Перспективы возобновления мирных переговоров по Дарфуру в Дохе

Медиаторы из «катарской инициативы» проявляют осторожный оптимизм по возобновлению мирных переговоров по Дарфуру. В конце октября с.г. в Дохе должны состоятся очередные консультации между представителями Хартума и партизан. Причем ожидается присутствие главной оппозиционной силы в Дарфуре – Движения за справедливость и равенство (ДСР) во главе с вечным критиком Хартума И.Халилем. Помимо него, на встрече партизан также будут представлять две недавно образованные в Ливии и Аддис-Абебе группировки, которые объединяют в общей сложности 9 мелких групп.

С учетом того, что глава миссии Африканского союза-ООН Дж.Бассоле и катарцы зовут к себе в качестве почетных гостей этой церемонии всех специальных представителей по Судану от стран-постоянных членов Совета безопасности ООН, можно предположить, что ожидается некий прорыв на переговорном процессе.

При этом по некоторым данным, координировать переговорный процесс со стороны партизан будет И.Халиль, который выдвигал это условие вторым обязательным после освобождения его сторонников из суданских тюрем.

Указанному анонсу предшествовала кропотливая работа специального представителя США по Судану С.Грейшена. Отметим, что он являлся «душой и мотором» прошедших в Аддис-Абебе и Ливии объединительных встреч мелких партизанских групп. Эти процессы шли параллельно, что объясняется разногласиями не сколько среди партизан, сколько амбициями сил, их патронирующих. Напомним, что в Ливии был создана группа Революционные силы по освобождению Судана (РСОС), которую возглавил Махгуб Хусейн. В Аддис-Абебе под эгидой Каира был создан Объединенный фронт Сопротивления (ОФС), лидером которой является Абу Гарда.

Насколько две эти группы примут кураторство в переговорном процессе И.Халиля судить очень сложно. Во-первых, все три лидера находятся в очень непростых «межличностных отношениях». Во-вторых, лидеры ОФС и РСОС на дух не переносят друг друга. Но это мелочи. Главное, что у лидеров Египта и Ливии тоже нет большой любви друг к другу. А у египтян еще и аллергия на катарцев. Вот такой «террариум миротворцев».

В этом клубке единственной силой, способной всех утихомирить и помирить (хотя бы на время), является С.Грейшен, который, «где кнутом, где пряником», решил усадить всех за стол переговоров.

На сегодняшний день ДСР вроде бы согласилось участвовать в переговорах, оговорив при этом свою лидерскую роль. Отметим также, что, пожалуй, впервые лидеры ДСР подчеркнули необходимость рассматривать переговорный процесс по Дарфуру исключительно в контексте и привязке к Всеобъемлющему мирному соглашению (ВМС). Это факт необходимо рассматривать как усиление влияния американцев на ДСР, что свидетельствует о положительных результатах «челночной дипломатии» С.Грейшена.

При этом последний не оставляет своим вниманием и суданские власти, которые играют, по его оценке, одну из ключевых ролей.

Отметим в этой связи заявление одного из видных суданских юристов Ф.Халиля, который заявил, что «Судан не может принять идею гибридного суда, предлагаемого комиссией Т.Мбеки, так как это противоречит суданской конституции». При этом любому мало-мало сведущему человеку понятно, что инициатива комиссии Т.Мбеки фактически представляет собой палочку-выручалочку для президента Судана О.аль-Башира, над которым, как «дамоклов меч», до сих пор висит вердикт об аресте МУС.

Ответ прост. Суданцы устами одного из своих юристов (заметим, что не официального государственного чиновника) просто «подвесили» эту ситуацию, исходя из просьбы С.Грейшена. который не хочет нервировать накануне долгожданных переговоров в конце октября с.г. несговорчивых партизан из ДСР, не воспринимающих идею гибридного суда. Ну, и лишний раз продемонстрировать свой суверенитет в юридических делах, тоже не помешает.

Помимо этого, по некоторым данным, 18 сентября с.г. С.Грейшен встречался с новым руководителем суданских спецслужб М.Аттой и двумя его заместителями. В процессе встречи обсуждался, помимо возобновления координации и обмена информацией в отношении террористических групп, проблема несговорчивого А-В.Нура, который инициативы и приглашения американцев присоединиться к переговорному процессу игнорирует.

По итогам принято следующее решение:

Суданские военные в ближайшее время начинают локальные военные операции по локализации групп, подконтрольных А-В. Нуру, с параллельной нейтрализацией его особо активных и авторитетных полевых командиров и активистов. Естественно, все это должно сопровождаться массовой пропагандистской кампанией по дискредитации А-В.Нура путем обвинения его и его сторонников в военных преступлениях и финансовых злоупотреблениях. Кроме того, отдельной темой должна быть озвучена связь А-В.Нура с зарубежными спецслужбами (догадайтесь с какими?).

Помимо этого в штаб-квартире суданских спецслужб очень активно работают над планом создания альтернативной группировки, которая будет способна распылить сторонников Нура и ослабить его личный авторитет в районах, приграничных с Чадом. По тем же данным, возглавить вновь созданную группу должен доктор Шариф Харейри. Отметим, что в этом случае его финансирование и поддержку должны обеспечить власти Эритреи, которые уже, якобы, дали на это согласие.

Цель – максимально ослабить группировку А-В.Нура с целью ее присоединения (с ним или без него) к переговорному мирному процессу в рамках «катарской инициативы».

В случае если эти сведения достоверны, а они укладываются в общеизвестные факты, то это может означать серьезный кризис во американо-французских отношениях. Франция, которая известна как основной спонсор А-В.Нура однозначно не будет в восторге от этой операции. Плюс, если замысел С.Грейшена удастся, то это будет означать для французов реальное падение их влияния в приграничных с Чадом районах.

По оценке ряда экспертов, указанные договоренности между С.Грейшеном и суданцами действительно есть. При этом они неофициально одобрены Б.Обамой. И Грейшену, и Б.Обаме очень важно достигнуть в настоящее время прогресса на пути мирного урегулирования в Дарфуре, как одного из этапов ВМС. Важность этого американский президент недавно публично озвучил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН.

При этом начинается отрабатываться схема «кнута и пряника», что означает изменение первоначальной тактики американцев на суданском направлении, когда во главу угла ставилось, прежде всего, убеждение в процессе диалога.

Теперь видимо терпение лопнуло, а А-В.Нур перегнул палку в своем упрямстве. Вопрос лидера в Дарфуре – это вопрос денег, а А-В.Нур, который последние несколько лет безвылазно живет в Париже, уже не в полной мере сможет контролировать своих полевых командиров.

Насколько сработает план С.Грейшена, мы узнаем уже в октябре с.г. Пока точно можно сказать, что он будет пользоваться молчаливой поддержкой практически всех медиаторов дарфурского мирного урегулирования.

52.12MB | MySQL:103 | 0,513sec