Арабские инвестиции в экономику ФРГ

Как любят выражаться бизнесмены, коммерция — это не улица с односторонним движением. Поэтому перспективы хозяйственных отношений в векторе «ФРГ – страны Арабского Востока» следует оценивать не только в области импорта и экспорта товаров и услуг, но и, скорее, в области инвестирования в каждом другом регионе. В последние месяцы эксперты отмечают приверженность арабских инвесторов Германии — не однажды она находилась в центре экономических новостей.

Однако данное сотрудничество имеет свою историю: оно началось в 1974 г с приобретения Кувейтом 14-процентной доли в Daimler Benz AG. Поэтому не следует рассматривать сегодняшний арабский интерес как уникальный. Мировой кризис подстегнул его ввиду того, что вложение в экономику Германии изначально для любого инвестора, включая иностранного, означает, кроме понятной надежды на дивиденды, еще и его правовую защиту и ликвидность ценных бумаг. Все вместе носит имя «надежность». Немцам не надо доказывать, что на них можно положиться, это подтверждено десятилетиями честного сотрудничества с сотнями партнеров по бизнесу. Вкладывая нефтедоллары, арабские инвесторы если и рискуют, то минимально.

Поэтому никого в ФРГ не удивляют информационные материалы, наподобие комментария «Кувейт планирует крупные инвестиции в Германии» (деловой портал wiwo.de от 13.09.2006). В нем со ссылкой на газету Handelsblatt было приведено интервью с кувейтским министром финансов Бадером Мешари Аль-Хумаиди (Bader Meshari Al-Humaidhi), который по завершении 9-го немецко-арабского делового форума в Берлине заявил: «Мы будем инвестировать в Германию». Глава ведомства отметил, что недоверие и разочарование, возникшие было у арабских инвесторов в связи с проблемами немецкой экономики после воссоединения страны, рассеялись. Министр не вдавался в подробности, что именно смущало его соотечественников и соседей по региону, не называл и компаний, испытавших разочарование, поэтому немецкие эксперты полагают, что имела место скорее всего коммерческая осторожность.

Интерес инвесторов с Ближнего Востока к Германии связан, как отмечают они, с высокими ценами на нефть, за счет чего стремительно пополняется казна. А деньги, как известно, любят не только счет, но и умелое обращение, в том числе рациональное размещение. 185 млрд долларов от продажи нефти в 2002 г. и 460 млрд долларов в 2005 г. — таков стремительный рост доходов арабских государств, отмечают немецкие эксперты. При этом специалисты Commerzbank указали: исследования сальдо счета текущих операций в странах Персидского залива в 2006 г. вырастет более чем на треть от их валового внутреннего продукта (ВВП), чистые иностранные активы составят более чем 1 трлн долларов (до 178% ВВП). Теперь у Кувейта, по словам министра финансов, есть возможность в течение пяти лет потратить более 50 млрд долларов на модернизацию и расширение инфраструктуры в стране.

Важной статьей расходов станут, как было отмечено несколько лет назад, и вложения в экономику ФРГ. Это стало одна из ведущих тем беседы премьер-министра шейха Нассера аль-Мохаммеда аль-Ахмада ас-Сабаха (Nasser Al-Mohammed Al-Ahmad Al-Sabah) с канцлером Германии Ангелой Меркель. Опыт приобретения богатой нефтью страной Персидского залива шестой доли акций тогдашней группы Daimler-Benz может и должен иметь продолжение, было отмечено в ходе беседы. В сфере недвижимости, производства и банков Кувейт уже является одним из крупнейших инвесторов в Германии, сказал премьер-министр. По инвестиционной привлекательности Германия стала третьей в мире страной — после США и Китая. Согласно исследованию Ernst & Young, число иностранных инвестиций в ФРГ в первой половине 2006 г удвоилось.

Подтверждением намерений трехлетней давности служит сегодняшний пример. В машиностроительном концерне GEA Group (Бохум, земля Северный Рейн-Вестфалия) доля акций, которые принадлежат Кувейту, составляет 8%. Имеет смысл напомнить, что GEA Group Aktiengesellschaft находится в числе мировых лидеров по производству продукции специального назначения. Это оборудование для процессов тепло- и массообмена. В концерне почти во всех странах Европы, а также в ряде стран Северной и Латинской Америки, Азии, в Австралии работают 20 тыс. человек. Годовая прибыль (2007) составляет 283,5 млн евро.

Несмотря на глобальный финансовый кризис, суверенные фонды из богатых природными ресурсами стран Ближнего Востока испытывают высокую заинтересованность в инвестировании в экономику ФРГ. Арабские инвесторы, как отмечает немецкая печать, надеются не только на дивиденды, но и главным образом на передачу высоких технологий, на будущие вложения в промышленные предприятия. Так арабский менталитет понимает формулу «Деньги должны работать».

Это отметил побывавший в июне с.г. в Дохе федеральный госсекретарь по вопросам экономики Бернд Пфаффенбах (Bernd Pfaffenbach). В частности, серьезные намерения на этот счет были высказаны представителями Qatar Investment Authority (QIA), который обладает более чем 50 млрд долларов. Фонд QIA уступает Abu Dhabi Investment Authority и Kuwait Investment, однако это крупнейшая на Ближнем Востоке государственная инвестиционная компания. Основа QIA — газодоллары. Эмират Катар — крупнейший экспортер этого сырья (вместе с Россией и Ираном он входит в тройку мировых лидеров). В беседах с руководителями Qatar Investment Authority были высказаны наиболее предпочтительные сферы вложений в экономику ФРГ. В частности, назывались возобновляемые источники энергии, химическая, автомобильная, аэрокосмическая и медицинская промышленность. Впервые о столь широком инвестировании в германское производство сигнализировал в апреле 2008 г. катарский премьер-министр Хамад аль-Тани (Hamad Al-Thani), который назвал немецкие фирмы в качестве наиболее привлекательных ориентиров для сотрудничества.

Впрочем, тот, кто не просто выражает желание вкладывать крупный капитал в перспективный проект, а делает это, давно уже определил для себя подобные ориентиры. Тот же QIA глобально позиционирует себя в качестве инвестора аэрокосмической голландско-немецко-французско-испанской компании EADS (European Aeronautic Defence and Space Company) — по данным 2008 г, годовой оборот 43,3 млрд евро и число сотрудников 118 тыс. Продукция: самолеты, вертолеты, ракеты, спутники. Официально QIA в списках акционеров не значится, однако известен определенный катарский вклад в развитие французской многопрофильной компании Lagardиre — одного из крупнейших инвесторов EADS. Пока Германия развивает дискуссию об иностранных инвестициях, эти средства уже приходят на счета немецких компаний, регулярно отмечает пресса ФРГ. В пример приводят известного инвестора Dubai International Capital (DIC) применительно все к той же Европейской аэрокосмической и оборонной группе EADS. Dubai International Capital (DIC) купил пакет из 3,12% акций EADS, что было немедленно доведено до сведения спонсора EADS является материнской компанией авиастроительной компании Airbus. По сообщению представителей DIC, в дальнейшем «инвестор будет стремиться к более активной роли в компании».

Как говорят в таких случаях, кто бы сомневался. Неслучайно отслеживающий ближневосточную ситуацию в плане привлечения инвесторов шеф Germany Trade & Invest Михаэль Пфайффер (Michael Pfeiffer) отметил рост активности арабских фондов и увеличение числа желающих. Пример региональных лидеров увлекает. Так, International Petroleum Investment Company (IPIC), фонд из Абу-Даби, является владельцем, по меньшей мере, 70% акций немецкой компании MAN Ferrostaal (Эссен, в 2008 г годовой оборот 1,640 млрд евро), производящей крупные металлоконструкции, машины, оборудование для использования энергии солнца и биоорганики. Удачный пример вложения средств в экономику ФРГ — фирма Masdar PV, руководитель которой Райнер Гегенварт (Rainer Gegenwart) уже несколько лет, как пишут немецкие СМИ, «курсирует между двумя мирами». Одновременно он руководит возведением производственных мощностей в Ихтерсхаузене (близ Эрфурта) и в Объединенных Арабских Эмиратах. При этом задача у него одна: выйти на проектную мощность по производству в больших масштабах панелей солнечных батарей. Необходимый капитал — 200 млн долларов — для строительства в Ихтерсхаузене предоставлен арабским фондом Mubadala, основная миссия которого заключается в диверсификации экономики с наступлением постнефтяной эпохи, когда ключевым становится интерес к возобновляемым источникам энергии, особенно в области выпуска солнечных батарей. Параллельное предприятие в Абу-Даби выйдет на проектную мощность в 2010 г.

Еще об одном направлении следует сказать особо. Опубликованный почти два года назад (29.10.2007) в деловом журнале manager-magazin обзор был озаглавлен «Арабам нравится немецкая недвижимость». Его автор Кристоф Роттвильм (Christoph Rottwilm) предоставляет читателю возможность самому судить о том, насколько это хорошо для экономики ФРГ. Арабские инвесторы, отмечает он, ищут инвестиционные возможности для вложения огромных сумм. Германия для них — в числе наиболее лакомых кусочков: здесь политика гарантирует от потерь в стратегически важных секторах экономики. Аналитики указывают, что в ближайшие годы немецкие предприятия все чаще будут становиться объектом интересов стран Арабского региона. «Инвестиции в Германию для арабских инвесторов в настоящее время — очень горячая тема», подтверждает Фади Муссалли (Fadi Moussalli), региональный директор по международным консультациям в сфере недвижимости Jones Lang LaSalle в Дубаи. Спросом уже сегодня пользуется немецкая коммерческая недвижимость, такая, как, к примеру, офисные здания во Франкфурте-на-Майне. Муссалли оценил объем средств, которые поступили из стран Ближнего Востока на немецкий рынок недвижимости только в первой половине 2007 г в 770 млн нефтедолларов. Между тем в 2006 г. эта сумма составила 990 млн, а в 2004 г. — всего 180 млн долларов.

До сих пор нефтяные деньги играли значительную роль на рынках недвижимости Лондона и Парижа, говорит Кристиан Шульц-Вульков (Christian Schulz-Wulkow), консультант фирмы Ernst & Young Real Estate. «Однако мы наблюдаем нарастающий интерес арабских инвесторов к Германии». Но конкретнее можно будет говорить при анализе вторичного рынка ценных бумаг. Крупнейшей сделкой (2006) он назвал приобретение с помощью JLL недвижимости (офисное здание) на сумму 200 млн евро фирмой Immobilien-Investmentgesellschaft HDG Mansur. В 2007 г. была успешно завершена сделка с участием арабских инвестиций на сумму 300 млн евро — это объекты недвижимости в Берлине, приобретенные с помощью фирмы Arab Investments. Чем привлекают эти объекты? Фади Муссалли не скрывает причин. Их несколько, но главная — относительно низкие цены на немецком рынке недвижимости по сравнению с другими европейскими рынками, что более предпочтительно.

Не исключена и другая вероятная сфера арабских вложений. Дело в том, что офисные здания в условиях кризиса нередко преобразуются в жилые. Так, в Берлине на территории бывшей тюрьмы создается новый микрорайон повышенной комфортности Эксперты прогнозируют: арабский инвестор вполне может перевести внимание на рынок жилой недвижимости, который отличается низкой динамикой цен. «Немецкая волна» со ссылкой на крупнейшую в стране маклерскую фирму LBS Immobilien сообщает: в текущем году на немецком рынке недвижимости царит необычное оживление. При посредничестве этой фирмы за первые шесть месяцев на вторичном рынке жилья было совершено на 17% больше сделок с квартирами и на 8,5% — с индивидуальными домами. А в Мюнхене в первом полугодии, в самый разгар рецессии, было продано даже на 22% больше квартир, чем за достаточно благополучный аналогичный период прошлого года. В целом ряде городов и регионов, где есть фирмы с присутствием арабских инвесторов, наблюдается мини-бум. Он подпитывается низкими процентными ставками по ипотечным кредитам. Сегодня получить ссуду на десять лет можно менее чем под 4%, на 20 лет — менее чем под 5%, уточняет «Немецкая волна». Правда, для этого покупатель должен обеспечить первоначальный взнос, составляющий в Германии, как правило, от 20 до 40% стоимости объекта А такие деньги у арабского инвестора имеются. Он понимает реальную ценность жилья, которое немцы называют, как и другие объекты недвижимости, «бетонным золотом». Это золото могут прибрать к рукам нефтешейхи.

Арабские капиталы довольно интенсивно вливаются в немецкую экономику. Газета Handelsblatt сделала попытку отследить динамику арабского инвестиционного бума. Вначале это была покупка Кувейтом у промышленника Герберта Квандта небольшого пакета Daimler. Был момент, когда нефтяные шейхи вознамерились купить фирму целиком, но у них не получилось. Однако и сегодня, имея 7,1% акций, арабы являются крупнейшим инвестором автогиганта. По его пути пошли Дубаи, которые смогли приобрести 2% акций Daimler-Chrysler. Дубаи развили успех, когда стали собственниками 2,2% Deutsche Bank. В апреле 2004 г. Абу-Даби хотел войти в Volkswagen, однако сделка провалилась из-за спора о разнице в ценах. Затем разразилась настоящая торговая война за 49,9% пакета порта Гамбурга; цена вопроса, по оценке HHLA Dubai Ports World в феврале 2007 г., — 1,6 млрд евро. Под давлением со стороны сотрудников Гамбургского городского сената было решено отдать ближневосточному партнеру 30% акций. Транспортная сфера — одна из самых привлекательных для арабского инвестора: основные стратегические интересы стран Персидского залива проходят именно морскими путями, это секторы транспорта и логистики.

Даже беглый анализ арабских вложений в экономику ФРГ показывает: аппетиты растут. Но, похоже, немцев это не слишком пугает, подчеркивает газета Tagesspiegel (11.05.2009), комментирующая визит в Абу-Даби федерального министра экономики Карла-Теодора цу Гуттенберга (Karl-Theodor zu Guttenberg) Министра сопровождала солидная делегация бизнесменов ФРГ, в том числе специалистов завода и инжиниринговой компании Linde Gas, промышленных услуг уже упомянутой MAN Ferrostaal, химической группы Lanxess и производителя компрессоров Bauer.

Они прибыли на Ближний Восток, чтобы как раз привлечь дополнительное число арабских инвесторов. «Нам интересны ключевые отрасли промышленности в Германии — автостроение, энергетика, финансы, недвижимость», определил приоритеты Мохамед Бадави аль-Хусейни (Mohamed Badawy al Husseiny), финансовый директор компании Daimler-Aabar. Для этого надо совершенствовать управление, подчеркнул он, отметив, что Aabar был бы признателен, если Daimler смог бы построить центр разработок в Абу-Даби, по месту адреса фонда. Сегодня крупнейшими арабскими компаниями с наибольшим объемом инвестиций в Европе являются Kuwait Investment Authority (акции Daimler, ВР и Vodafone), Qatar Investment Authority (участие в Credit Suisse и Barclays), Aabar из Абу-Даби (инвестиции капитала в Daimler и AIG Private Bank). Страны, в которых размещен основной капитал: Великобритания (57%), Германия (19%) и Швейцария (18%).

Для Германии Саудовская Аравия и в прошлом была надежным партнером, сказал Гуттенберг. При этом он выразил заинтересованность в еще более тесных экономических и политических отношениях. Гуттенберг отметил, что немецкие фирмы, которые занимаются реализацией крупных проектов в Саудовской Аравии, на что страна хочет в целях модернизации в течение ближайших четырех лет потратить 400 млрд долларов, убедили: Абу-Даби и Эр-Рияд могут вкладывать средства в Германию.

Чего только стоит последний прорыв Катара — эмират является сегодня третьим крупнейшим акционером в будущем крупнейшего автопроизводителя в Европе. Первые два: семьи Порше (Porsche) и Пиех (Pieoch), а также федеральная земля Нижняя Саксония. Как сообщили немецкие СМИ (14.08.2009), эмират Катар окончательно договорился об участии в капитале немецкого автоконцерна Porsche, приобретя 10% основных акций концерна и опционы на большую часть принадлежащих Porsche акций Volkswagen. В результате у Porsche образуется наличность в размере 1 млрд евро, а Катар получает 17-процентную долю голосов в VW.

Daimler AG (оборот в 2008 г. 95,873 млрд евро) — один из ведущих автопроизводителей, пятый по величине автоконцерн в мире, тоже, как уже говорилось, с «обновой». Имеется в виду еще один владелец. За 9,1% акций уже упомянутый International Petrolium Investment Company (IPIC) из Абу-Даби заплатил автопроизводителю Штутгарта около 2 млрд евро. Daimler продолжает поиск стратегического инвестора, который позволит наладить выпуск экологически чистых электрических транспортных средств и производить инновационные композиты, говорит шеф IPIC Хадем Аль Кубайси (Khadem Al Qubaisi). Напомним, что государственный фонд IPIC из эмирата Абу-Даби — одного из семи княжеств, входящих в состав Объединенных Арабских Эмиратов, — предоставил компании Aabar большую часть средств, необходимых для приобретения акций Daimler.

Телеканал N-tv проинформировал 15.01.2008 о том, что в авиакомпанию AirBerlin пришел саудовский инвестор. Речь идет о Камале Абдулле С. Бахамдане (Kamal Abdullah S. Bahamdan), который с 11.01.2008 стал владельцем 3,1% акций. Сделка стала возможна благодаря фирме Moab Investments Ltd, которая в свою очередь является дочерней компанией KB Group Holdings Ltd.

Все это — отчетливые свидетельства того, что арабский инвестор вполне осваивается на немецком рынке, причем в ключевых его отраслях. Газо- и нефтедоллары — весомый аргумент для того, чтобы развивать производство в том русле, в каком это видится владельцам. Пока, как видно из приведенного обзора, данное обстоятельство устраивает германского продавца ценных бумаг. По крайней мере, тревог он не испытывает. Хотя арабский акцент чувствуется в ФРГ все сильней. Как отметила «Немецкая волна», немецкому концерну Daimler, не так давно отказавшемуся сначала от приставок Benz, а затем и Chrysler в своем названии, теперь впору называться Daimler Aabar

52.18MB | MySQL:103 | 0,490sec