Сочетание конфиденциальности и транспарентности в рамках германо-израильского военного сотрудничества

Как сообщил 9.09.2009 сайт MIGnews.com, израильские военные не выражают особого беспокойства в связи с поставкой Сирии четырех МиГ-31, так как они не смогут нарушить баланс сил в регионе. Израиль гораздо больше беспокоит неоднократно высказываемый сирийцами интерес к покупке модернизированных МиГ-29, которые являются грубым эквивалентом состоящих на вооружении ВВС ЦАХАЛа F-16, отмечается в сообщении. Возможно, это беспокойство связано с тем, что и сам Израиль причастен к модернизации МиГ-29, опыт которой есть у оборонных предприятий страны в рамках кооперации с ФРГ. Не исключено, что израильским военным специалистам интересно, насколько далеко сумели продвинуться в модернизации самолета их конкуренты и какого именно узла она коснулась.

Однако мы еще вернемся к теме модернизации МиГ-29, которую рассмотрим на фоне стратегического оборонного партнерства ФРГ и Израиля. Оно создавалось весьма непросто. Первое послевоенное десятилетие характеризовалось тем, что Федеральное правительство стремилось избегать общественных дебатов об ответственности Германии за преступления и геноцид в период национал-социализма. Особо был оберегаем от обсуждений вопрос об уничтожении и преследованиях европейских евреев, в том числе немецких, которые, опасаясь эскалации гитлеровских репрессий, в 30-х годах уехали в Палестину, став той частью мирового еврейства, на долю которого выпало создание Государства Израиль. «Мы лишь с опозданием узнали — я говорю и о себе — о том, как много потеряла Германия в результате Холокоста», — сказала федеральный канцлер Ангела Меркель в канун празднования 60-летия Израиля.

Получившие прозвище «йекес», немецкие евреи в числе основателей Израиля прилагали усилия, чтобы отговорить только что образованное правительство страны от сотрудничества с теми, кого они воспринимали как бывших угнетателей, ответственных за Холокост. Их можно было понять. Однако существовали еще и государственные интересы, а они требовали иного подхода. Тем более что на политической карте мира оба государства, ФРГ и Израиль, появились практически одновременно, и оба — при фактическом отсутствии собственной защиты в техническом отношении. В одном государстве промышленность возрождалась, в другом нарождалась. Равные условия странным образом сблизили народы, которые связывали взаимная ненависть и обиды.

Однако озабоченность, причем в одинаковой степени, собственной безопасностью, созданием своих вооруженных сил оказалась сильнее недоверия. «С этой страной у нас уникальная связь. Во-первых, мы связаны самой мрачной главой в истории Германии — Холокостом. Но, во-вторых, мы связаны дружбой, которая чудесным образом возникла впоследствии», — сказал в одном из интервью Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии, один из восьми членов кабинета, которые приехали в Израиль на празднование его 60-летнего юбилея. Чудом назвала происходящее в Израиле газета The Times. Германия — страна, которая задумала и осуществила Холокост, — проводит еженедельное заседание своего правительства не в Берлине, а в Иерусалиме. Много лет израильские семьи отказывались покупать немецкие товары, теперь марка «Сделано в ФРГ» стала весьма привлекательной для израильского потребителя. Германия и Израиль укрепляют свои отношения, и становится ясно: Берлин является первостепенным партнером Израиля в Европе, отметили в те дни мировые СМИ.

Примечательны в этой связи комментарии СМИ, касающиеся оборонного сотрудничества. Спустя 63 года после освобождения Освенцима, отмечали они, Германия стала одним из основных поставщиков оружия Израилю (строго говоря, это случилось 55 лет назад). На совместном заседании кабинетов двух стран рассматривались предложения в области германо-израильского сотрудничества и общих проектов, даже в странах, которые не признают Израиль, создание новых институтов исследования Германии в Иерусалиме и Хайфе, стремительное повышение численности студентов, обучающихся по программам обмена, а также обмен военными технологиями.

Судьба подарила странам, народы которых получили трагический опыт войны, практически одну и ту же проблему в один и тот же момент их истории. Это были государства-погодки, которым срочно надо было взрослеть. Федеральное правительство в Европе готовилось как можно скорее создать армию и возродить оборонную промышленность. Находившийся на Азиатском континенте Израиль считал необходимой защиту своего юного Отечества путем строительства армии и обеспечения производства военной техники.

Путь к «прагматическому» сотрудничеству был проложен переговорами о немецких репарациях за преступления, совершенные во время нацистского периода немецкой истории. В 1954 г. были сделаны первые конфиденциальные шаги в отношении военно-технического сотрудничества.

В связи с этим имеет смысл напомнить, что уже в 1956 г. — году основания бундесвера — началось обсуждение вопросов политики в сфере оборонного сотрудничества двух стран. То есть существовала изначальная нацеленность правящих кругов обеих стран на взаимные контакты, какими бы нереальными и нелогичными они кому-то ни казались. В 1958 г. федеральный министр обороны Франц Йозеф Штраус и заместитель министра обороны Израиля обороны Шимон Перес договорились о поставках оружия из Германии. В ответ на развитие сотрудничества ФРГ и Израиля в начале 60-х годов последовала угроза от арабских стран о дипломатических последствиях опасного, по их мнению, шага. Действуя аналогичным образом, Израиль потребовал прекращения немецко-египетского сотрудничества в области ПВО и ракетостроения. После эскалации кризиса и признания Египтом ГДР перспективы немецко-египетских дипломатических отношений оказались под вопросом, пока не были вовсе прерваны. Настал решающий момент для контактов. В качестве «орудия самого крупного калибра» был использован председатель Наблюдательного совета Thyssen AG Курт Бирренбах, он стал специальным представителем канцлера по установлению дипломатических отношений с Израилем и с успехом провел переговоры на эту тему. Ему и первым немецким дипломатам на земле Израиля приходилось непросто. К примеру, когда посол Западной Германии впервые вручал в Иерусалиме свои верительные грамоты, демонстранты глушили выкриками государственный гимн Германии.

Даже после этой памятной вехи немецкий экспорт вооружений в Израиль зачастую пребывал в неустойчивом состоянии. Хотя немецкие новобранцы очень хорошо знали, что они держат в руках израильские «Узи», с которых старательно стерта маркировка, а корабли и подводная лодка, пусть и произведенные по заказу ФРГ на французских и английских верфях, предназначены для Израиля. Исследователь Абу Самра Далия в этой связи приводит такой пример: была удалена маркировка с построенного в Германии по французской лицензии самолета Noratlas. В середине мая 1960 г. Франция приняла первые три машины и передала их в руки израильских летчиков. После того как поверх немецкой национальной эмблемы появилось изображение Звезды Давида, самолеты взяли курс из Марселя в Израиль.

Очень скоро сотрудничество на основе «короткого и неофициального пути» (то есть вне общественного контроля) продемонстрировало, что оно выгодно для обеих сторон. Германия, вступившая в период «экономического чуда», пригласив на работу гастарбайтеров из Италии, Турции и других стран, обрела небывалый экономический импульс. На полную мощь заработала «оборонка». Потребовался рынок сбыта.

И тут Германия получает благодарного покупателя «излишков своего оружия», к тому же такого, который при любых обстоятельствах заинтересован в том, чтобы молчать о подобных сделках. Это было стратегически важно как для Израиля, так и для ФРГ. В условиях обостренной реакции арабских государств на контакты подобного рода это был вопрос выживания или, по крайней мере, получения передышки для Израиля. Для Германии же — вопрос перспективы расширения рынка сбыта, которым мог стать огромный, густонаселенный и во многом «заточенный» на уничтожение Израиля регион Ближнего Востока. Правда, коммерчески заинтересованная в принципе «и вашим и нашим», ФРГ все же выбирала приоритетом Израиль, а себя если и рассматривала как производителя оружия для стран — соседей Израиля, то весьма выборочно и в очень ограниченном списке вооружений. Одновременно, являясь членом НАТО (с 1955 г.) и зная о планах поставки вооружения своих партнеров, способная влиять на эти планы, Германия становилась для Израиля важным информатором и своего рода диспетчером в поставках вооружений на Ближний Восток.

Обстановка секретности была, таким образом, выгодна и ФРГ и Израилю как с политической, так и с экономической точки зрения. Обнародование фактов открытой продажи немецкого оружия состоялось много позже. А качество его напрямую зависело от Израиля: он стал важным партнером ФРГ в оценке советских военных технологий, особенности которых проявились, что крайне важно, в боевых условиях. Соответствующее соглашение между ФРГ и Израилем о проведении общего технического анализа иностранного военного имущества было подписано в 1967 г., и многочисленные экземпляры советской боевой техники, которая состояла на вооружении арабских войск и оставлена ими в ряде случаев совершенно неповрежденной на поле боя, были, что называется, еще тепленькими переданы в распоряжение Минобороны ФРГ и получили всестороннюю экспертную оценку немцев. Данное обстоятельство оказалось немаловажным для совершенствования германского вооружения, ряд образцов которого пополнил впоследствии и израильский арсенал, сделав его максимально эффективным.

Таким образом, каждый из партнеров получил то, что хотел получить. ФРГ — молодую быстроразвивающуюся оборонную отрасль, производящую образцовый экспортный товар, зачастую не имевший аналогов. Израиль — максимально эффективный и разнообразный арсенал, касающийся наземного, надводного, подводного и воздушного оружия, которое при умелом использовании было способно отразить любую агрессию любой страны, что впоследствии было многократно доказано.

На фоне неоднократных остановок поставок оружия Францией, Великобританией и США, которыми эти страны пытались воздействовать на израильтян в их отношении к палестинцам и соседним арабским государствам, время от времени вместе с терпением терялся дополнительный надежный источник вооружений. Лишь Германия строго выполняла все договоренности в данной сфере, чем заслужила репутацию не только четкого, но и единственного обязательного партнера. Израиль получил в этой связке другое, не менее важное качество: в 2000 г., когда Федеральное правительство разрешило экспорт оружия и военного оборудования в Израиль на сумму 346 млн марок, союзник Германии на Ближнем Востоке стал важнейшим потребителем вооружения за пределами НАТО.

Таким образом, обе стороны много десятилетий рассматривают оборонное сотрудничество в качестве весьма деликатной сферы, конфиденциальность в которой не только желательна, но и необходима, причем как можно дольше. По крайней мере, до конца 80-х контактами в этой области занимались спецслужбы обеих стран. Точка зрения Федерального правительства отражена в ряде документов. Один из них — письменный ответ Минобороны ФРГ от 10.12.1991 на запрос депутата от социал-демократов Вальтера Колбова, в котором есть строка: «С момента начала сотрудничества с Израилем такова стандартная практика всех правительств: сделать это сотрудничество как можно менее публичным или официальным». Этой практики правительства обеих стран придерживаются и по сей день.

В то же время понятно, что тайное не может долго оставаться таковым. Как следствие подобных контактов в области обороны, время от времени разражались политические скандалы, в результате которых становилось известно о секретных сделках. Так было, к примеру, когда в центре внимания общественности оказался факт поставки скоростных катеров через Францию или подводных лодок через Великобританию. Еще более заметный скандал датирован концом 80-х годов, он назван Cerberus-Skandal. В ходе него выяснилось, что, начиная с 1972 г., Федеральное правительство осуществляло тайное финансирование проекта, в котором были задействованы израильские технологии по созданию передатчика помех и имитации ложных целей Cerberus. Эта система впоследствии была использована (и сейчас используется) на самолетах Tornado. Хотя заказ был сделан, как уже было отмечено, в 70-е годы, израильская индустрия осуществляла поставки в 90-е. Более десятилетия сделка держалась в секрете. Общая стоимость проекта составила около 2,2 млрд немецких марок, из которых половина приходилась на израильскую фирму Elta (ныне ELTA Systems Ltd. — солидное подразделение Israel Aerospace Industries, 90% продукции ELTA отправляется в 50 стран мира), а другая половина шла на секретные акции служб Мосада и BND. Эти средства, как и сам факт финансирования, Федеральное правительство скрывало от немецкого парламента.

Содержание сотрудничества хотя и носит долговременный характер, обогащается актуальными потребностями. К примеру, эксперт Отфрид Нассауэр, который многие годы наблюдает за процессом немецко-израильского сотрудничества, пишет о том, как претерпел изменение военный заказ Израиля с его точки зрения: «Война с Ираком стала, если можно так выразиться, желанным поводом к тому, что ФРГ согласилась поставить Израилю сначала две, а затем все-таки три подводные лодки. Они были профинансированы так: первые две почти полностью оплачены немецкими налогоплательщиками, третью же оплатили совместно». Уточним: при данных сделках не страдал бюджет Израиля, так как значительную часть расходов (в 50-60-е годы они составляли от 250 до 400 млн немецких марок) брало на себя Федеральное правительство.

Годы сотрудничества не прошли даром. Если взять аспект появления новых технологий, то немецкая поддержка сыграла немалую роль в возникновении в Израиле уникальных предприятий. При этом эксперты отмечают появление конкуренции между родственными фирмами обеих стран. Экономические условия способны усилить эту конкуренцию, вполне нормальную на рынке вооружений, однако более привлекательны в данном случае взаимосвязи и обмен информацией, что, взаимно обогащая соперничающие сферы или фирмы, дает больший эффект. Тем более что в сфере технологий ФРГ и Израиль нередко достигают одного уровня.

Особенно плоды такого сотрудничества заметны в производстве на основе тесной кооперации вооружения для третьих стран. Что касается вооружения для военно-воздушных сил, то это адаптация самолетов к стандартам НАТО со стороны ФРГ, а со стороны Израиля — предоставление передовых коммуникационных и информационных технологий, компонентов авионики, датчиков, сенсорных и радарных устройств. Примером могут явиться германский лидер в экспорте оружия аэрокосмический концерн DASA и самый крупный частный оборонный концерн в Израиле с годовым оборотом 2 млрд долларов (2007) Elbit Systems, получившие в 1999 г. заказ на модернизацию 39 греческих истребителей F-4E Phantom II. DASA в данном случае выступила генеральным подрядчиком, включая, например, ответственность за модернизацию авионики. Elbit вначале поставила радарное устройство APG-65 и дисплей-технологию, а затем устройства целевой освещенности Litening Pods, привлекая к партнерству агентство по вооружению Rafael Armament Development Authority. Другой совместный проект касался обновления румынского парка МиГ-29. Он осуществлялся румынской компанией Aerostar и немецко-европейско-израильской связкой DASA/EADS – Elbit Systems. Напомним, что Elbit Systems — основной конкурент российских фирм в аспекте модернизации устаревших образцов советской техники. Сообща они усовершенствовали программу Sniper, как информировал Air Forces Monthly, 2002/9.

Если в целом рассматривать программу кооперации ФРГ и Израиля в опции «Вооружение для третьих стран», то, начиная с 1998 г., подобных проектов насчитывается около дюжины, а география, размеры, время исполнения заказов, как и суммы контрактов, позволяют говорить о полноценном и разноплановом сотрудничестве. Наиболее масштабными были вышеупомянутый заказ Греции (сумма контракта составила 336 млн долларов, как было сообщено в Jane’s Defense Weekly, 17.9.1999) и заказ Финляндии и Нидерландов на производство приспособлений для противотанковых ракет (стоимость 150 млн долларов); наиболее интересна с познавательно-технической точки зрения установка программы Sniper в аспекте модернизации МиГ-29. (Напомню, что с упоминания об этом самолете мы и начали рассказ о военно-техническом сотрудничестве ФРГ и Израиля.) Примечательно, что в большинстве случаев речь шла об образцах вооружений, не производящихся на предприятиях ФРГ и Израиля. При этом заказчики из Греции, Испании, Швеции, Бельгии, Финляндии, Нидерландов, Южной Кореи, Франции, Румынии и Турции имели возможность обратиться непосредственно к странам-изготовителям. Однако по известным им причинам они предпочли обратиться к немецко-израильскому оборонному альянсу, видимо, посчитав работу с ним более продуктивной и надежной, что красноречиво говорит о качественной стороне вопроса.

Несмотря на то что средства и методы немецко-израильского военного сотрудничества, начиная с 90-х годов, претерпели ряд существенных изменений, а ряд направлений и вовсе утратил актуальность, контакты в данной сфере по-прежнему носят стратегический, принципиальный и злободневный характер.

При подготовке статьи использованы, в числе прочих, факты и цифры из опубликованного исследования «Сотрудничество в сфере вооружений между Германией и Израилем» (Ruestungskooperation zwischen Deutschland und Israel), авторы Отфрид Нассауэр (Otfried Nassauer) и Кристофер Штайнметц (Christopher Steinmetz).

55.94MB | MySQL:116 | 1,135sec