О масштабной контрабанде табака в Северной Африке

Согласно последнему по времени докладу Региональной обсерватории по борьбе с организованной преступностью в Западной Африке (ISS), помимо контрабанды наркотиков и незаконного миграционного трафика, Северная Африка в настоящее время превратилась в центр контрабанды табака.  Торговля табаком — это многомиллиардный бизнес по всему миру. Один из основных глобальных маршрутов контрабанды проходит через Балканы в Восточной Европе в Северную Африку, где отсутствие безопасности, высокая коррупция, прозрачные границы и слабое сотрудничество между странами создали благодатную почву для этой торговли. В 2017 году более 10 млрд сигарет, произведенных в зоне свободной торговли Джебель-Али в Объединенных Арабских Эмиратах, были контрабандой ввезены в Северную Африку либо напрямую, либо через Грецию и Балканы. Из них почти 4  млрд были отправлены в Тунис, а 2 млрд — в Ливию. Некоторые из этих сигарет затем были переправлены  на незаконные рынки в Западной Европе. Стратегически расположенная между Южной Европой, странами Персидского залива и Сахелем, Ливия является привлекательным центром для контрабандистов. Хаотичная политическая обстановка и обстановка в области безопасности в стране поставили под угрозу верховенство закона, что позволяет синдикатам из Юго-Восточной Европы и итальянской мафии распространять партии контрафактных сигарет на местном и региональном уровнях. Объемы контрабанды, ввозимой в Северную Африку, ошеломляют. В период с 2014 по 2018 год в Албании ежегодно производилось и экспортировалось в Ливию более 20 млн пачек сигарет Cleopatra. Оказавшись там, они были контрабандой перевезены через границу в Египет. В 2015 году греческие власти перехватили грузовое судно, груженное 146 тоннами сигарет Cleopatra, направлявшихся в Ливию. Только в 2016 году из Албании в Ливию через Мальту было экспортировано 11,5 млн сигарет Cleopatra. В 2017 году из Греции в Ливию было контрабандой ввезено 1,5 млрд сигарет. А в 2018 году мальтийская таможня изъяла 37 млн контрабандных  сигарет, поставленных итальянской мафией и предназначенных для Ливии. Тунис также является излюбленным местом для контрабандистов, которые перевозят свой товар либо непосредственно из Южной Европы, либо из Ливии. В период с 2018 по 2020 год таможня Туниса перехватила 15 млн пачек контрабандных сигарет. Вакуум власти, созданный падением президента Зин Аль-Абидина Бен Али во время революции 2011 года, подорвал верховенство закона в Тунисе. Преступники больше не боятся полиции или плохо оснащенных сил безопасности, в результате чего резко увеличилось число контрабандистов, в том числе торговцев людьми. За последнее десятилетие коррупция стала обыденным явлением на бытовом уровне в Тунисе и стала эндемичной. Контрабандисты часто рассматривают сотрудничество с государственными чиновниками и службами безопасности как самый безопасный способ гарантировать свою защиту. Грубо говоря, главенствует схема обмена информацией и платежами на возможность заниматься незаконной деятельностью. Коррумпированные лица на сигаретном рынке Туниса создают дефицит запасов, увеличивая спрос на контрабандные товары.  Еще одним фактором, стимулирующим спрос на контрабандные сигареты в Тунисе, является разница в ценах между сигаретами местного производства или подлинными иностранными брендами и нелегальным импортом. Поскольку правительство Туниса обладает монополией на табачную промышленность, рынок строго регулируется. Но коррумпированные лица, вовлеченные в легальный рынок сигарет, намеренно создают дефицит на складе, увеличивая спрос на контрабандные и поддельные сигареты.

Торговцы используют два основных метода для контрабанды сигарет в Северную Африку и внутри нее. Из Южной Европы и Балкан товары обычно доставляются в Ливию на корабле из морского порта, такого как Бар в Черногории, с использованием фиктивных документов. По данным некоторых ливийских источников, европейские торговцы также организуют перевалку между судами в Средиземном море. С помощью боевиков ливийские контрабандисты обменивают бензин на незаконные сигареты, а иногда и алкоголь или другие товары. Балканы играют важную роль в контрабанде сигарет в Северную Африку. Хроническая политическая и экономическая нестабильность на Балканах и слабое верховенство закона способствовали вовлечению государственных чиновников в организованную преступность, включая торговлю сигаретами, наркотиками и оружием, вымогательство и похищения людей. При этом сотрудничество в области безопасности между странами на Балканах, а также Ливией и Тунисом отсутствует.  Эти нелегальные маршруты распространения сигарет широко используют продукцию  фабрики China Tobacco International Europe Company (CTIEC), созданной в 2007 году в Румынии. Она служит основным форпостом Китая для расширения продаж по всему миру. Для CTIEC Ливия является воротами на рынки Африки и Европы. В 2021 году два контрабандиста и высокопоставленный исполнительный директор CTIEC были задержаны при планировании перевозки контейнера с 17 тоннами незаконных сигарет из Италии через Ливию. CTIEC якобы экспортирует свои сигареты в Турцию, но груз оформляется с фальшивыми декларациями в Черногории и перенаправляется в Ливию. Оттуда контрабанда отправляется в Европу. По данным Европола, другие китайские фабрики в Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Косово и Албании также были основными источниками контрабандных сигарет, продаваемых на черном рынке Северной Африки. Политическая нестабильность в Ливии создает идеальные условия для организованной преступности. Вооруженные формирования всячески способствуют незаконному обороту сигарет. Современные технологии, такие как устройства отслеживания и отслеживания, могут помочь правоохранительным органам и законным предприятиям в Ливии и Тунисе уменьшить проблем, но нынешние условия, особенно в Ливии, делают этот сценарий крайне  маловероятным на данный момент. Очевидного решения – более широкого и тесного сотрудничества в области безопасности между европейскими странами (в частности, на Балканах) и Ливией и Тунисом – катастрофически не хватает. Своевременный обмен информацией и совместное или скоординированное морское патрулирование в соответствии с соглашением о сотрудничестве имеют жизненно важное значение. Однако в нынешней ситуации контрабанда сигарет, вероятно, останется серьезной головной болью для Северной Африки, Балкан и Юго-Восточной Европы в долгосрочной перспективе.

62.82MB | MySQL:102 | 0,586sec