Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20 сентября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Афганистане и на палестино-израильском направлении. В Кабуле 16 сентября были официально объявлены предварительные результаты президентских выборов в Афганистане, прошедших 20 августа. Их победителем стал действующий глава государства Х. Карзай. Безрезультатно завершилась поезда на Ближний Восток Дж. Митчелла – спецпредставителя президента США. Его консультации с руководителями Израиля и Палестинской национальной администрации завершились безрезультатно, не приведя к договоренностям о возобновлении мирного переговорного процесса.

По предварительным данным, президент Афганистана Х. Карзай получил на выборах 54,6 проц голосов, а его основной соперник А. Абдулла – 27,8 проц. На участки для голосования пришли 38,7 проц зарегистрированных избирателей. Однако для официального признания результатов выборов результаты подсчета голосов должны быть одобрены независимой комиссией, расследующей случаи нарушений и фальсификации. Так, уже принято решение о проведении частичного пересчета голосов примерно на 10 проц избирательных участков. Со своей стороны, наблюдатели от Евросоюза сообщили, что до полутора миллионов бюллетеней (примерно четверть от их общего числа) могут быть сфальсифицированы. В избирательном штабе Х. Карзая эти заявления назвали «безосновательными» и «противоречащими афганской конституции». И хотя Карзай призвал к «справедливому и беспристрастному» расследованию поданных жалоб, он, фактически, уже считает себя переизбранным на президентский пост и отвергает возможность проведения второго тура выборов. Х. Карзай также отверг возможность создания в Афганистане коалиционного правительства, заявив, что сформирует «правительство национального участия», не раскрыв при этом смыл данного понятия. А. Абдулла сообщил 18 сентября о готовности принять результаты голосования, но только после завершения работы комиссии по изучению претензий и жалоб. По мнению экспертов, официально победитель президентских выборов в Афганистане будет назван не ранее, чем через несколько недель.

Между тем представители военного командования США и стран НАТО признают, что положение дел в сфере безопасности в Афганистане изменяется в худшую сторону, а для его изменения в позитивном направлении, как считает председатель Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США адмирал М. Муллен, «необходимо больше ресурсов» (войск), т. к. в про-тивном случае ситуация в этой стране «будет стремительно ухудшаться». По словам адмирала, «у афганцев по-прежнему нет уверенности в том, что нам удастся выполнить поставленную задачу» и у «них нет особого желания выступать против талибов». К тому же в связи с ухудшением ситуации с обеспечением безопасности, «афганцы чувствуют себя сейчас менее защи-щенными». Глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус заявил, что волна насилия в Афганистане по сравнению с прошлым годом выросла на 60 проц, а талибы распространили свое влияние на большую территорию». Тем не менее, генерал считает, что положение дел в стране можно исправить. Президент США Б. Обама 20 сентября заявил, что пока еще не принял решения о дальнейшем наращивании военного присутствия в Афганистане. За пересмотр стратегии западной военной коалиции в Афганистане выступил министр обороны Франции Э. Морен. По его мнению, больший упор должен делаться «на связи с населением, чем на борьбу с талибами». Морен заявил о необходимости «активизировать усилия по подготовке афганских военных и служащих полиции». Генеральный секретарь НАТО Ф. Рамуссен полагает, что Западу следует ускорить процесс передачи афганским представителям властных полномочий в системе управления, безопасности, образовании и здравоохранении.

Усилия специального посланника президента США по ближневосточному урегулированию Дж. Митчелла по возобновлению палестино-израильских мирных переговоров не привели к успеху. Американский дипломат не смог сблизить позиции сторон. Главным препятствием на пути возобновления диалога стоит проблема строительства еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), прекращения, или, как минимум, замораживания которого добиваются от Израиля палестинцы и на чем настаивает американская администрация. Глава израильского правительства Б. Нетаньяху исключает полное замораживание строительства поселений на ЗБРИ, рассматривая только вариант его сокращения на ограниченный период времени. В ответ руководитель ПНА М. Аббас заявил, что процесс мирных переговоров с Израилем приостановлен. Тем не менее, в Нью-Йорке 22 сентября должна состояться трехсторонняя встреча президента США Б. Обамы, премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху и главы ПНА М. Аббаса. Предварительно Обама проведет отдельные переговоры с Нетаньяху и Аббасом.

Израиль отказался выполнять резолюцию Генеральной конференции МАГАТЭ от 18 сентября, которая призывала его поставить под международный контроль все национальные ядерные объекты.

Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил, что его страна не намерена прекращать свою ядерную программу ради того, чтобы «успокоить» Запад, и продолжит обогащение урана в мирных целях. По словам Ахмадинежада, в Тегеране не видят необходимости в разработке ядерного оружия. Руководство Ирана перед намеченными на октябрь переговорами с междуна-родной «шестеркой» (Великобритания, ФРГ, КНР, РФ, США, Франция) считает, что все вопросы и трения по поводу ядерной программы ИРИ уже разрешены и поэтому в ходе диалога «с мировыми державами вопрос об иранской ядерной программе стоять не будет». Вместе с тем, США и страны Запада подчеркивают, что они, прежде всего, намерены разговаривать именно о ядерной проблеме ИРИ. Причем, по словам госсекретаря США Х. Клинтон, в Тегеране должны определиться: либо принять решение начать переговоры о ядерной проблеме, либо быть готовым к новым санкциям. По мнению президента России Д. Медведева, санкции в отношении ИРИ могут быть введены лишь в случае отсутствия других вариантов или «глухоты» Тегерана. Д. Медведев также сообщил, что президент Израиля Ш. Перес заверил его, что Израиль не собирается наносить удары по Ирану.

На минувшей неделе прозвучали и относительно «успокоительные» заявления по иранской ядерной программе. Так, председатель КНШ ВС США адмирал М. Муллен утверждал, что ни сам Иран, ни осуществляемая в этой стране «ядерная и ракетная программы не представляют угрозы для США на ближайший период времени», хотя действия ИРИ и могут поставить под угрозу американские интересы «на региональном уровне», в частности, в Ираке, Афганистане, Ливане, на палестинских территориях, «а также на африканском континенте и даже в Южной Америке». При этом Пентагон весьма обеспокоен «злонамеренной деятельностью Ирана, который пытается распространить свое влияние на суверенные страны путем предоставления оружия, технологий и денег» и является «одной из самых дестабилизирующих сил … во всем ближневосточном регионе». В МАГАТЭ опровергли сообщения СМИ о наличии и международного агентства конкретных доказательств создания Ираном ядерного оружия. И, наконец, министр обороны Израиля Э. Барак 18 сентября заявил, что Иран не является угрозой для Израиля, хотя Исламская республика «представляет собой вызов всему миру».

Проходившие на минувшей неделе в Стамбуле и Анкаре переговоры между Ираком и Сирией при посредничестве Турции по урегулированию конфликтной ситуации, связанной с деятельностью радикальной иракской оппозиции на территории САР, завершились безрезультатно. Сирия отказалась экстрадировать лиц, подозреваемых в организации крупных терактов в Ираке. При этом Багдад обвиняет Дамаск в «отсутствии политической воли», а сирийцы заявляют, что Ирак так и не предоставил им никаких доказательств преступной деятельности подозреваемых. Ожидается, что в ближайшее время представители двух стран проведут новую встречу в Нью-Йорке.

Бывший заместитель премьер-министра Ирака Б. Салих назначен главой правительства Курдского автономного района (КАР). Сообщается, что Салих «близко работал» с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики, что может способствовать улучшению отношений и взаимопонимания между Багдадом и руководством КАР.

15-17 сентября в Ираке находился вице-президент США Дж. Байден, который провел переговоры с руководителями страны, а также посетил КАР. Байден подтвердил неизменность политики Вашингтона по обеспечению единства Ирака и рекомендовал местным лидерам более настойчиво преодолевать имеющиеся между ними разногласия.

Турция, учитывая острый водный кризис в Ираке, согласилась увеличить этой стране сброс вод рек Тигр и Евфрат до 500-550 куб. метров в секунду на период до 20 октября 2009 г. Большее количество воды получит от Турции и Сирия.

Турецкое военно-политическое руководство планирует создать собственную мобильную систему ПРО. Для участия в тендере по будущей системе приглашены компании США, России и Китая, которые должны представить свои предложения до 13 октября 2009 г. По словам главы МИД Турции А. Давутоглу, целью создания системы ПРО является повышение обороноспособности государства и это шаг никак не связан с необходимостью организации защиты национального воздушного пространства от возможных агрессивных действий Ирана. Ожидается, что наиболее вероятной станет закупка Анкарой американской зенитной ракетной системы «Пэтриот» РАС-3.

Предложение правительства Йемена от 19 сентября о временном прекращении огня на северо-западе страны по случаю окончания священного для мусульман месяца Рамадан не нашло отклика у шиитских мятежников. По заявлениям военного командования, силы противника продолжают совершать нападения на правительственные войска в провинциях Саада и Амран. Все более тяжелой становится и гуманитарная ситуация в районе боев, растет число жертв среди гражданского населения, увеличивается количество беженцев.

В аэропорту столицы Сомали Могадишо 17 сентября был совершен крупный теракт против миротворческого контингента Африканского союза. Погибли 14 военнослужащих армий Бурунди и Уганды, имеется большое число раненых. Ответственность за теракт взяло на себя местное радикальное исламистское движение «Аш-Шабаб» («Молодежь»). По заявлению представителя исламистов, эта акция стала местью за гибель на юге Сомали 15 сентября в результате авиационного удара (предположительно американского) одного из видных руководителей «Аль-Каиды» в Африке А. С. Набхана.

Президент Ливана М. Сулейман 16 сентября после консультаций с парламентскими фракциями повторно поручил С. Харири возглавить правительство страны. Приняв предложение президента, Харири заявил о намерении создать «эффективный и гармоничный кабинет с самым широким национальным участием», но, учитывая предыдущую неудачу с формированием коалиционного правительства, не стал давать «нереальных обещаний». Лидеры оппозиции, подчеркнув приверженность «национальному согласию и гармоничному партнерству», отказались от взаимодействия с Харири до оглашения им программы действий.

Президент Сирии Б. Асад 16 сентября посетил с визитом Турцию, обсудив с главой правительства этой страны Р. Т. Эрдоганом вопросы возобновления мирного процесса между САР и Израилем. По словам Асада, какой-либо прогресс в диалоге с Израилем возможен лишь при турецком посредничестве, а предыдущие переговоры завершились провалом, т. к. не были сосредоточены на основных деталях будущего мирного соглашения. Эрдоган согласился оказывать Сирии посреднические услуги на переговорах с Израилем. Дамаск и Анкара также договорились о создании совета по стратегическому сотрудничеству, что предусматривает регулярные встречи глав правительств, их заместителей и профильных министерств для обсуж-дения возможностей расширения сотрудничества по вопросам безопасности, энергетики, торгово-экономического сотрудничества и др. Кроме того, Сирия и Турция договорились о снятии визового режима между двумя странами.

Приложение

 

 

О кувейтско-американских отношениях

 

 

Официальные отношения между Кувейтом и Соединенными Штатами были установлены в 1951 г., когда в столице эмирата открылось американское консульство, преобразованное после получения страной независимости в 1961 г. в посольство. Однако до ирано-иракской войны 1980-1981 гг. связи между Кувейтом и США носили в целом ограниченный характер. В 1987 г. Кувейт, опасаясь дальнейшей эскалации «танкерной войны» в Персидском заливе, обратился к постоянным членам Совета Безопасности ООН с просьбой об оказании помощи в обеспечении безопасной транспортировки нефти и нефтепродуктов морским путем. Просьба нашла положительный отклик. Причем наибольшую помощь эмирату оказали США, зарегист-рировавшие у себя 11 самых крупных кувейтских танкеров и направившие в Залив наиболее мощную корабельную группировку для эскортирования нефтеналивных судов.

События 1990-1991 гг., связанные с захватом Кувейта Ираком и последующее освобождение страны от оккупации способствовали коренному изменению в двусторонних отношениях, установлению тесного военно-политического партнерства между США и Кувейтом. Ведь именно США создали и возглавили в 1990 г. широкую международную антииракскую коалицию, сыграли решающую роль в подготовке и успешном проведении в начале 1991 г. военной операции «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта.

На практике кувейтское руководство убедилось, что реальной гарантией обеспечения защиты страны от иностранной агрессии может быть только военно-политический союз с США и другими государствами НАТО. В сентябре 1991 г. Кувейт подписывает с США соглашение о военном сотрудничестве сроком на 10 лет (в 2001 г. срок его действия продлен еще на 10 лет). Документ предусматривает оказание Соединенными Штатами помощи в защите страны от внешней агрессии, доступ вооруженным силам США к портам и военным базам на территории эмирата, право пролета в воздушном пространстве, преимущественное право поставлять Кувейту вооружение и военную технику, а также участие в подготовке кувейтских ВС и создании объектов военной инфраструктуры, проведение совместных военных учений, размещение на территории эмирата складов вооружения для американских войск.

В 1990-е гг. США создали на территории Кувейта передовые базы с запасом оружия, военной техники и боеприпасов, и поддерживали их в высокой степени готовности. Регулярно проводились совместные учения с ВС Кувейта.

В начале 2002 г. Кувейт заявил о своей готовности предоставить национальную территорию для размещения американских и союзных войск в случае проведения ими военной операции против Ирака. В 2003 г. эмират стал главным плацдармом, с которого силы американо-британской коалиции начали наступательную операцию «Свобода Ираку», приведшую к краху режима С. Хусейна. Кувейтцы снабжали войска коалиции топливом и продовольствием. В настоящее время территория эмирата является основной транзитной базой для войск США, находящихся в Ираке. Именно через Кувейт американцы планируют вывести из Ирака в 2010-2011 гг. большую часть своих войск.

В 2004 г. Кувейт, как было заявлено в Вашингтоне, в знак благодарности за содействие в операции «Свобода Ираку» получил статус основного союзника США вне структур НАТО, что предоставляет эмирату льготы в вопросах приобретения американского вооружения и военной техники.

Здесь же отметим, что в предыдущей американской администрации Дж. Буша пытались рассматривать Кувейт в качестве своего рода «вечного должника» США за освобождение от иракской оккупации и в данной связи пытались не платить эмирату за поставки топлива американским оккупационным войскам в Ираке или оплачивать их по минимально возможным расценкам. Это вызвало резкие споры между двумя странами, но в итоге было найдено компромиссное решение.

В настоящее время в Вашингтоне Кувейт считают «надежным другом» Соединенных Штатов, «ценным союзником, на которого можно положиться». США заинтересованы в сохранении суверенитета кувейтского государства, его безопасности, в поддержании стабильности во внутриполитической и экономической жизни эмирата. Укрепляя отношения с Кувейтом, признавая его большую значимость как военно-политического партнера, фактического союзника, американцы учитывают такие факторы, как важное стратегическое положение этой страны в зоне Персидского залива (соседство с Ираном, Ираком и Саудовской Аравией), нефтяной фактор (наличие в Кувейте около 10 проц мировых запасов нефти, а в перспективе, возможно, и крупных запасов природного газа), а также относительную демократичность политической системы эмирата, особенно на фоне многих других арабских государств.

Важным является и то, что позиции США и Кувейта по ряду аспектов региональной политики близки или совпадают. Так, обе страны выступают против устремлений Тегерана стать «региональной сверхдержавой», единолично господствующей в зоне Залива. Кувейт с настороженностью относится к ядерной программе ИРИ, опасаясь ее экологических последствий в случае мирного развития, и выступая против превращения Ирана в страну, обладающую военным ядерным потенциалом. В то же время руководство эмирата неоднократно заявляло, что не позволит использовать свою территорию для подготовки и проведения военной операции против ИРИ. Кувейт, как и остальные аравийские монархии официально не поддерживает силового решения иранской ядерной проблемы, опасаясь, что это может привести к серьезной дестабилизации обстановки в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом. Эта позиция стран-членов ССАГПЗ, несомненно, учитывается в Вашингтоне при планировании практических мероприятий в отношении Ирана.

Развиваются двусторонние отношения в экономической области. США являются одним из главных торговых партнеров эмирата. Создан и действует американо-кувейтский совет по торговле и инвестициям, в рамках которого обсуждаются вопросы торгово-экономического сотрудничества.

Руководство Кувейта в настоящее время и на долгосрочную перспективу рассматривает Соединенные Штаты в качестве главного военно-политического партнера, основного гаранта внешней безопасности страны. При этом оно отдает себе отчет в зависимости от американцев в этой сфере. В то же время внешнеполитический курс Кувейта характеризуется сбалансиро-ванностью и многовекторностью. В этой связи можно привести слова главы внешнеполитического ведомства страны шейха М. ас-Сабаха: «Да, мы союзники США, но не их марионетки. … И мы сотрудничаем с США только там, где это необходимо». Так, Кувейт, несмотря на неоднократные рекомендации Вашингтона, не идет на списание долгов Ираку. Да и в целом отношения с нынешним багдадским правительством развиваются не так динамично и масштабно, как это хотелось бы американцам. Кувейт на официальном уровне рекомендует Вашингтону оказывать более сильное давление на Израиль с целью вынудить его идти на уступки в урегулировании арабо-израильского конфликта. Между США и Кувейтом периодически возникают разногласия и по вопросам цен на нефть на мировых рынках. Эмират отказывается от привязки своей валюты – динара к американскому доллару. Кувейтское руководство отвергает критику из Вашингтона в свой адрес по вопросам недостаточной демократизации политической жизни страны, считая это вмешательством во внутренние дела эмирата.

Соединенные Штаты остаются ведущим партнером Кувейта в военной области. Создана и действует американо-кувейтская группа по вопросам обороны. Кувейт является одним из крупных покупателей американской продукции военного назначения. На сегодняшний день основу оружия и военной техники кувейтской армии составляют американские образцы. Прежде всего, это системы управления войсками и оружием, танки, боевые и транспортные самолеты и вертолеты, а также авиационное ракетное оружие, средства ПВО. На регулярной основе проходят встречи военных руководителей двух стран и проводятся совместные учения. Важна роль США в подготовке кувейтских военных кадров. Американцы участвуют в модернизации кувейтских военных объектов. На территории Кувейта находятся склады для вооружения и военной техники ВС США. Предполагается, что в будущем (после прекращения оккупации Ирака) американские войска останутся в Кувейте на военных базах Кэмп Доха (сев. Эль-Кувейта) и Арифджан (на юге страны), а также в лагере в районе северной (иракской) границы.

В целом, как Кувейт, так и Соединенные Штаты заинтересованы в дальнейшем укреплении и развитии двусторонних отношений в политической, экономической, военной и других областях.

52.27MB | MySQL:103 | 0,540sec