как справиться с экономическим кризисом, избиратели будут преимущественно голосовать за преемственность, а не за широкую коалицию. Турция имеет довольно неудачный опыт работы с широкими коалициями, которые в прошлом несколько раз ставили государство на грань банкротства. Проблема оппозиции в том, что она состоит из четырех элементов. В частности, исламисты, секуляристы, националисты и курды, которые, естественно, имеют противоречивые политические ориентации и вряд ли объединятся на единой платформе. На самом деле, даже если они объединятся, они не смогут разработать совместную программу, которая позволила бы решить существующие проблемы в обществе, спасти экономику или заниматься внешней политикой в очень сложных международных отношениях.

Лидеры исламистских партий, вышедших из ПСР, во главе с Ахметом Давутоглу, бывшим премьер-министром, и Али Бабаджаном, бывшим министром финансов, а также руководство партии Саадет, которая культивирует и продвигает политику исламистского мыслителя и политика Неджметтина Эрбакана, понимают, что их электорат не поддержит ни одного из кандидатов, выдвинутых либералами, националистами или секуляристами, и не отдаст предпочтение какому-либо кандидату от оппозиции, который не является исламистом, как Эрдоган. Они уже объявили, что во втором туре выборов будут голосовать за Эрдогана. Исходя из этих фактов, ни НРП, ни другие оппозиционные партии не способны победить Эрдогана в одиночку, так же как они не способны объединиться и разработать общую программу и выдвинуть единого кандидата с лидерскими качествами, который может баллотироваться против Эрдогана.

Оппозицию беспокоит то, что Эрдоган не просто контролирует государственный аппарат, но может вызвать отдельные политические кризисы, такие как обострение отношений с Грецией, превратить спор об островах и Восточном Средиземноморье в национальный вопрос, связанный с безопасностью Турции, начать новую войну против Рабочей партии Курдистана (РПК, считается в Турции террористической организацией) на севере Сирии или обострение спора с НАТО относительно вступления Швеции и Финляндии в целях получения уступок, которые он хотел бы использовать в избирательной кампании. Оппозиция также обеспокоена возможным использованием таких кризисов, поскольку они будут носить популистский характер, что повысит энтузиазм и патриотизм граждан, в то время как оппозиции придется поддерживать правительство, а не выступать против него по этим вопросам, поскольку это будет воспринято  электоратом как акт государственной измены.

Курдские избиратели

Аспект, анализируемый во всех дискуссиях, касающихся предстоящих выборов в Турции, — это влияние курдских избирателей. По оценкам, в Турции курды составляют около 15% от 84-миллионного населения. Согласно уравнению выборов, голоса курдов будут определять окончательный результат голосования, в частности президентских выборов. Избиратели курдского происхождения, как и избиратели турецкого происхождения, разделены на разные интеллектуальные и политические сегменты. Некоторые из них являются националистами и левыми, в то время как другие являются либералами, демократами, консерваторами или исламистами. Хотя Демократическая партия народов (ДПН) была ведущей партией на выборах в большинстве преимущественно курдских провинций, доля голосов, полученных другими партиями от избирателей курдского происхождения, не является незначительной.  Курдские националисты не голосуют за ПНД, точно так же, как турецкие националисты не голосуют за ДПН. Тем не менее, нельзя сказать, что все курды не голосуют за ПНД или что все турки не голосуют за ДПН. В частности, есть курдские избиратели, которые голосуют за ПНД, точно так же, как среди турецких избирателей некоторые голосуют за ДПН — по правде говоря, в небольшом проценте. ДПН является результатом альянса крайне левых партий Турции и курдских националистов. Однако со стороны курдских избирателей, которые традиционно консервативны, есть опасения, что ультралевые турки получат контроль над ДПН. Некоторые из них считают, что ДПН использовала курдов и что партия потеряла свою «курдскую идентичность». Граждане курдского происхождения, как и граждане турецкого происхождения, голосуют не только на основе своей политической или идеологической принадлежности. На предстоящих выборах курдские избиратели, как и другие граждане Турции, проголосуют за продолжение инвестиций, проектов развития, безопасность и стабильность — вдали от этнических и партийных разногласий со стороны оппозиции. Курдский вопрос является самым спорным вопросом, с которым столкнулась Турция с момента создания республики в 1923 году. Целью отцов-основателей современной Турции было создание национального государства, подобного европейскому. Они пытались создать нацию, основанную на равноправии граждан и общей идентичности на принципах светскости и суверенитета. Тем не менее, все граждане, проживающие в пределах границ Турции, были идентифицированы как турки, и ожидалось, что этнические меньшинства примут «турецкую» идентичность как общую идентичность. Однако события развивались не совсем так, как планировалось, что создало многочисленные осложнения в последующие годы. На последних нескольких выборах почти половина курдских избирателей проголосовала за правящую партию ПСР, потому что с 2002 года Эрдоган был единственным лидером современной Турции, который взял на себя обязательство решать проблемы этнических меньшинств и вкладывать значительные усилия и ресурсы в развитие юго-восточной части страны, несмотря на деструктивную роль прокурдских элементов (ДПН) и турецких националистов (ПНД и НРП).

Турция превращается из «больного человека» в региональную силу в 2023 году

С середины девятнадцатого века до ее распада в 1922 году  Запад называл Османскую Империю «больным человеком Европы» из-за серии поражений, потери значительной части ее территории на трех континентах и, в конечном счете, поражения в Первой мировой войне. Такая ссылка — это отражение восприятия, которое сохранялось в течение достаточно долгого времени, а также применялось к его преемнику — Турецкой Республике, которая была создана 29 октября 1923 года. Это также стало результатом серии военных государственных переворотов 1960, 1962, 1980 и 2016 годов, а также четырех военных меморандумов, которыми военные угрожали гражданским властям в 1971, 1979, 1997 и 2007 годах. Приход Реджепа Тайипа Эрдогана к власти в качестве премьер-министра Турции 13 марта 2003 года ознаменовал начало нормализации отношений между гражданскими и военными. Влияние военных на политическую жизнь уменьшилось, и Турция начала свой политический и экономический прогресс, а также путь к современной демократии, стремящейся стать членом Европейского союза (ЕС). Современная Турция прошла долгий путь от такого восприятия и стала сильным государством и региональной державой, а также важным игроком на геополитической карте мира. В частности, в Средиземноморском регионе, на Кавказе, на Ближнем Востоке, в Африке, а также благодаря сбалансированным отношениям с крупными державами, такими как США, Россия и Китай.

Турция стала объектом исследований в исследовательских центрах США, Европы, Китая, России и Азии. Интерес к ее важной роли основан на двух основных факторах:

  • Во-первых, потому, что после Первой и Второй мировых войн Турецкую Республику перестали называть «больным человеком», а затем «нежелательной». Запад справился с этим путем маргинализации, которая иногда доходила до презрения из-за ее незападного происхождения. В результате ее вступление в ЕС было замедлено. Турция ждала возможности стать полноправным членом ЕС с 1959 года. С момента создания современной республики в 1923 году Турция пытается присоединиться к Западу. С середины двадцатого века турецкие интеллектуалы работали над формулированием интеллектуальных и политических предложений в попытке наметить связи между своей страной и Западом.  В конце двадцатого века Турция осознала, что ее стремление стать сильным государством не может быть реализовано путем «ухаживания за Западом», и что она должна использовать свое геостратегическое положение в качестве моста между тремя континентами. Это восприятие стало очень заметным после прихода ПСР к власти в 2002 году.
  • Во-вторых, Турция наметила амбициозный план своей деятельности в области международных отношений, который проявляется в первую очередь в независимости ее политических решений от Запада, несмотря на ее членство в  НАТО. Турция также использовала механизмы, основанные на ее экономическом росте и оборонной промышленности, которые значительно развились за последние два десятилетия. На практике экономический рост создал возможности для развития и крупных инвестиций, а также помощи странам Третьего мира, в результате чего Турция приобрела значительное влияние и популярность на Балканах, Ближнем Востоке и в Африке. Турецкая оборонная промышленность увеличила свое присутствие за счет продажи оружия без какого-либо конкретного политического шантажа, в отличие от США и некоторых западных стран. За последние несколько лет Турция внесла свой вклад в составление геополитических карт в нескольких регионах, преимущественно в Средиземноморье. Вмешательство Турции во вторую гражданскую войну в Ливии в январе 2020 года и «разблокирование» Триполи как ее столицы, где находится международно признанное правительство, препятствовали египетско-франко-эмиратскому сценарию, который был разработан для Ливии, до такой степени, что вынудил Париж в значительной степени выйти из него.  Благодаря сделанным инвестициям влияние Турции распространилось и на другие страны. В частности, Турция значительно усилила свое влияние в Средиземноморском регионе и некоторых африканских странах. Турция стала третьей страной, сразу после США и Китая, которая за последние три десятилетия ограничила влияние Франции в Африке. Во время своего визита в Алжир  в августе 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что его целью является усиление присутствия Франции в Африке в ответ на усиление влияния России и Турции. Кроме того, Турция стала ключевым фактором и на Кавказе после мощной военной поддержки, которую она оказала Азербайджану в восстановлении Нагорно-Карабахского региона в войне с Арменией в 2020 году.

Поворотным моментом для геополитического положения Турции в современном мире является ее ключевая роль в переговорах между Россией и Украиной после начала боевых действий, поскольку она способствовала заключению соглашения об экспорте зерна в страны Третьего мира в 2022 году. Аналитики считают, что мирное соглашение между Россией и Украиной немыслимо без активной роли Турции. Турция больше не является «больным человеком», и она больше не «нежелательна» для Запада, фактически, за последние два десятилетия она стала региональной силой и фаворитом как Востока, так и Запада.

52.3MB | MySQL:103 | 0,494sec