Дарфур: битвы под «ооновским ковром»

Касаясь темы ЮНАМИД в Судане, необходимо снова вернуться к теме проекта доклада Совета Высшего Присутствия по Дарфуру Африканского союза (СНУД АС) в отношении перспектив мирного урегулирования. Отличительным нюансом этого доклада является фактическое игнорирование роли медиатора смешанной миссии АС-ООН Дж.Бассоле. Последний, совместно с Дохой, в рамках т.н. «катарской инициативы» в настоящее время продвинулся наиболее далеко в рамках достижения перемирия между Хартумом и партизанами. Довольно странно игнорировать этот очевидный факт, но это так. Объяснение лежит в непростых, мягко говоря, отношениях между Т.Мбеки и Дж.Бассоле. Это не является вопросом политической ревности (хотя, думается и этот аспект присутствует, но в меньшей степени). Ключ лежит в несколько другой плоскости. А именно в жесткой профранцузской и проамериканской ориентации Дж.Бассоле. Как ни парадоксально это звучит, но среди осведомленных экспертов Дж.Бассоле имеет репутацию «французского вассала», который в рамках «катарской инициативы» решает в основном вопрос сохранения неприкосновенности и «сохранении лица» президента Чада И.Деби. Про французскую ориентацию чадского лидера говорить излишне. Парадокс заключается в том, что Дж.Бассоле с катарцами никак не могут «уговорить» И.Халиля и его Движение за справедливость и равенство (ДСР) сесть за стол переговоров с Хартумом. И роль Парижа в этом вопросе ключевая. Тем не менее, Дж.Бассоле сетует не неуступчивость Халиля, а в Париж, тем не менее, летает для отчета как на работу. Это все вызывает большие вопросы к «тайным пружинам» «катарской инициативы». Вспомним также в этой связи «особые отношения» Дохи и Парижа с учетом финансовой помощи со стороны катарских шейхов Н.Саркози в период его предвыборной кампании.

Этот момент вызывает серьезное недовольство Т.Мбеки, который ратует за равноудаленность Афросоюза в деле его миротворческих усилий. То есть, мы имеем в настоящее время очень большую «мину» под всем планом СВУД АС, который вряд ли может быть реализован сепаратно, без привлечения смешанной миссии АС-ООН. Но то, что отношения Т.Мбеки и Дж.Бассоле улучшатся в обозримом будущем, надеяться не приходится. И дело здесь не в межличностных отношениях, а в разных тенденциях в руководстве Африканского союза. Налицо две определившиеся тенденции: одна четко ориентирована на Запад (Дж.Басолле), вторая предусматривает некую самостоятельную роль АС и равноудаленность (Т.Мбеки).

Эта «борьба мотивов» очень четко проявилась в связи с последними изменениями в руководстве ЮНАМИД. Имеется ввиду отставка, во многом вынужденная, специального представителя ООН в Дарфуре Р.Агады. Этой отставке (а если быть еще точнее, фактическому разрыву контракта) предшествовало серьезная подготовительная работа в штаб-квартире ООН. Два доклада Р.Агады для Генерального Секретаря ООН по ситуации в Дарфуре в апреле и июне с.г., в котором последовательно отстаивалась позиция о затухании военного открытого противостояния в Дарфуре и ставилось под сомнение утверждения о геноциде, вызвали истерику в Госдепартаменте США и Париже. С апреля с.г. представитель США в Совбезе ООН С.Райс, отличающаяся крайне консервативным мышлением в отношении Дарфура, начала тихую, но активную работу по смещению Р.Агады. В июне с.г. Совбез ООН принял решение о продлении мандата ЮНАМИД на 12 месяцев, при этом личный контракт Р.Агады был продлен только на 6 месяцев. По ооновским меркам, это издевательство. Р.Агада, естественно, ушел в отставку. Его обязанности пока временно исполняет уроженец Ганы Хенри Аньюдоха, который известен своими проамериканскими настроениями.

В этой связи позиция Афросоюза вызывает определенные размышления. Руководство этой организации извините за жаргонизм, «прошлепало» данную ситуацию и не предприняла никаких вразумительных действий. Если подходить к этому вопросу чисто с правовой точки зрения, то такие действия Секретариата ООН не могли быть осуществлены без консультаций с руководством АС. Что сделано не было. В настоящее время АС пытается выдвинуть некую аппеляцию на решения Секретариата ООН, но поезд, что называется, уже ушел.

Пикантность этой ситуации придает тот факт, что смещение Р.Агады произошло без ведома специального представителя США по Судану С.Грейшена. Последний несомненно разделял мнение Р.Агады в отношении ситуации в Дарфуре. Но генерала огорошили его «друзья» из Госдепартамента США и показали ему, кто «заказывает в Вашингтоне внешнеполитическую музыку». И С.Грейшен осуществил временное отступление, как это раньше говорили, «для оптимизации линии фронта». В его докладе комиссии Конгресса США уже нет упоминания ранее озвученной позиции «о следах военных преступлений в Дарфуре, но не геноциде». Правда, нет и обратных утверждений. Такое вот временное отступление.

Впереди новые битвы «под ооновском ковром». Имеются ввиду сильно муссируемые в настоящее время слухи о скором уходе со своего поста спецпредставителя ООН в Хартуме А.Кази, который курирует отношения Север-Юг и выполнение Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). У А.Кази не в порядке со здоровьем (по неподтвержденным данным, недавно он перенес инфаркт), его добровольная отставка предопределена, и состоится она в декабре с.г. Правда, А.Кази уговаривают остаться до проведения Всеобщих выборов в апреле 2010 года, но отставка скорее всего состоится ранее.

В этой связи возникает вопрос приемника, и Госдепартамент США активно составляет шорт-лист кандидатов. На самом деле, отставка А.Кази диктует России и КНР необходимость выдвинут своих кандидатов на этот пост (а может быть и единого?). Россия никогда не занимала такого рода высоких постов в гражданской администрации контингентов ЮНАМИД, и если она действительно возвращается в Африку, то это прекрасная возможность продемонстрировать серьезность своих намерений.

52.11MB | MySQL:103 | 0,392sec