Турция отправляет Украине кассетные бомбы

Издание Foreign Policy сообщает, что в ноябре 2022 года Турция начала отправлять Украине разработанные в США первые партии кассетных бомб DPICM[i]. Речь, судя по всему, идет об улучшенных стандартных боеприпасах двойного назначения (DPICM – Dual-Purpose Improved Conventional Munition – в переводе на русский – Усовершенствованный обычный боеприпас двойного назначения), которые были произведены в Турции в прошлом веке в рамках соглашения с США о совместном производстве[ii]. Принцип работы DPICM не отличается от других кассетных боеприпасов – они несут в своей боевой части кассету с закрепленным на ней множеством боеприпасов поменьше. При взрыве кассета разбрасывает мелкие взрывающиеся части по большой площади[iii]. Каждый снаряд разбрасывает около 88 поражающих элементов кассетного боеприпаса.

После того, как США отказали Украине в поставках кассетных боеприпасов (это мощное и неоднозначное оружие для уничтожения российских танков и военнослужащих на поле боя), Турция оказалась единственным источником, от которого воюющая страна смогла их получить[iv]. Это еще раз продемонстрировало, что, несмотря на то, что Турция в некоторых отношениях сближается с Россией, она становится действительно важным сторонником Украины в военном отношении.
После нескольких месяцев сложных переговоров на тему экспорта вооружений между Киевом и Вашингтоном, решение было найдено в Анкаре, претендующей на посредническую монополию в ходе военного конфликта между Россией и Украиной. По оценке специалистов издания Foreign Policy, поставка Турцией снарядов DPICM демонстрирует, как Анкара сыграла ведущую роль в экспорте оружия в интересах Украины. Отмечается, что турецкие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Bayraktar TB2 помогли остановить российские бронетанковые колонны, надвигающиеся на Киев  и сыграли свою роль в потоплении российского крейсера «Москва», который в то время был флагманом Черноморского флота.

Как известно, базирующаяся в Анкаре Корпорация механической и химической промышленности в прошлом производила артиллерийский снаряд увеличенной дальности, который можно выпускать из 155-мм артиллерийских систем с самоуничтожающимися поражающими элементами кассетного снаряда DPICM, а также аналогичные снаряды, выпускаемые по лицензии США. Roketsan, другой крупный турецкий производитель оружия, в свое время производил ракеты TRK-122 для 122-мм артиллерийских систем, которые также разбрасывают суббоеприпасы кассетного снаряда DPICM. Словакия, Чили и США также в прошлом передавали Турции кассетные боеприпасы[v].

Этот шаг, который Турция пыталась скрыть в течение нескольких месяцев, также подчеркивает, что Анкара играла в опасную игру на протяжении всего конфликта: поддерживая Украину БПЛА Bayraktar TB2 (неочевидные достижения в рамках СВО умерили пыл апологетов турецких БПЛА, но в любом случае производитель успел занять свою нишу на рынке), которые помогли остановить наступление России на Киев, играя роль дипломатического посредника в сделке по экспорту зерна из украинского порта Одесса, заключенной при посредничестве ООН, и одновременно закупая российское вооружение для себя и тем самым раздражая НАТО. В сентябре 2022 года турецкий президент Р.Т.Эрдоган обвинил Запад в поставках Украине «металлолома и старого оружия» и выразил мнение, что позиция западных стран в российско-украинском конфликте «ошибочная», потому что своими действиями они только разжигают конфликт. По его словам, Анкара придерживается «сбалансированной политики» и выступает за прекращение огня.

Вероятно, это говорит и о важном сдвиге не только с точки зрения политики Турции по Украине, но и ее позиции по эксплуатации кассетных бомб. В международных документах от 2021 года, которые цитирует Foreign Policy, Анкара уверяет международные регуляторы, что не применяла, не производила, не импортировала и не передавала такие боеприпасы с 2005 года и не собирается делать это в перспективе.

Обратим внимание также на тот факт, что Турция до сих пор не выполнила свои договорные обязательства в рамках Оттавского договора, по которому была обязана уничтожить все противопехотные вооружения в районах, находящихся под ее юрисдикцией или контролем, к 1 марта 2014 года в соответствии с пунктами о запрещении использования, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин. Договор, также известный под неофициальным названием «Конвенция о запрещении противопехотных мин», был ратифицирован турецким правительством 1 марта 2004 года[vi].

В заключение отметим, что экспорт турецких вооружений и военной техники  в интересах Украины – это еще один пресловутый «нож в спину» от «наших турецких партнеров». Примет ли Москва ответные действия в отношении Анкары, которая открыто поддерживает Киев поставляя ему не только БПЛА, бронемашины, боеприпасы и технику, но и эффективные кассетные боеприпасы, которые будут стоить жизни множеству российских военнослужащих? Откажется ли после этого Россия  от газовых, нефтяных и зерновых контрактов с Турцией? Все это – сложные вопросы для российских лиц, принимающих решения, для ответа на которые потребуется время.

[i] https://foreignpolicy.com/2023/01/10/turkey-cold-war-cluster-bombs-ukraine/

[ii] Турция и США не являются участниками Конвенции по кассетным боеприпасам, запрещающей их использование, увеличение запасов и передачу другим государствам.

[iii] Подобные кассетные снаряды применялись Израилем в ходе Второй ливанской войны, Азербайджаном и Арменией во время Нагорно-Карабахского конфликта, США в Афганистане и Ираке.

[iv] Соединенным Штатам запрещено экспортировать DPICM в соответствии с законодательством США из-за высокого уровня брака.

[v] Крупнейшие зарубежные военно-промышленные корпорации: Справочник / Авторы-составители: С.А. Толкачев и др.; под ред. С.А. Толкачева. – М.: Прометей, 2020. – 400 с.

[vi] https://nordicmonitor.com/2022/02/turkey-persistently-fails-to-clear-land-mines-in-violation-of-the-un-convention/

52.18MB | MySQL:103 | 0,526sec