2022 г. в турецкой политике. Часть 2

Народно-республиканская партия

2022 г. стал богатым на события для турецкой политики. Наблюдатели стали свидетелями трансформации общественных и политических трендов. Диспозиция многих партий и политиков за год кардинально изменилась. В этой серии мы сделаем обзор итогов уходящего года для основных турецких партий. Эта часть будет посвящена Народно-республиканской партии (CHP).

Для кемалистов прошлый год оказался противоречивым. С одной стороны, партия за счет протестности время от времени росла в рейтингах. Однако большую часть года ее удельный вес снижался. Это указывает на то, что при падении рейтинга Партии справедливости и развития Народно-республиканская партия не могла привлечь к себе протестный электорат. Это указывает на высокий уровень недоверия к главной оппозиционной партии.

Лейтмотивом процесса являлся рост недовольства политикой президента  Турции Р.Т.Эрдогана. Поэтому основные  инициативы были направлены на обеспечение высокой консолидации оппозиции для повторения «духа муниципальных выборов 31 марта 2019 г.». С этой целью в феврале был создан «стол шести», который объединил антиэрдогановские партии: Народно-республиканскую партию, Хорошую партию, Партию счастья, Партию демократов, Партию демократии и прорыва, Партию будущего. Изначально они были объединены целью воплощения идей «усиленной парламентской системы» (güçlendirmiş parlamenter sistemi). В ноябре оппозиционное объединение представило свой проект конституционных поправок.

Помимо этого, CHP стремилась к повышению своего собственного электорального потенциала. Партия проводила специальные кампании для повышения популярности среди различных сегментов избирателей. Так была организована работа «стола Внутренней Анатолии» (İç Anadolu Masası). Перед ним стояло две цели.

Первая связана с повышением количества голосов в этих районах. Это особенно важно, так как с 2002 г. в этих провинциях кемалисты традиционно показывают слабые результаты.

Вторая относится к необходимости создания механизмов, обеспечивающих безопасность выборов. В добавок к этому, произошли коммуникационные изменения. Кемпль Кылычдароглу стал продвигать так называемую «риторику прощения» (helalleşme). Она была нацелена на те сегменты электората, которые исторически считаются чуждыми для кемалистов. Таким образом руководство пытается изменить имидж партии в глазах сегментов общества, которые тают «историческую обиду» на CHP. В рамках этой политики в марте руководство кемалистов посетило Диярбакыр и Шырнак. Также периодически Кылычдароглу обращался к националистическому электорату. Иными словами, партия стремилась расширить свою традиционную базу.

Однако отмечалось наличие негативных факторов, которые снизили эффективность нововведений.

Во-первых, проблемой для CHP является вопрос будущего кандидата на президентских выборах. Кылычдароглу подается как приоритетная фигура с ее стороны. Однако Хорошая партия относится к этой инициативе холодно. Ситуацию усложняет то, что желаемые для «хорошистов» кандидаты Мансур Яваш и Экрем Имамоглу являются членами Народно-республиканской партии. Еще одним раздражителем в отношениях двух партий является фактор Демократической партии народов (HDP). Руководство кемалистов защищает идею о необходимости тотальной консолидации оппозиции, включая и прокурдскую партию. «Хорошисты» из-за имиджа HDP выступают против этого. Еще одним проблемным моментом для кемалистов являются запреты на введение политической деятельности для мэра Стамбула Экрема Имамоглу и главы стамбульского отделения партии Джанан Кафтанджыоглу. Эти судебные приговоры рассматриваются как удар по организационной структуре кемалистов в городе, на который выпадает почти 1/6 депутатских мандатов (98 депутатов из 600).

Положение Народно-республиканской партии за прошлый год изменилось. В 2022 г. она вступала в качестве наиболее амбициозной политической силы. Рост протестности турецкого общества выгоден для кемалистов. Однако CHP лишь эпизодами удавалось воспользоваться этим. В первой половине года были отмечены попытки расширения потенциала роста рейтинга. Однако, в целом, они оказались неудачными из-за спорных для общества инициатив: законопроекта о защите прав покрытых платком  женщин и зарубежных рабочих поездок Кылычдароглу. При этом появились факторы, снижающие ее рейтинг: споры о кандидате, противоречия с Хорошей партией из-за сотрудничества с Демократической партией народов. Прошедший год для кемалистов, скорее, прошел со знаком «минус». В начале года CHP могла легко выигрывать выборы, однако к его концу возможность ее проигрыша выросла многократно.

 

Таблица № 1. Динамика средних значений рейтинга Республиканской народной партии в течение 2022 г.

Месяц Средний рейтинг партии Изменение по сравнению с предыдущим месяцем
Январь 2022 г. 26,6%
Февраль 2022 г. 27,3% +0,7%
Март 2022 г. 26,4% -0,9%
Апрель 2022 г. 26,5% +0,1%
Май 2022 г. 26,3% -0,2%
Июнь 2022 г. 26,4% +0,1%
Июль 2022 г. 26,6% +0,2%
Август 2022 г. 27,6% +1%
Сентябрь 2022 г. 26,3% -1,3%
Октябрь 2022 г. 26,1% -0,2%
Ноябрь 2022 г. 26% -0,1%
Декабрь 2022 г. 26,1% +0,1%
62.82MB | MySQL:102 | 0,691sec