О перспективах продления механизма ООН по гуманитарной помощи Сирии в 2023 году

В первой половине января 2023 года страны-члены Совета Безопасности (СБ) ООН снова столкнутся с проблемой продления существующего механизма трансграничной помощи Сирийской Арабской Республике (САР)[i]. Нынешний международный мандат, который дает возможность транспортировать через контрольно-пропускной пункт (КПП) «Баб аль-Хава»[ii] (англ. Bab al-Hawa) на границе с Турцией гуманитарные грузы действует в период до 10 января 2023 года[iii]. Официальные лица РФ сомневаются в объективной необходимости пролонгации данной инициативы, считая, что подобный формат дискриминирует территории, находящиеся под контролем центрального правительства САР. В свою очередь, к продлению механизма призывают Турция, западные страны, а также международные гуманитарные организации[iv]. По мнению постоянного представителя Турции при ООН Ф.Синирлиоглу (тур. Feridun Sinirlioğlu) трансграничная кампания зарекомендовала себя как надежный канал гуманитарной помощи для миллионов людей на северо-западе САР, также данная инициатива выходит за рамки физической помощи и также включает поддержку в сфере образования, безопасности и здравоохранения. Турецкий дипломат особо подчеркивает, что в призывах к пролонгации механизма трансграничной помощи нет признаков «скрытой повестки дня», поскольку целью является спасение жизней тех, кто рассчитывает на эту помощь. Достоверно известно, что от функционирования КПП «Баб аль-Хава» зависят главным образом районы, подконтрольные мятежникам и относящиеся к зоне ответственности Турции. Изначально предоставление международного мандата на снабжение неподконтрольных центральному правительству территорий САР было согласовано постоянными странами-членами СБ ООН в 2014 году. Тогда гуманитарным организациям дали возможность использовать такие пограничные переходы, как КПП «Баб аль-Салам» (сирийско-турецкая граница), «Баб аль-Хава», «Аль-Ярубия» (сирийско-иракская граница) и «Аль-Рамата» (граница с Иорданией). Но по мере возвращения территорий под контроль официального Дамаска число КПП подпадающих под мандат ООН постепенно сокращалось[v].

Постоянный представитель РФ при ООН В.Небензя, выступая на заседаниях СБ, неоднократно обращал внимание на то, что в интересах обоснования безальтернативности механизма ООН тратится гораздо больше усилий, чем на организацию поставок через линию соприкосновения. По мнению российского высокопоставленного дипломата складывающаяся в САР гуманитарная ситуация задает не самый благоприятный контекст для дискуссий о продлении трансграничного гуманитарного механизма, что не позволяет мировому сообществу помогать жителям САР без какой-либо дискриминации и политизации[vi]. Однако, даже такие меры не могут скрыть тот очевидный факт, что в реализации гуманитарных проектов по восстановлению САР по-прежнему отмечаются необъяснимые и ничем не оправдываемые географические перекосы. Например, половина из донорских средств направляется в турецкий протекторат Идлиб, около 15% – в контролируемое курдскими формированиями Заевфратье и только 35% приходится на подконтрольные правящему режиму Б.Асада территории, где проживает бОльшая часть населения[vii].

Со своей стороны отметим, что все стороны сирийского урегулирования заинтересованы использовать установленный ООН алгоритм гуманитарной помощи. Закрытие механизма трансграничной помощи ставит всех в неудобное положение, потому что беженцы в Идлибе оказываются фактически ее лишены. Такое положение дел касается прежде всего Запада, который эту помощь продолжает, чтобы демонстрировать готовность поддерживать лагеря беженцев через установленные ООН механизмы. Для РФ здесь важен другой аспект: на настоящий момент фактически выполняется только часть сделки, которая касается трансграничной помощи беженцам, но фактически из ее исключена программа раннего восстановления для территорий, которые находятся под контролем официального правительства САР. Как известно, соответствующие программы блокируются американскими представителями, потому что, по их мнению, они подпадают под санкции. Кроме того, западные чиновники не могут точно определить, как именно проводить раннее восстановление, чтобы это каким-либо образом не влияло на укрепление позиций действующего сирийского режима[viii]. Например, восстановление водопроводов и газопроводов может трактоваться как поддержка официального Дамаска. Поэтому по факту программа раннего восстановления заблокирована. В связи с этим существует перспектива того, что российская сторона откажется продлевать соглашение о трансграничной помощи в рамках СБ ООН. Напомним, что  изначально, когда по соглашению принималось решение, ситуация увязывалась именно с программами раннего восстановления САР. Примечательно, что об этом часто умалчивают в западных информационно-аналитических материалах по сирийской проблематике[ix].

В заключение отметим, что несмотря на видимость определенных подвижек со стороны ЕС и режима Б.Асада, пока остается неясным, насколько мероприятия Евросоюза в отношении программ раннего восстановления в итоге заставят официальную Москву пересмотреть свою текущую позицию. Полагаем, что у Турции, на границе с которой функционирует КПП «Баб аль-Хава», безусловно, есть собственные гуманитарные инициативы в сфере строительства инфраструктуры, здравоохранения и инвестиций, что, конечно, указывает на наличие альтернативных программ. Таким образом, не все источники финансирования завязаны только на помощь ООН, однако признанные международным сообществом алгоритмы все равно остаются важным элементом гуманитарной помощи в интересах САР.

[i] https://www.middleeastmonitor.com/20230103-humanitarian-groups-warn-of-catastrophic-consequences-of-turkiye-syria-border-closure/

[ii] «Баб аль-Хава» – пограничный пункт пропуска через границу Сирии с Турцией. Находится в провинции Алеппо на трассе М45 с переходом в турецкую D827 по направлению Алеппо-Искендерун. С турецкой стороны действует пункт пропуска «Джилвегьозю».

[iii] https://english.aawsat.com/home/article/4077526/looming-catastrophe-north-syria-after-suspension-int%E2%80%99l-aid

[iv] https://english.aawsat.com/home/article/4077696/jordan-condemns-%E2%80%98severest%E2%80%99-terms-israeli-minister%E2%80%99s-visit-al-aqsa-mosque

[v] https://www.rudaw.net/english/middleeast/syria/03012023

[vi] https://www.msf.org/humanitarian-access-northwest-syria-must-be-ensured

[vii] https://www.dailysabah.com/politics/diplomacy/un-warns-of-dire-winter-for-syrians-if-aid-from-turkiye-stops

[viii] https://www.securitycouncilreport.org/monthly-forecast/2023-01/syria-51.php

[ix] https://reliefweb.int/report/syrian-arab-republic/syrian-arab-republic-idp-movements-november-2022-enartr

53.32MB | MySQL:103 | 0,542sec