О проблемных вопросах миротворческой деятельности ООН в странах Ближнего Востока и Африки

Российское присутствие на Ближнем Востоке и в Африке вызывает негативную реакцию у западных политиков, часто аргументирующих тем, что для решения всех конфликтов уже есть ООН, а иностранное участие только вредит. Однако, миротворческие операции, существующие в отдельных странах уже больше двух десятков лет, едва ли продвинулись к достижению своих целей. Напротив, неспособность миротворцев стабилизировать ситуацию в небезопасных районах, а зачастую и прямой сговор с различными вооруженными группировками, стали причиной для ненависти со стороны местного населения[i].

 

Гибель миротворца в Ливане – ВСООНЛ

В самом конце 2022 года на юге Ливана был убит ирландский миротворец из состава Временных сил ООН в стране (ВСООНЛ). Инцидент произошел у деревни Эль-Акбия к югу от города Сайда[ii]. Согласно сообщениям СМИ внедорожник с миротворцами попал под огонь неизвестных лиц во время проезда через населенный пункт. Водитель получил смертельное ранение в голову, еще трое находившихся в машине получили травмы различной степени тяжести. Личности и мотивы нападавших неизвестны до сих пор. По некоторым данным, атака произошла из-за недовольства местных жителей действиями «голубых касок», которые без разрешения заехали в их деревню. Миссия появилась в ближневосточной стране в 1978 году с целью вернуть стабильность в южную часть Ливана и предотвратить конфликты с соседним Израилем. Свою задачу «голубые каски» провалили: за годы присутствия в регионе случилось две большие войны, не считая многочисленных перестрелок и рейдов. При каждом новом вторжении Израиля и обстрелах «Хизбаллы» миротворцы просто наблюдали за боевыми действиями, а в худшем случае вовсе оказывались между молотом и наковальней. Хотя в Ливане размещено более 10 тыс. миротворцев ООН, реальных возможностей развести враждующие стороны у них нет и никогда не было. Это связано с рядом факторов:

– шиитская организация «Хизбалла» не просто не пускает персонал миссии на свои объекты, но и всячески мешает работе ВСООНЛ. В частности, группировка с помощью аффилированной экологической организации Green Without Borders блокирует движение автомобилей миротворцев;

– простые ливанцы относятся к миссии с недоверием, а часть прямо обвиняет в работе на израильскую разведку. Реальных возможностей по разоружению кого-либо в зоне мандата у миротворцев нет: до сентября 2022 года персонал ВСООНЛ не мог даже проводить самостоятельные патрулирования без отдельного согласования[iii];

– Израиль также полностью игнорирует миссию. Самолеты ВВС спокойно пересекают воздушное пространство страны, а при необходимости израильская армия наносит удары по целям на юге Ливана.

Хотя миссия показала свою низкую эффективность в сдерживании сторон, уже более 40 лет ООН каждые полгода продлевает ее мандат и выделяет финансирование. Почему так происходит? Представляется, что все стороны полностью устраивает текущее положение дел:

– ООН получает возможность изображать деятельность по мирному регулированию на Ближнем Востоке и подчеркивать свою значимость. За результат ВСООНЛ спрашивать никто не будет, а за выделенные средства можно всегда отчитаться числом патрулирований;

– Израилю и «Хизбалле» миротворцы никак не мешают. Сами «голубые каски» никак не влияют на их деятельность, поэтому обе стороны не видят большого смысла отдельно тратить усилия на их выдворение из Ливана.

Так что какие бы события не произошли в регионе, в ООН и дальше будут каждые полгода выделять средства на миротворческую миссию. В данном случае гибель миротворца для функционеров организации лишь крайне незначительная издержка.

 

Миссия ООН в Западной Сахаре – МООНРЗС

В 1991 году, спустя 15 лет после провозглашения фронтом ПОЛИСАРИО независимости Западной Сахары от Марокко, в регионе была создана миротворческая миссия ООН. Ее целью стало обеспечение проведения референдума по вопросу независимости, либо интеграции с Марокко. Так называемый «переходный период», который должен был закончиться референдумом – длится уже 31 год. При этом на содержание миротворцев ежегодно тратят более 60 млн долл. Присутствие МООНРЗС никак не помешало войскам Марокко в конце 2020 года попытаться открыть дорогу в буферной зоне Гергерат, что в свою очередь вынудило фронт ПОЛИСАРИО объявить о прекращении 30-летнего перемирия и возобновлении вооруженного конфликта. Однако, явный провал миссии на фоне возрастающего риска войны между Марокко и Алжиром, поддерживающим независимость Западной Захары, не помешал СБ ООН продлить ее мандат до 31 октября 2023 года.

 

Миссия ООН в Мали – МИНУСМА

МИНУСМА фактически единственная миссия ООН в Африке, которая была создана по просьбе и инициативе правительства принимающей страны. Поводом стали постоянные столкновения с племенами туарегов, вылившиеся в крупное восстание в 2012 году. В охваченном войной регионе быстро формировались новые вооруженные группировки, в том числе связанные с радикальными исламистами. За следующие 10 лет боевикам удалось расширить зону влияния на севере и востоке Мали и обосноваться в приграничье с соседними странами. Неспособность МИНУСМА и французского контингента эффективно противостоять экспансии боевиков привели к госперевороту в Мали в 2021 году.

 

Миссия ООН в Абьее – ЮНИСФА

Многолетние территориальные споры между племенами динка и миссерия на спорной территории между Южным Суданом и Суданом только к 2011 году обратили на себя внимание со стороны ООН. Созданная после объявления независимости Южного Судана миротворческая миссия в Абьее должна была гарантировать безопасность гражданского населения от нападений военных со стороны обеих стран, а также обеспечить проведение референдума для определения постоянного статуса территории. Военный контингент, состоящий фактически только из миротворцев из Эфиопии, показал себя не состоятельным в обеспечении безопасности 124 тыс. человек. Только за период с апреля по май 2022 года зафиксировано четыре отдельных нападения, в ходе которых было убито и ранено 36 человек.

 

Миссия ООН в Южном Судане – МООНЮС

Миротворческая миссия ООН формально появилась за день до объявления о независимости Южного Судана в 2011 году. Ее целью было поддержание стабильности и правопорядка во время переходного периода. Тем не менее, присутствие значительного контингента миротворческих сил в регионе, не помешало разразиться гражданской войне между племенами нуэр и динка, продлившейся с 2013 по 2020 год. За это время в конфликте приняло участие более 17 000 детей, вырос уровень сексуального насилия до 80%, в том числе при участии самих миротворцев. Более 4 млн беженцев покинуло страну. С момента подписания мирного соглашения, ситуация в Южном Судане особо не изменилась, и вновь вошла в стадию эскалации в августе 2022 г. после объявления временного правительства о продлении своих полномочий еще на два года. С августа по декабрь 2022 года в межплеменных столкновениях погибли как минимум 222 гражданских лица.

 

В чем причина низкой эффективности миротворцев ООН?

В первую очередь, виновата распространенная коррупция, как среди миротворческого контингента, так и среди властей принимающей страны. Хорошим примером такого сотрудничества служит ситуация в Западной Сахаре, где многолетний саботаж в проведении референдума по вопросу независимости Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) выгоден и миротворцам, и марокканской администрации. На подконтрольной Марокко части страны на месторождениях Бу-Краа ведется добыча полезных ископаемых. Эти территории обладают 75% мировых запасов фосфата, благодаря чему Марокко является мировым лидером по экспорту этого ресурса и на третьем месте по его производству. В свою очередь, миротворцы, оправдывая свое бездействие отсутствием соответствующих мандатов от ООН, закрывают глаза на противоправные действия марокканцев в отношении местных жителей.

Основными «поставщиками» миротворцев в являются Пакистан, Бангладеш, Индия, Египет, Индонезия и Китай. Для некоторых выходцев оттуда поступление на службу в ООН – это единственный шанс заработать достойные деньги, обзавестись добытым имуществом и вернуться в свои семьи. Смерть при защите населения чужой страны в эту концепцию не вписывается.

 

Перспективы миссий ООН

Несмотря на очевидные провалы миротворческих операций на Ближнем Востоке и в Африке, сворачивать их никому не выгодно. Правительствам африканских стран удобно делить с ООН ответственность в сфере безопасности и принимать гуманитарную помощь. Ключевые спонсоры ООН в лице Западных стран сохраняют еще один инструмент контроля над местными правительствами. Государства доноры, поставляя личный состав для миссий, получают право сокращать ежегодные взносы в ООН. А огромная бюрократическая структура организации осваивает астрономический бюджет. До тех пор, пока на территории Африки не иссякнут месторождения полезных ископаемых, позволяющих «по-тихому» обогащаться как местным властям, так и западным компаниям, военные конфликты на этих территориях, а также финансируемые миссии по их принуждению к миру не прекратятся.

[i] https://peacekeeping.un.org/ru/where-we-operate

[ii] https://ria.ru/20221215/livan-1838795046.html

[iii] https://press.un.org/en/2022/sc15013.doc.htm

62.51MB | MySQL:104 | 0,684sec