Свертывание американской системы ПРО в Восточной Европе: иранский фактор

Свершилось. США устами сначала президента Б.Обамы, а затем и министра обороны Р.Гейтса объявили об свертывании проекта по строительству ПРО в Восточной Европе. Случай на самом деле беспрецедентный. На памяти автора нет случаев, когда американцы сначала громогласно заявляли о какой-либо своей оборонной инициативе, вызывающей обширное международное обсуждение и, как правило, недовольство России, а затем также громогласно от нее отрекались.. И, что самое главное, все пиарщики уже доказали, что для иранских ракет путь через Чехию и Польшу до Америки самый короткий. И вот, на тебе. Р.Гейтс, оказывается, получил недавно некие разведдданые (разведданные вообще со времен Ирака превратились в универсальное средство для объяснения своей и чужой глупости), которые указывают на то, что Иран обладает большим арсеналом ракет малой и средней дальности поражения (вот новость!), чем стратегическим. А это делает ненужным ПРО в Европе, и диктует необходимость создания общего пояса безопасности с привлечением возможностей НАТО и России. Почему в Пентагоне ранее считали, что российские станции слежения могут работать только против стратегических ракет, непонятно. Но это и неважно. Понятно, что министру дали задание по-возможности вразумительно объяснить, почему не надо строить систему ПРО в Восточной Европе, вот он и старается. Пока непонятно, чего в этой истории больше: политической игры, последствий финансового кризиса или расчета. Будем надеется, что расчета.

Заявления американцев прозвучали ровно за неделю до начала т.н. «министерской недели» в ООН, когда в штаб-квартире этой организации соберутся первые лица многих стран для «сверки часов». Именно в процессе этой сверки Россия и должна симметрично ответить на предложения американцев по Ирану.

Что хотят в Вашингтоне? В Вашингтоне хотят, чтобы Россия поддержала режим санкций против Ирана. Насколько это реально? Рискнем предположить только, что в самом лучшем для Израиля и США случае, эти санкции могут коснуться ограниченного числа товаров, действительно способных привести либо к обладанию ядерным оружием, либо получению наступательного вооружения по своему потенциалу сравнимому с ядерным. Не более.

Скажем больше. С точки зрения санкций Россия стоит на третьих позициях. Действительно с кем надо вести серьезный торг в отношении санкций, так это с Китаем и Японией, которые получают значительную долю своих энергоресурсов из Ирана и режим санкций не поддержат. Что касается Японии, то это можно с уверенностью предсказать сейчас. Сопротивление санкциям будет и в Европе. Например, та же Италия получает 20% своих углеводородов из того же Ирана. Если обсуждать в этой ситуации режим санкций, то становится ясно, что его эффективность будет очень малой.

Более того, в недавнем интервью Президент России Д.А.Медведев, комментируя вопрос о сентябрьском секретном визите в Москву премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, заявил, что Россия оставляет за собой право экспорта в Иран оборонительных систем, включая С-300. На самом деле вся возня идет в настоящий момент именно в отношении этих комплексов, которые по своим боевым характеристикам серьезно сужают возможность нанесения воздушного удара по целям в Иране. Это далеко не устаревшие иракские зенитки.

И, как нам представляется, Б.Нетаньяху в Москве обсуждал, прежде всего, этот вопрос. Ситуацию в отношении «Артик Си», который якобы перевозил комплексы С-300 в Иран, мы оставляем на совести израильских журналистов. Никто не повезет комплексы ПВО за тридевять земель без охраны, когда существует прямой и удобный путь через Каспий. Этой темы можно было бы вообще не касаться, если бы она наглядно не подтверждала истинные мотивы визита израильского премьер-министра. Массовый пиар не получился, выхлоп получился хилым. Также рискнем сделать вывод, что миссия Б.Нетаньяху успехом не увенчалась.

Теперь об Иране. В Тегеране, конечно, обеспокоены решением американцев и справедливо опасаются раскола в стане противников санкций. Именно этим обстоятельством вызваны недавние заявления в прошлом непреклонного М.Ахмадинежада о готовности вести переговоры о ядерной программе Ирана и отказе от ядерного оружия. Это опять же пиар в большей степени, адекватный ответ американцам и лишний козырь противникам введения режима санкций. Иранцы хорошо понимают, кто и в какой степени зависит от их углеводородов. Прекрасно в Тегеране понимают, что вопрос Афганистана без участия Ирана решить в принципе невозможно. В качестве наглядного примера своего влияния, иранцы через свою агентуру в сентябре с.г. организовали серию терактов в Герате. А заодно продемонстрировали пунктиром те точки на земном шаре, где возникнет «непонимание» в случае военной операции против них: события в Йемене, запуск ракет повышенной мощности по территории Израиля с ливанской территории, контролируемой «Хизбаллой», теракты в Ираке.

Но это на всякий случай. Заявления американцев о создании единой системы противодействия ракетной угрозе из Ирана в принципе определяют окончательно на ближайшую перспективу стратегию США в этом регионе. Это создание вокруг Ирана надежной и боеспособной системы предупреждения ракетного удара (что само по себе должно скрепить мировое сообщество гораздо прочнее, чем участие в санкциях); попытка введением новых санкций затормозить ядерную программу Ирана; торможение строительства трубопроводов из Ирана в Пакистан, Индию и Китай; осуществление альтернативных проектов получения газа этими странами из Туркмении через Афганистан. То есть на повестке дня военная операция против Ирана пока не стоит.

Именно последним соображением объясняется наращивание американской войсковой группировки в Афганистане. А сегодня стало известно об увеличении до 2000 тыс. человек контингента ЦРУ США в Афганистане, который будет включать в себя также и силовые подразделения управления. Эта цифра соизмерима только с числом оперативников ЦРУ во время войны во Вьетнаме. Этот факт совершенно очевидно говорит о том, что войсковая группировка также будет наращиваться, причем очень быстро.

При такой стратегии американцы кровно заинтересованы в логистической поддержке со стороны России в вопросе транзита военных грузов в Афганистан через российскую территорию, а также функционировании перевалочной военной базы в Киргизии. Плюс участие России через объект ПРО в Габале (на азербайджанской территории) в создании единой системы противоракетной обороны, о готовности принять участие в которой Кремль заявлял неоднократно.

Констатируем: прагматизм в Вашингтоне снова победил. Заодно все поняли, что с Россией нельзя говорить по принципу: сначала заведу к тебе козла домой, потом выведу, а ты мне за это чего-нибудь заплати.

52.21MB | MySQL:103 | 0,540sec