Экономическая политика Израиля под руководством Н.Барката

В 37-м кабинете министров Израиля, который в 6-й раз в карьере возглавил председатель партии Ликуд Б.Нетаньяху пост министра экономики, наконец, достался бывшему меру Иерусалима и, как подчеркивают СМИ, самому богатому ликуднику Н.Баркату. Шел к этому назначению он, как минимум с 2020 г., когда стал автором экономического блока партийной платформы Ликуда. В нем в частности предлагался план снижения стоимости жизни в стране посредством борьбы с монополизмом на рынке сельскохозяйственной продукции, поддержки израильских фермеров, а также уменьшения ставки налога на приобретение земельных участков, что должно было привести к падению цен на возводимые на них жилищные объекты. Несмотря на то, что именно эти проблемы являются давним запросом израильского населения к правительству, предложение путей их решения не принесло Н.Баркату министерского портфеля в 35-м кабмине. Причиной тому предположительно стала оппозиция в нутрии партии со стороны ее давних членов, а также соображения ведения коалиционных переговоров[i].

Несколько недель назад Н.Баркат сообщил, что ожидает предложения назначения министром финансов. Несмотря на высокую конкуренцию как внутри Ликуда, так и со стороны партнерских партий за данный пост, политик счел именно себя наиболее подходящим кандидатом. По его словам, правительство «сталкивается с очень масштабным международным кризисом, и нам нужно убедиться, что Израиль является островком экономической стабильности», а для этого пригодятся его «навыки, жизненный и предпринимательский опыт». Любопытно, но аналогичную, по сути, аргументацию целесообразности назначения, но уже самого себя озвучил Э.Коэн, получивший в итоге портфель министра иностранных дел. По его словам, Б.Нетаньяху также бы был полезен «опыт человека, пришедшего из соответствующего сектора бизнеса». Интересно и то, что оба ликудника высказались против кандидатуры А.Дери предостерегая, что он способен нанести серьезный ущерб государству, т. к. предлагает не увеличивать количество рабочих мест и стимулировать рост занятости, а выплачивать пособия.

Несмотря на то, что Н.Баркат получил не ту должность, на которую изначально рассчитывал, сфера применения его навыков оказалась смежной, а значит, он все же имеет шанс реализовать часть задуманной им ранее стратегии. Судя из его недавних интервью, новый министр экономики планирует, прежде всего, сделать ставку на иностранных инвесторов. С точки зрения политика, Израиль должен «убедить» их в устойчивости своей хозяйственной системы и перспективности вложений в нее. При этом опасения зарубежных игроков, как отмечают эксперты отрасли, продиктованы не столько мировыми или региональными рисками, о которых упоминали Н.Баркат и Э.Коэн, претендуя на правительственные посты, а  конфигурацией кабинета министров Б.Нетаньяху как такового. Другими словами, речь идет о его правом уклоне в целом, воспринимаемом на Западе, в том числе в предпринимательском сообществе, весьма отрицательно.

Так, четкий негативный сигнал уже поступил от Норвежского фонда благосостояния, затребовавшего у израильских партнеров отчеты об их деятельности, затрагивающие такие аспекты, как активность на территории Иудеи и Самарии, отношение к правовому статусу данных районов и меры, предпринятые для пресечения нарушения прав палестинцев. Над формулированием позиции бизнесмены работают совместно с внешнеполитическим ведомством, а ответ Фонда по продолжению сотрудничества каждая компания получит отдельный, предположительно в первом квартале 2023 г. Среди тех, кто находится в шаге от потери крупного зарубежного инвестора, фигурируют крупные представители израильской промышленности, финансового сектора и рынка недвижимости.

В данной области есть еще ряд специфических угроз, на которые Н.Баркат будет вынужден реагировать совместно с коллегами, в том числе однопартийцами. Так,  экономические обозреватели отмечают растущий интересе к ближневосточной стране китайских инвесторов, которые в частности ориентированы на технологичный сектор. По данным отчета Минфина за текущий год, Китай и Гонконг вышли на третье место по объемам поступающих в Израиль иностранных инвестиций, пропустив вперед США и ЕС. Однако на долю американских игроков приходится до 80% всех зарубежных вложений, что в сочетании с политическим давлением делает выбор в пользу Вашингтона более предпочтительным, но в краткосрочной перспективе. Как следствие, Н.Баркату во взаимодействии с другими ведомствами, в том числе МИДом, чьи полномочия в комиссии по контролю за иностранными инвестициями были увеличены, предстоит найти решение дилеммы поиска баланса в сотрудничестве с США и КНР.

Помимо этого негативный имидж стране и ее высокотехнологиному сектору создают нередко и его местные представители. В частности, на фоне коалиционных переговоров крупнейший израильский венчурный фонд Pitango призвал игроков индустрии высоких технологий оказать сопротивление всем попыткам вмешательства со стороны партий и министров, продвигающих любые формы неравенства, будь то гендерное, религиозное или расовое. При этом своей целью Pitango провозгласил дальнейшую работу над «поощрением разнообразия и инклюзивности», под чем понимает вовлечение всех слоев общества, будь то ультраортодоксы, арабы или представители ЛГБТ-сообщества. Как следствие, Н.Баркату, принадлежащему к Ликуду, а в прошлом к высокотехнологичному сектору, предстоит наладить диалог с израильскими представителями старт-ап и венчурной индустрии, дабы также добиться снижения их опасений, связанных  с транзитом власти.

В целом назначение Н.Барката на должность главы Министерства экономики можно считать оправданным, принимая во внимание как его профессиональный опыт, так и уступки, на которые Б.Нетаньяху вынужден был пойти партнерским партиям для того, чтобы вернуться к власти. Так, определенное отношение к поддержке инновационной среды будут иметь в новом правительстве Б.Смотрич и А.Дери, не имеющие здесь опыта, но обладающие крайне спорной репутацией с точки зрения бизнеса. Для О.Акуниса, возвращающегося на пост министра науки, нововведением станет переход в его компетенцию Управления по инновациям, которое ранее относилось к министерству экономики. Таким образом, задача Н.Барката будет заключаться в том, чтобы своим опытом дополнить действия этих ведомств с целью стимулирования развития израильской экономики в целом и инновационной среды в частности.

[i] Марьясис Д.А., Якимова Е.А. Экономическая политика 35-го правительства Израиля: достижения и просчеты // Проблемы национальной стратегии. № 2, 2022. С. 228 – 249.

52.29MB | MySQL:103 | 0,710sec