Американские эксперты о расширяюшемся военном, политическом и экономическом сотрудничестве России с Ираном и его влиянии на ближневосточные государства

Как указывают американские эксперты из Института исследований внешней политики Джеймстаунского фонда в настоящее время активно формируется т. н. «российско-иранская Антанта». Тот факт, что Иран поставляет беспилотники российской армии и даже помогает производить их в России, к настоящему времени хорошо известен.  Но это двустороннее сотрудничество не остановилось на беспилотниках, а расширилось, включив регулярные поставки оружия Тегераном в Россию, передачу российского оружия Ирану и растущую повестку дня углубленного двустороннего сотрудничества в области безопасности.

Другими словами, по мнению американцев, «на наших глазах формируется подлинная Антанта». Действительно, Россия запросила вторую крупную передачу иранских БПЛА, а также ракет класса «земля-земля» за последний месяц. В свою очередь, Москва, по-видимому, предоставила Тегерану захваченное у Запада оружие, а также заплатила наличные деньги. Таким образом, Иран сможет изучить западное оружие и научиться его производить путем обратного инжиниринга. Между тем, возможно, что модификации, внесенные российскими войсками в беспилотник Shahed-136 для повышения его точности, могли быть сообщены Ирану заранее, о чем свидетельствует удар беспилотника по принадлежащему Израилю нефтяному танкеру 15 ноября.  В этом случае эти модернизированные Россией иранские беспилотники могут представлять серьезную угрозу существованию судоходных путей не только в Персидском заливе, но и в Черном, Балтийском и Средиземном морях, а также в Индийском океане. Учитывая обширные военно-морские амбиции Ирана в Средиземном море, Персидском заливе и Индийском океане, это оружие может служить частью стратегии отказа от выхода на море, которая станет первым шагом в реализации, по крайней мере, некоторых амбиций Тегерана

В качестве других примеров сотрудничества в области обороны Asia Times Online сообщила в августе 2022 года, что Иран запустил свой спутник «Хайям» с помощью российской ракеты «Союз» с космодрома Байконур. Иранские источники сообщают, что этот спутник может быть использован для «пограничного наблюдения за сельским хозяйством, мониторинга изменений в землепользовании, таких как несанкционированное строительство, вырубка лесов и экологические опасности, а также для разведки месторождений полезных ископаемых, среди прочего». Спутник также может быть использован для разведки украинских группировок и систем вооружений. С 2018 года Россия и Иран также ведут переговоры о поставке в Тегеран российского спутника Kanopus-V с «камерами высокого разрешения», что значительно увеличило бы возможности космической разведки Ирана на Ближнем Востоке. Представители американской разведки также считают, что Иран ищет помощи у России в укреплении своей ядерной программы, в частности, в производстве ядерных материалов и топлива. Если Тегеран получит такую помощь, иранская ядерная программа может быстрее перейти к «ядерной латентности», при которой Иран фактически не обладает пригодным для использования ядерным оружием, но может создать его за относительно короткий промежуток времени.

Кроме того, укрепляются российско-иранские политические и экономические отношения. Это отражает общие антиамериканские настроения, которые в значительной степени определяют политику Москвы и Тегерана. В ходе недавних переговоров Иран и Россия определили новые рамки и механизмы для углубления своих отношений, которые выходят за рамки Сирии и военных поставок и включают Кавказ, где Иран уже расширяет свое влияние до такой степени, что опасно усиливает напряженность в отношениях с Азербайджаном и Турцией.  Эти механизмы также включают улучшение двусторонних экономических связей. Эта конкретная форма укрепления связей фактически предшествовала началу вокнной операции России на Украине и теперь явно будет углубляться по мере сближения двух государств. Таким образом, похоже, что газовый обмен, который позволил бы Ирану импортировать российский газ, а затем экспортировать его в третьи страны, находится в разработке.

Совсем недавно на переговорах между российским и иранским президентами были «затронуты некоторые актуальные двусторонние вопросы с акцентом на то, как наращивать сотрудничество в политической, торгово-экономической областях, в том числе в области транспорта и логистики». Иран также предложил создать совместную рабочую группу для обхода западных санкций Наконец, Иран, как сообщается, обратился к России за помощью в подавлении длительных демонстраций по всей стране путем передачи Тегерану российского оборудования для борьбы с беспорядками и обучения персонала полиции. Таким образом, как считают американские эксперты, «ясно, что российско-иранская Антанта является многомерной и растущей, охватывающей экономические, политические и военные сделки, целью которых является повлиять на политику на Ближнем Востоке и на Кавказе, а также на войну в Украине».

Также ясно, что эти отношения уже находят отклик среди других заинтересованных сторон. В Израиле, например, ушедшее правительство Яира Лапида назвало двусторонние российско-иранские связи «опасными», и некоторые считают, что новое правительство Биньямина Нетаньяху может смотреть на вещи иначе. Как пишут американские эксперты, «помимо сохраняющегося беспокойства по поводу ядерной программы Ирана, Израиль опасается, что эта новая Антанта даст Тегерану прикрытие в Сирии для расширения своей деятельности вплоть до израильской границы, поскольку Россия может вмешаться, чтобы ограничить израильские воздушные удары по иранским объектам и объектам там».

Американские эксперты указывают, что, «пользуясь все более заметным отчуждением между Эр-Риядом и Вашингтоном, Москва пытается облегчить средства, с помощью которых Иран и Саудовская Аравия могли бы уладить свои разногласия, развитие событий, которое, если оно произойдет, вызовет шок по всему Ближнему Востоку.  Следовательно, эта Антанта чревата опасностью для Украины; Кавказа; Азербайджана, в частности; и Ближнего Востока. Это связывает большую часть повестки дня в области безопасности на Ближнем Востоке с войной на Украине и может способствовать серьезному разрыву в порядке нераспространения. По этим причинам эти отношения остаются ключевым компонентом для развития той или иной динамики в регионе».

62.84MB | MySQL:102 | 0,494sec