Оценки в Израиле развития сотрудничества между Россией и Ираном. Часть 6

В последнее время на первый план в контексте войны на Украине вышло развитие сотрудничества между Россией и Ираном, и не только в сфере производства и поставок беспилотных летательных аппаратов и других видов техники и оружия. При этом ядерный аспект иранской проблемы остается для Израиля приоритетным[i].

Д-р Шай Хар-Цви (старший научный сотрудник Института политики и стратегии /IPS/ Университета Райхмана; подполковник на пенсии, бывший руководитель аналитического отдела Управления военной разведки; бывший исполнительный директор по исследованиям Министерства по стратегическим вопросам; бывший исполняющий обязанности генерального директора министерства; эксперт по стратегическим вопросам на международной арене и политике великих держав на Ближнем Востоке, прежде всего, России, включая ее отношения со странами региона в военной сфере) считает укрепление в последние месяцы «стратегической оси между Россией и Ираном», «значительным скачком в военном сотрудничестве между двумя странами». Он ссылается на официальные лица США, которые определили возникающие российско-иранские военные связи как «беспрецедентные» и назвали «полномасштабным оборонным партнерством», представляющим угрозу для соседей Ирана, следовательно, для Израиля. По мнению эксперта, «эта тенденция еще больше усиливает стратегические вызовы и проблемы безопасности, с которыми сталкивается Израиль ввиду растущей многоаспектной угрозы (ядерной, ракетной, террористической), исходящей от Ирана».

По мнению Шая Хар-Цви, «Россия рассчитывает на поддержку Ирана», который «за последние шесть месяцев поставил ей сотни ударных беспилотников «Шахид-136» и обучил их эксплуатации». Он предполагает, что «две страны договорились создать в России совместную линию по производству дронов. Иран также может предоставить России и другие системы вооружений в течение нескольких недель, в том числе сотни ракет класса «земля-земля» (возможно, с дальностью до 300 км)».

Иранскую помощь израильский эксперт считает «значительным подкреплением для российской армии, ставшим важнейшим компонентом ударов, которые она наносит с лета прошлого года по военным и инфраструктурным объектам Украины. Использование иранских беспилотников позволяет России еще больше ослабить украинские системы ПВО, которые и так истощены». Эксперт определяет причины, сочетание которых вынуждает Россию полагаться на иранские БПЛА: «огромные потери российского оружия в течение нескольких месяцев войны; неспособность российской оборонной промышленности удовлетворить потребности вооруженных сил; западные санкции, препятствующие импорту основных технологических компонентов; и относительно низкие инвестиции российской армии в разработку БПЛА».

Что касается выгоды для Ирана от углубления партнерских отношений с Россией, Хар-Цви полагает, что она заключается в потенциальном улучшении возможностей и маневренности Ирана во многих областях – военно-политической, экономической, технологической.

«На политическом уровне — формирование стратегической оси и усиление готовности Москвы поддерживать иранские позиции на международной арене, в том числе в отношении любых переговоров (в случае их возобновления) по утверждению новой ядерной сделки и в Совете Безопасности ООН».

«На военном уровне — модернизация иранских ВВС, средств ПВО и разведывательных возможностей с учетом того, что Россия может поставить Ирану передовые системы ПВО (С-400), современные истребители Су-35 и вертолеты». Эксперт ссылается на сообщения, согласно которым «прошлой весной иранские пилоты тренировались в России на Су-35, а командующий ВВС Ирана заявил, что две страны ведут переговоры о приобретении истребителей». Кроме того, допускается, что «две страны расширяют сотрудничество в области кибербезопасности и разведки, в том числе в аспектах, касающихся Израиля».

«На технологическом уровне — Иран может использовать Украину в качестве экспериментального поля для тестирования и улучшения характеристик своих беспилотников или любого другого оружия, которое он предоставляет России (например, насколько хорошо его беспилотники действуют против западных систем ПВО и в суровых погодных условиях). Кроме того, Россия передает Ирану западные системы вооружения для изучения и копирования технологий».

«На экономическом уровне — почти 1 миллиард долларов США в виде платежей и помощи в обход санкций, в том числе за счет использования рублей и риалов в двусторонних транзакциях». Особо отмечается тот факт, что «наряду с военным сотрудничеством в последние месяцы заметно активизировались и экономические связи между двумя странами».

Тем не менее, по оценкам Хар-Цви, «Россия явно проявляет осторожность в развитии отношений с Ираном в сферах, которые могут вызвать возмущение других стран и привести к ответным действиям, особенно если в Москве этим странам придается особое значение в целом, и тем более сегодня». Он имеет в виду, в первую очередь, Саудовскую Аравию и Израиль. Причину осторожного поведения России эксперт видит в том, что «Саудовская Аравия не соглашается помочь Соединенным Штатам путем снижения цен на нефть, в то время как Израиль не склонен помогать Украине системами ПВО, о поставках которых она просила».

Хар-Цви, исходя из имеющейся информации, полагает, что «несмотря на сообщения о просьбах Ирана о помощи в приобретении ядерных материалов и производстве ядерного топлива, Россия избегает помощи Тегерану в развитии его военной ядерной программы». В качестве основной причины, побуждающей Москву придерживаться такой позиции, он выделяет «озабоченность долгосрочными стратегическими соображениями и последствиями для безопасности в случае, если Иран станет обладателем ядерного оружия. В Москве понимают, если Иран получит такие возможности, это может нанести смертельный удар по режиму контроля над вооружениями, дестабилизировать Ближний Восток и ускорить ядерную гонку вооружений с участием Саудовской Аравии, Египта и Турции», – считает израильский эксперт.

Что касается Сирии, то, по мнению Хар-Цви, «Россия избегает каких-либо изменений в своей политике по отношению к Израилю по двум основным причинам. Во-первых, израильские удары по иранским объектам в Сирии также служат стратегическим интересам России, поскольку ослабляют присутствие Ирана на сирийской территории. Во-вторых, Москва понимает, что до тех пор, пока израильские ВВС сохраняют свободу действий в Сирии, Израиль будет сдерживаться от поставок Украине систем ПВО».

Шай Хар-Цви видит «прямую связь между продолжением войны на Украине и глубиной российско-иранского партнерства в сфере безопасности и обороны». По его оценке, «по мере того, как Россия все больше будет испытывать нехватку оружия, она будет все более зависеть от иранской военной помощи, что побудит Москву предлагать Тегерану большее в обмен на его поддержку». Исходя из этого, он рекомендует израильскому руководству осознать, что, «пока продолжается война, имеющиеся у него возможности воспрепятствовать укреплению российско-иранских отношений крайне ограничены».

В условиях  «растущей угрозы, исходящей от Ирана, и формирования оси между Тегераном и Москвой, что повышает у иранцев чувство безопасности», эксперт рекомендует Израилю «сформировать комбинированное стратегическое восприятие с двумя основными ключевыми составляющими». Первым и главным для Израиля он считает «сохранение особых отношений с Вашингтоном и продвижение ускорившегося наращивания сил в связи с пониманием того, что особые стратегические связи Израиля с США, включающие вопросы безопасности, имеют решающее значение для любой попытки воспрепятствовать иранской ядерной программе и противодействовать растущей угрозе, которая исходит от Тегерана». Поэтому новому израильскому правительству эксперт советует «избегать любых дестабилизирующих шагов или действий, которые могут быть истолкованы как противоречащие ценностям, разделяемым с Соединенными Штатами, что приведет к ухудшению отношений и ослаблению сотрудничества между двумя странами».

Хар-Цви рекомендует израильскому руководству «воспользоваться окном возможностей, открывшимся в результате того, что Соединенные Штаты и Европа все больше злятся на Иран, особенно с учетом помощи, которую последний предлагает России в ее войне с Украиной, и его порочным подходом к внутренним беспорядкам». «Израилю следует заручиться поддержкой Запада для продвижения различных альтернатив, с помощью которых можно сдержать иранскую ядерную программу и помешать усилиям Тегерана по улучшению его наступательного потенциала (ракеты, беспилотники). Запад мог бы сделать это, в том числе, оказав большее давление на иранский режим в экономическом и внутреннем плане, а также наложив санкции на организации и отдельных лиц, причастных к ядерной программе или террористической деятельности», – пишет эксперт IPS.

Одновременно, Хар-Цви настаивает на том, что новое израильское правительство должно «активно поддерживать отношения с Россией как на политическом уровне, так и на уровне безопасности. Именно с учетом укрепления отношений между Россией и Ираном Израилю следует осторожно подходить к запросам Украины и избегать пересечения красных линий России (особенно путем предоставления Киеву систем ПВО)». Эксперт опасается, что «потенциальная дестабилизация отношений Израиля с Россией может привести к тому, что последняя ответит как в региональном плане, так и в отношении российского еврейства, и такие потери сыграют напрямую на руку Ирану. На фоне эскалации напряженности в отношениях с Ираном в последние месяцы Израиль должен сохранить все доступные ему варианты для принятия мер против Тегерана и для его непрерывного сдерживания». Кроме того, относительно ядерной проблемы, «Израилю следовало бы возобновить диалог с Москвой о потенциальных рисках, которые текущий прогресс, достигнутый иранцами в ядерной программе, представляет как для самого Израиля, так и для региональной стабильности в целом»[ii].

[i] Israel names Security Cabinet members // JNS. 03.01.2023. https://www.jns.org/israel-names-security-cabinet-members/

[ii] The Strategic Partnership Between Russia and Iran – Which policy should Israel Adopt? / IPS. January, 2023. https://www.runi.ac.il/en/research-institutes/government/ips/activities/newsletter/har-zvi5-1-23ea/

52.23MB | MySQL:103 | 0,505sec