Саудовская Аравия: годовщина национального дня

23 сентября 2009 г. Саудовская Аравия отметила очередную годовщину создания «объединенного» государства, когда в 1932 г. на политической карте мира новое Королевство Саудовская Аравия во главе с его отцом-основателем королем Абдель Азизом Ибн Саудом заняло место прежнего «Королевства Хиджаз, Султаната Неджд и присоединенных территорий». Полагающиеся по этому случаю «всенародные торжества» включали в себя всю необходимую для такого случая гамму мероприятий – массовые гуляния, выступления фольклорных групп, фейерверки, приуроченное к «национальному дню» открытие новых объектов инфраструктуры для «блага народа», — все это стало реальностью прошедшего под лозунгом «Выше голову, ты – саудовец» праздника «дня объединения», непосредственного следовавшего (так совпало в текущем году) за уразой-байрамом. Но все эти торжества не могут скрыть того, что в действительности «день объединения» стал широко отмечаться только в течение последних пяти-шести лет (что вовсе не исключало того, что этот день и раньше был поводом для организации приемов в саудовских посольствах в иных странах, в конце концов, дипломатический этикет требует от каждого государства иметь свой собственный «национальный день»). Внимание власти к этому дню стало еще одним из доказательств устремленности ныне правящего монарха к последовательному преобразованию страны из расплывчатого исламского «культурно-цивилизационного феномена» в подлинно национальное государство.

Движение в этом направлении не может не быть, с одной стороны, последовательным, исключающим жесткий разрыв со всегда определявший принципы существования Саудовской Аравии религиозной легитимацией. С другой же, все то же движение неразрывно связано с поиском новых идей, воплощение которых создаст основы для созидания действительно национального саудовского сообщества, для трансформации государства, однажды возникшего как итог завоеваний и аннексии разрозненных территорий Аравийского полуострова, в по-настоящему единое целое и свободное от межрегиональных и межконфессиональных трений, как и от попыток вероятной сецессии. Еще в 2006 г. в интервью газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» (опубликовано 26 августа того же года) нынешний саудовский монарх, выдвигая такую идею, способную стать основой реального «объединения» саудовского общества, говорил о своей «давней мечте» – «создать образовательный комплекс – университет точных и технических наук имени короля Абдаллы», открытый как для саудовских граждан, так и для «ученых и талантливых студентов арабского и мусульманского мира». Тогда же он подчеркивал, что его страна нуждается в «образовательной революции, опирающейся на современное, в том числе, техническое знание». Создание же «университета точных и технических наук», по его словам, позволит осуществить в королевстве то, что он называл «качественным скачком в образовании, являющемся базисной основой прогресса». Важнейшим событием «дня объединения» 2009 г. стало открытие в 90 км от Джидды, рядом с небольшой рыбацкой деревней Соль на берегу Красного моря Университета науки и техники имени короля Абдаллы.

Выступая 23 сентября 2009 г. на торжественной церемонии его открытия (куда были приглашены официальные лица из разных стран мира), король Абдалла говорил: «История исламской цивилизации – это история великой роли, которую она сыграла, служа цивилизации всего человечества. Мусульманские ученые внесли свой вклад во многие отрасли общечеловеческого знания. … Именно поэтому университет, который мы сегодня открываем, не начинается с нуля. Он – продолжение того, чем славилась наша цивилизация в века ее процветания. И это – первое значение нового университета. … Подлинная сила, как это доказывает история, всегда воплощалась в науке. … Мусульманская нация знает, что она не станет сильной, если не будет опираться на науку. Наука и вера могут противостоять друг другу только в душах больных людей. Это – второе значение нового университета. … Человечество подверглось жестокому наступлению со стороны экстремистов, говорящих на языке ненависти, языке, которому опасен диалог и который призывает к разрушению. Мы не можем противостоять им, если мы не поставим сосуществование на место конфликта, если мы не поставим любовь на место презрения, дружбу – на место столкновения. Открытые для всех научные центры – это первая линия обороны против экстремистов. Сегодня открываемый нами университет сравним с другими университетами всего мира, становясь домом науки и маяком терпимости. В этом состоит третье значение нового университета». Прекрасные слова, доказывающие, как усилиями нынешнего саудовского монарха реализуется движение его страны к национальному государству, стоящему в одном ряду с иными государствами мира и действующему в интересах претворения собственных внутренних задач, опираясь на тот единственный в условиях современного мира национальный проект, который и определяется принципиальной важностью науки и образования и как орудия общесаудовского сплочения, и как принципиального фактора равноправного вхождения в мир глобальной человеческой цивилизации.

Но что такое Университет науки и техники имени короля Абдаллы, для знакомства с которым сегодня достаточно открыть его сайт – http://www.kaust.edu.sa?

Его построенный на принципе полного самообеспечения кампус (общие расходы на создание которого составили более 10 млрд саудовских риалов, включая пожертвования самого короля, отчисления из государственного бюджета, а также из доходов компании «Саудовская АРАМКО») занимает более 36 млн м3. Он включает студенческие общежития, построенные по принципу отдельных небольших квартир, как и дома для преподавателей (чаще всего, виллы), учебные и лабораторные корпуса, развлекательные центры и магазины. Студенческое сообщество этого университета формируется на основе привлечения к обучению в нем «наиболее одаренных молодых людей» (как юношей, так и девушек), имеющих магистерские и докторские степени и специализирующихся в различных сферах «современного информационного знания». Это сообщество открыто не только для граждан Саудовской Аравии, но и для выходцев из стран арабо-мусульманского мира, как и для уроженцев иных государств, становясь своего рода «питомником», где будут «выращиваться» будущие специалисты поистине мирового уровня. В силу этого обстоятельства, как и в свете университетской специализации, преподавание в нем будет осуществляться на английском языке, также впервые в истории королевства будет, видимо, осуществляться совместное обучение юношей и девушек. Сегодня в Университете науки и техники имени короля Абдаллы уже учится 400 (среди них сто саудовцев) юношей и девушек, уже получивших бакалаврскую степень. Предполагается, что через три года число студентов этого университета достигнет 12 тыс. чел.

Ректор Университета науки и техники имени короля Абдаллы – специалист в области инженерной механики профессор Чон Вонг Ши, ранее занимавший пост президент Национального университета Сингапура. Под его руководством ныне работают восемьдесят штатных преподавателей (среди которых не только саудовцы, но и представители различных стран мира, в том числе и уроженец российского Нижнего Новгорода, в течение последних лет в силу понятных для любого разумного россиянина причин постоянно работающий за пределами страны своего рождения), специализирующихся в области энергетики, проблем экологии, медицины, биотехнологий, нанотехнологий, прикладной математики и компьютерного знания, как и исследований в области ядерной энергетики, океанологии и сельского хозяйства в зонах пустынь. Одновременно к работе в этом университете привлечены и visiting professors, специалисты мирового уровня в тех сферах, которые выступают в качестве ведущих для Университета науки и техники имени короля Абдаллы.

Университет работает под руководством Совета, возглавляемого нынешним министром нефти и природных ресурсов Саудовской Аравии Али бен Ибрагима Ан-Нуэйми. Наряду с представителями саудовской правящей семьи (тремя принцами, сыновьями правящего монарха) и нынешнего саудовского политического истеблишмента (в частности, министром здравоохранения), в Совет Университета науки и техники имени короля Абдаллы введены представители крупнейших саудовских и мировых частнопредпринимательских и государственных экономических структур (Исламский банк развития, «Саудовская АРАМКО», группа Vanguard), а также саудовских и ведущих мировых университетских и исследовательских центров (Европейской организации исследований в области ядерной энергии, Французский институт нефти, Саудовского университета нефти и природных ресурсов, Оксфордского и Шанхайского университетов). Задача Совета состоит в выработке кадровой, финансовой и административной политики этого Университета.

Как отмечал в начале сентября 2009 г. в интервью лондонской «Аль-Хайят» профессор Чон Вонг Ши (интервью опубликовано 9 сентября текущего года), миссия возглавляемого им учебного и исследовательского центра состоит в том, чтобы «содействовать диверсификации экономики королевства и ее превращению в экономику, основанную на информационной технологии». Однако при этом речь идет и о большем: «Саудовское королевство создало маяк науки и культуры, новый дом мудрости, который должен повлиять на жизнь всего мира, создавая черты нынешнего XXI века». Решение этой задачи станет возможным, по его словам, также и потому, что «в Университете учатся и будут учиться представители разных народов, что позволит ему стать мостом между этими народами и странами». Содействовать этому процессу будет и интернациональный коллектив преподавателей, который станет основой для еще более последовательного включения Университета науки и техники имени короля Абдаллы в мировой научный и образовательный процесс.

Саудовская Аравия претворяет в жизнь принципиально важный для нее проект. Этот проект национален, поскольку он призван содействовать решению серьезных внутриполитических проблем, когда лозунг «Выше голову, ты – саудовец» может обрести то содержание, которое адекватно вызовам современного мира. Он амбициозен в силу того, что его смысл направлен на решение задач, связанных с подтверждением (но на новых основах и с помощью ранее беспрецедентных для этой страны методов) ее ведущей роли в окружающем королевство региональном пространстве. Этот проект вводит Саудовскую Аравию в число ведущих в научно-техническом отношении мировых держав и, одновременно, в еще большей мере открывает ее международному сообществу, подчеркивая устремленность ведущей фигуры национального политического истеблишмента к превращению руководимого им государства в неотъемлемый элемент глобального мира.

Этот проект не может не укреплять и позиции правящего монарха в рамках правящей семьи и действующего под ее руководством политического истеблишмента. Наконец, заранее вписанный в контекст традиции, в идею общечеловеческого значения достижений мусульманской цивилизации он содействует общему смыслу последовательного развития процесса внутрисаудовской цивилизации.

Тем не менее, и «день объединения» 2009 г., и его специально приуроченное к этому дню важнейшее событие – торжественное открытие Университета науки и техники имени короля Абдаллы отмечались в условиях, когда сама Саудовская Аравия еще слишком далека от того, чтобы в полной мере осознать значение того, что произошло 23 сентября текущего года рядом с деревней Соль. Всего лишь один пример, — 6 сентября 2009 г. лондонская «Аль-Хайят» опубликовала изложение точки зрения одного из наиболее известных саудовских богословов-«прогрессистов» (принадлежащего к лагерю официального религиозного истеблишмента) шейха Сальмана бен Фахда Аль-Ауды в отношении содержания проповедей в саудовских мечетях. Он, выступая в одной из программ первого канала саудовского телевидения, в частности, говорил: «Призывы к Господу, связанные с тем, чтобы Он обрек всех иноверцев на смерть, недопустимы, поскольку эти призывы противоречат Божественному шариату, допускающему, что некоторые из них (иноверцев – Г.К.) могут вступить на правильный путь (обратиться в ислам – Г.К.). Божественной Сунне противоречат и призывы к Господу о лишении их потомства, поскольку среди этих людей (иноверцев – Г.К.) и те, кто пребудет на земле до положенного им часа». Далее шейх Аль-Ауда, касаясь вопроса о том, может ли женщина обращаться со словами приветствия к мужчинам, продолжал: «Женщина может обращаться со словами приветствия к мужчинам. Голос женщины не грешен. Запретен только тот женский голос, в котором звучит изнеженность, мелодичность или призыв к греху. Если же женщина просто скажет “мир вам”, то нет в этом ничего плохого».

Проблема заключается не только в том, что саудовское общество все еще осмысляет окружающий его мир, как и самого себя, в категориях откровенной традиционности. Проблема состоит и в том, как на эту традиционность реагирует и богослов-«прогрессист». Но не меньше проблем связано и с тем, что в этом обществе, едва ли не в полной мере опирающемся на далекую от современности традицию, действуют как открытые противники нынешнего монарха – те, кого в королевстве чаще всего стыдливо называют «заблудшей сектой», так и его скрытые противники, число которых, конечно же, велико не только в рядах обычных граждан, но и среди представителей религиозного и политического истеблишмента. Да и разделяет ли вся многочисленная саудовская правящая семья убеждения выдвинутого ею же (но при учете соотношения сил составляющих эту семью фракций) правящего ныне и «просвещенного» монарха? Этот вопрос не менее (а, быть может, и более) важен, чем все остальные.

Иными словами, речь идет о том, насколько успешными окажутся реформаторские начинания короля Абдаллы. Но это определит только одно обстоятельство – благоприятное для этих начинаний сочетание внутрисаудовских и внешних (международных, региональных) факторов. Однако в любом случае требовать от саудовского монарха большего (под предлогом разрыва с «реакцией» или «ускорения процесса демократии»), чем он может сделать сегодня, было бы не просто ошибкой, но и преступлением.

52.24MB | MySQL:103 | 0,500sec